Сущн., структура, уровни и динамика потребностей
Сущн., структура, уровни и динамика потребностей
Эк.потребности – это часть чел-ких нужд, для удовл.кот. необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
Пр-во воздействует на потр-ти: 1. Пр-во создает конкретные блага и т.о. спос-ет удовлетворению опр.чел-х запросов, что ведет к появл.новых запросов. 2. Ускорение научно-тех.прогресса порождает качественно новые потребности.
Потр-ти воздействуют на пр-во: 1. явл. внутренней побудит. причиной и ориентиром созидат.деят-ти. 2. запросы быстро изменяются в колич.и кач. отнош., поэтому потребности часто обгоняют пр-во. 3. вызывают движение хоз.деят-ти от низшей ступени к более высоким.
Потребности - исходный пункт, а потребление - конечный пункт; между этими крайними пунктами происходит функционирование экономической системы.
Потребность - нужда в чём-либо, чувство неудовлетворённости, которое человек испытывает, или чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить.
Классификация
По масштабу и структуре пр-ва: 1. абсолютные (оринент.на новейш.достижения, на предельные возможности, задают оринетир пр-ву, подлежат удовл.в перспективе) 2. Действиетльные (полеж.удовл. в усл.достаточного ур.пр-ва и НТП. Выступ. в форме платежеспособного спроса.) 3. фактически удовлетворяемые (выст.в форме удовлетворенного спроса хар-ют фактич. ур.потребления благ)
По роли в воспроизводстве ло.производ.силы общества – человека: 1. материальные (выозн.в сфере матер.жизнедеят-ти чел. – еда, питье) 2. духовные (связ. с дух. деят-тью чел.-образование, культура, отдых) 3. социальные (возник. в св. с функционированием чел. в обществе)
По уровню развития общества: 1. элементарные (связ. с обесп. выживаемости чел. как биол. существа) 2. высшие (связ. с благосостоянием людей собственность, ур.образования…)
По соц.структуре общества: 1. Потребности личности (отдельн.индивида – м.быть насыщаемые и ненасыщаемые) 2. потребности общества (в безопасности, в правовой защите, охране ОС, предотвр.соц.конфликтов и т.п.)
другая классифик.: первичные и вторичные: первичные - потребность в питании и т.п. вторичные - потребности в удовлетворении духовных запросов человека(кино, театр)
эластичные - потребности, от удовлетворения которых можно временно воздержаться или отменить. неэластичные - потребности, которые существуют постоянно, но быстро снимаются, если их удовлетворить
Первичные потребности являются жёсткими, а вторичные тяготеют к эластичным.
Наиб. удачной счит. иерархия потребностей пирамида Маслоу- 5 ступеней.
Динамика. В ходе разв. общества растут и видоизмен. потребности его членов, круг потребностей расширяется. Одноврем. происх. и качественные изменения в самой структуре потребностей, возрастает для интеллектуальных и соц.потребн. физ. потребности все облее облагораживаются в том смысле, что в их удовлетвор. все большую роль играют соц-культурные факторы. Это называют ЗАКОНОМ ВОЗВЫШЕНИЯ потребностей, т.е. возвышение а не увеличение означает не только количественный рост, а качественное изменение потребностей людей
Выделяют:
1.Формальное право с-ти 2.действительное право с-ти,(реально существующие отношения взаимного орган-ия воли и взаимод-ия субъектов эк-ой жизни. Право соб-ти творит не законодатель а сама жызнь).
С-ть как юр-ая категория выражает отн-ия между людьми по поводу присваивания, отчуждения средств и результатов пр-ва. Здесь в центре внимания оказался фактическое осуществление присвоения, сам механизм реализации с-ти, присвоения субъектам результатов хоз-вования, здесь необходимо дать ответ “как реализуется с-ть?”
Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн. функциях присвоения:1.пользование 2.распоряжение 3.владение
Соб-ть как эк-ая категория предполагает не только присвоение, но и отчуждение. Это обособление от условий и результатов эк. деятельности.
Основные формы:
1. Отчуждение от труд-ой деят-ти
2.--..-- от соб-ти
Виды и формы с-ти служат определенными признаками эк.с. Различают 2 типа с-ти: 1.частную 2.общуственную
Частная с-ть выражает отношения присваивания – отчуждения средств и результатов права част. лицами. 2 формы ч. с-ти: трудовая нетрудовая
Трудовая – результат предпринятой деятельности данного лица и его семьи.
Нетрудовая с-ть возникает от получения имущества по наследству, деведендов от акций облигаций, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения.
Общественная с-ть означает совместное присваивание - отчуждение средств и результатов произ-ва.
Основные формы: гос /коллективная
В свою очередь формы коллективной собственности: 1)народная 2)кооперативная 3)акционерная
Гос: 1)федеральная 2)муниципальная
Система национальных счетов
Национальный продукт рассчитывается по системе национальных счетов (СНС), которая представляет взаимосвязь показателей развития экономики на макроуровне. СНС представляет собой способ упорядочения сбора, описания и увязки статистикой информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.
Основной целью использования СНС является описание макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны для обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер.
В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в 6 секторов: 1) нефинансовые предприятия; 2) финансовые учреждения и организации; 3) государственные учреждения, оказывающие услуги; 4) частные некоммерческие организации; 5) домашние хозяйства; 6) заграница.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый позволяет сопоставить инвестиции и сбережения, дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах «затраты – выпуск» В. Леонтьева. Третий блок представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
1.Чистый национальный продукт (ЧНП)- представляет собой сумму конечной продукции товаров и услуг, оставшуюся для потребления после замены изношенного оборудования. ЧНП показывает годовой объем производства, который экономика в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов.
