Экономическая сущность посреднических надбавок
Посредническая надбавка это экономическая категория, выражающая отношения между производителем и потребителем, между производителем и покупателем, между продавцами и покупателями по поводу реализации товаров, услуг и работ. С организационной точки зрения посредники представляют собой экономические субъекты, обеспечивающие продвижение товара от производителя к потребителю. К посредническим организациям относятся заготовительные, снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные, оптово-закупочные, розничные и другие организации, занимающиеся продажей и перепродажей товаров.
Посредническая деятельность относится к категории услуг. Как правило, посредническая деятельность осуществляется на коммерческой основе. Вознаграждение за свою деятельность посредники получают в различных формах оплаты, которые можно объединить в такое понятие как «посредническая надбавка».
Посреднические надбавки следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, посредническая надбавка представляет собой цену (тариф) за осуществление посреднических услуг. Во-вторых, посредническая надбавка является полноправным элементом цены на товар.
Рассматривая посредническую надбавку как цену за посреднические услуги, следует отметить, что она формируется по тем же законам и принципам, что и цены на товары и тарифы на услуги. Так, в состав посреднической надбавки входят следующие элементы:
- затраты (себестоимость, издержки) посреднических организаций на осуществление своей деятельности (З);
- прибыль посреднических организаций (П);
- налог на добавленную стоимость (НДС).
Расчет отдельных элементов посреднической надбавки и ее величины в целом по организации осуществляется по следующей примерной схеме:
1) по посреднической организации определяются все затраты (себестоимость), необходимые для ее функционирования . Допустим, что по конкретной организации эта величина составляет 15 млн. руб. в год;
2) формируется целевая прибыль организации . Для нормального функционирования (с учетом возможности развития) она, к примеру, должна составлять 6 млн. руб. в год;
3) рассчитывается величина посреднической надбавки организации без учета НДС путем сложения рассчитанных затрат и прибыли по формуле:
В нашем примере величина посреднической надбавки без учета НДС составит 21 млн. руб. (15 млн. руб. + 6 млн. руб.);
4) определяется величина налога на добавленную стоимость в составе общей посреднической надбавки организации (без НДС) при 18-процентной ставке налога по формуле:
В нашем примере в общей посреднической надбавке составит 3,78 млн руб. ;
5) рассчитывается общая величина посреднической надбавки с учетом налога на добавленную стоимость по формуле:
В нашем примере общая величина посреднической надбавки с учетом НДС составляет 24,78 млн. руб. (21 млн. руб. + 3,78 млн. руб.).
6) определяется общая стоимость приобретаемых для дальнейшей реализации товаров по отпускной цене изготовителя . Допустим, организация закупит товаров на сумму 70 млн. руб.;
7) рассчитывается посредническая надбавка (для первого посредника в цепи товародвижения) в процентах к стоимости приобретаемых по отпускной цене изготовителя товаров, предназначенных для дальнейшей реализации (ПН), по формуле:
Исходя из приведенных данных, для организации посредническая надбавка составляет 35,4% к стоимости приобретаемых по отпускной цене изготовителя товаров, предназначенных для дальнейшей реализации .