Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие формы международной кооперации, к числу которых относятся:
• лицензионный договор — использование авторского права, товарного знака, патента;
• сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;
• контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;
• франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением
дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;
• стратегический альянс — формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения «эффекта масштаба», либо с другими целями;
• совместное предприятие — одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
• многонациональная компания — наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/ или других способах корпоративного контроля.
3.1. 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС
Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре.
Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной
деятельностью.
Международный стратегический альянс отличает:
• происхождение партнеров — по крайней мере, из двух различных стран;
• стратегическая значимость для каждого партнера.
Исторически международные стратегические альянсы предшествовали национальным. В то же время
на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма
международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в
консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии.
Примером внутриевропейского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно- технических программ, в том числе, ESPRIT (информационные технологии),__и тд стр 60-
3.1.2. МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ
ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
3.2.1. ДОСТУП К НОВЫМ РЫНКАМ
3.2.2. ДОСТУП К НОВЫМ ИСТОЧНИКАМ РЕСУРСОВ
3.2.3. ДОСТИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
3.2.4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.2.5. СНИЖЕНИЕ РИСКОВ
ФОРМЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ
3.3.1. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ США
3.3.2. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ГЕРМАНИИ
3.3.3. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЯПОНИИ
3.3.4. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЮЖНОЙ КОРЕИ
3.3.5. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ РОССИИ
ХОЛДИНГОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МНК
3.4.1. ДОЧЕРНИЕ И ЗАВИСИМЫЕ КОМПАНИИ
3.4.2. ФИНАНСОВЫЕ И СМЕШАННЫЕ ХОЛДИНГИ
3.4.3. МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
3.4.4. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
3.4.5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
3.4.6. НЕИЕРАРХИЧЕСКИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ
3.4.8. МЕХАНИЗМ ВЗАИМНОГО УЧАСТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ СТРУКТУРЫ
3.5.1.ЭЛЕМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БАНКОВСКОЙ ГРУППЫ
3.5.2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
3.5.3. БАНКОВСКИЕ ФИЛИАЛЫ
3.5.4. ДОЧЕРНИЕ БАНКИ
3.5.5. АССОЦИИРОВАННЫЕ БАНКИ
3.5.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ В США
3.5.7. БАНКОВСКИЕ ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