Промышленный цикл и его фазы
Продолжительность промышленного цикла обычно составляет 7-10 лет. Имеет название «промышленного», так как именно данные отрасли выступают его главным участником. Основное содержание промышленного цикла сводится к тому, что фазы оживления и подъема экономической конъюнктуры с определенной периодичностью сменяются фазами резкого снижения (кризиса) и депрессии. Поэтому в рамках промышленного цикла принято выделять два периода: нисходящий (падение объема производства) и восходящий (рост производства).Период, отделяющий одну фазу кризиса от другой, называется промышленным циклом. Промежуток времени между двумя точками, находящимися на одинаковых стадиях циклических колебаний, называется периодом цикла.
Степень изменения показателей, характеризующих развитие национальной экономики, отражает состояние экономической конъюнктуры. Для оценки используется ряд взаимосвязанных показателей, среди них принято выделять проциклические, контрциклические и ациклические показатели. Проциклические параметры синхронно увеличиваются в фазе подъема, а в фазе кризиса - уменьшаются (ВВП, прибыль, загрузка производственных мощностей, уровень цен и т. п.). Контрциклические показатели во время подъема уменьшаются, а в период спада увеличиваются (уровень безработицы, число банкротств, запасы готовой продукции и т. п.). Ациклическими показателями называются параметры, динамика которых обычно не совпадает с фазами экономического цикла (экспорт и импорт, движение иностранного капитала, объем сельскохозяйственного производства и т. п.). По признаку синхронизации с фазами промышленного цикла различают три вида показателей - опережающие, запаздывающие и соответствующие.
Опережающие показатели достигают максимума или минимума задолго до приближения пика или низшей точки экономического цикла (денежная масса, обеспеченность заказами, запасы готовой продукции).
Запаздывающие параметры достигают максимума или минимума только после прохождения экстремальных точек делового цикла (численность безработных, забастовки, удельные расходы на зарплату и т. п.).
Совпадающие параметры (показатели) изменяются в полном соответствии с колебаниями деловой активности (ВВП, степень использования производственных мощностей, инфляция и т. п.).
Фазы промышленного цикла. Кризис (рецессия) ‑ резко сокращаются объем выпуска и доходы населения. Одновременно увеличиваются запасы нереализованной продукции. Уменьшается прибыль и повышается норма ссудного процента. Вслед за сокращением дохода возрастает склонность населения к сбережениям. Снижаются курсы акций, сокращается приток инвестиций. Из-за сокращения объемов производства возрастают издержки, что уменьшает доходность капитала. На фазе кризиса включается механизм приспособления объема предложения к сократившемуся спросу. При вхождении в фазу кризиса объем совокупного спроса снижается быстрее объема предложения. Прежде всего, сокращается спрос на инвестиционные товары, затем уменьшается выпуск потребительских товаров длительного пользования и т. д. На заключительной фазе кризиса, из-за снижения пофакторных доходов и свершившихся банкротств, резко снижается спрос на ссудный капитал. Депрессия. Объем производства фиксируется на минимальном уровне. Производственные запасы не увеличиваются. Инвестиционный спрос отсутствует, нет и спроса на денежный капитал. Поэтому резко снижается норма процентной ставки. Высокие издержки производства складываются на тех предприятиях, которые резко уменьшили объем производства. При низких ценах это значительно отягощает их финансовое положение. Стремление уменьшить запасы готовой продукции заставляет расширять экспорт, коммерческое кредитование в товарной форме. Чтобы снизить издержки, разрабатываются проекты перевооружения производства и повышения производительности труда. В итоге появляются первые точки экономического роста. Их число возрастает, особенно в заключительной стадии депрессии. Депрессия заканчивается оживлением деловой активности. Оживление ‑ начинается обновление основного капитала, прежде всего оборудования. Загружаются обновленные производственные мощности. Это позволяет снизить издержки производства и увеличить массу прибыли. Рабочая сила все больше втягивается в производство, растут денежные доходы населения, оживляется спрос.
Подъем (экспансия). Продолжается обновление основного капитала. В строй вводятся новые предприятия. Увеличиваются доходы населения, нарастают потребительские расходы. Домашние хозяйства активно пользуются потребительским кредитом. Одновременно растут цены и рентабельность производства. До минимума сокращается безработица. Возникает экономический бум.
Во время бума продолжает расти спрос на кредит, но заметно повышается норма ссудного процента, что стимулирует сбережения в секторе домашних хозяйств. Сбережения населения через инвестиционный механизм (банки, рынок ценных бумаг и т. п.) материализуются в виде возрастающего спроса на капитальные блага. Банки продолжают открывать новые кредитные линии, охотно кредитуют запасы готовой продукции, поддерживают экспортное производство. Разрастается торговый капитал и прослойка посредников. Они порождают так называемый спекулятивный бум спроса. Население охотно вкладывает деньги в акции. Национальная эк. продолжает разогреваться, достигает полной занятости.
Заключительная стадия подъема. Особый интерес представляет заключительная стадия подъема (затухание), когда появляются скрытые признаки снижения инвестиционного спроса и потребительских расходов. Дело в том, что к данному моменту обновление основного капитала уже завершено, а все желаемые прибыльные проекты реализованы. Теперь нет особого смысла брать подорожавший кредит и вкладывать капитал в менее прибыльные проекты. К тому же мощностей вполне достаточно, чтобы отреагировать на прирост платежеспособного спроса. Цены перестают увеличиваться, прибыль снижается.
Высокая процентная ставка банков и затухание потребительских расходов сдерживают инвестиционный спрос. Поскольку в портфелях фирм есть еще крупные заказы по ранее заключенным контрактам, объем предложения инвестиционных товаров некоторое время (обычно 6-12 месяцев) сохраняется на достаточно высоком уровне. Но у прямых производителей уже начинают расти складские запасы готовой продукции в виде оборудования и других инвестиционных товаров, что тормозит деловую активность. В среде бизнеса нарастает пока еще скрытый пессимизм.