ЧНП= ВНП- амортизация.
2.Национальный доход (НД) = ЧНП- косвенные налоги на бизнес.
Смысл подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика эк-х ресурсов.
3.Личный доход (ЛД)- представляет собой полученный доход и в отличие от национального, который является заработанным. Часть дохода- взносы на социальное страхование, налоги на прибыль, нераспределенная прибыль предприятий- не поступает в распоряжение населения, в то же время, трансфертные платежи (стипендии, пенсии, пособия) не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. ЛД= НД- взносы на социальное страхование- налоги на прибыль с предприятий- нераспределенная прибыль+ трансфертные платежи.
4.Личный располагаемый доход (ЛРД)- доход после уплаты налогов, используется домашними хозяйствами по личному усмотрению на потребление и сбережение. ЛРД= ЛД- индивидуальные налоги (подоходный налог, налог на наследство и т.д.).
Цели ГРЭ
Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования. Высшими, центральными целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности.
4 главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. «Магия» состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.
цели 2го порядка. н-р, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями НТР, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние ОС.
Административные средства меры запрета, разрешения и принуждения. инструменты:· фискальная политика,· денежная политика;· политика регулирования доходов;· социальная политика;· государственное регулирование ценообразования;· внешнеэкономическое регулирование. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является гос. сектор в экономике.
Основные экономические средства:· регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком);· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке;· операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Осн. формы ГРЭ 1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Экономическое законодательство слагается из элементов:Антимонопольное законодательство. Зак. о собственности. Налоговое зак.. Законодательство о труде и социальной защите. Законодательство об охране природы. Законодательство о защите прав потребителей. 2. Государственное предпринимательство (инфраструктура, транспорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага - + естественные монополии (газоснабжение, производство электроэнергии и электроснабжения т.д.). 3. Социальная политика 4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика
Государственный бюджет - это финансовый план правительства, сопоставляющий доходы с необход-ми расходами.
Методы гос. рег. внешнеэк. деят. по своему характеру делятся на тарифные, нетарифные Административные методы. Международные торговые договоры.Таможенные формальности. Контингентирование и лицензирование. Лицензирование - Контингентирование осущ. установлением режима выдачи инд-х лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Антидемпинговые процедуры.Ценовые преференции. Технические процедуры. (стандарты. сертификации продукции, товаров) Импортные процедуры. Оперативное регулирование ВЭД. (приостановить операции в случае недоброкачественной продукции)
Диверсификация форм сотрудничества. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация Валютно-финансовые отношения.
направления: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
В зав. от способа: административные и экономические формы регулирования. Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства. Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства
Сущн., структура, уровни и динамика потребностей
Эк.потребности – это часть чел-ких нужд, для удовл.кот. необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
Пр-во воздействует на потр-ти: 1. Пр-во создает конкретные блага и т.о. спос-ет удовлетворению опр.чел-х запросов, что ведет к появл.новых запросов. 2. Ускорение научно-тех.прогресса порождает качественно новые потребности.
Потр-ти воздействуют на пр-во: 1. явл. внутренней побудит. причиной и ориентиром созидат.деят-ти. 2. запросы быстро изменяются в колич.и кач. отнош., поэтому потребности часто обгоняют пр-во. 3. вызывают движение хоз.деят-ти от низшей ступени к более высоким.
Потребности - исходный пункт, а потребление - конечный пункт; между этими крайними пунктами происходит функционирование экономической системы.
Потребность - нужда в чём-либо, чувство неудовлетворённости, которое человек испытывает, или чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить.
Классификация
По масштабу и структуре пр-ва: 1. абсолютные (оринент.на новейш.достижения, на предельные возможности, задают оринетир пр-ву, подлежат удовл.в перспективе) 2. Действиетльные (полеж.удовл. в усл.достаточного ур.пр-ва и НТП. Выступ. в форме платежеспособного спроса.) 3. фактически удовлетворяемые (выст.в форме удовлетворенного спроса хар-ют фактич. ур.потребления благ)
По роли в воспроизводстве ло.производ.силы общества – человека: 1. материальные (выозн.в сфере матер.жизнедеят-ти чел. – еда, питье) 2. духовные (связ. с дух. деят-тью чел.-образование, культура, отдых) 3. социальные (возник. в св. с функционированием чел. в обществе)
По уровню развития общества: 1. элементарные (связ. с обесп. выживаемости чел. как биол. существа) 2. высшие (связ. с благосостоянием людей собственность, ур.образования…)
По соц.структуре общества: 1. Потребности личности (отдельн.индивида – м.быть насыщаемые и ненасыщаемые) 2. потребности общества (в безопасности, в правовой защите, охране ОС, предотвр.соц.конфликтов и т.п.)
другая классифик.: первичные и вторичные: первичные - потребность в питании и т.п. вторичные - потребности в удовлетворении духовных запросов человека(кино, театр)
эластичные - потребности, от удовлетворения которых можно временно воздержаться или отменить. неэластичные - потребности, которые существуют постоянно, но быстро снимаются, если их удовлетворить
Первичные потребности являются жёсткими, а вторичные тяготеют к эластичным.
Наиб. удачной счит. иерархия потребностей пирамида Маслоу- 5 ступеней.
Динамика. В ходе разв. общества растут и видоизмен. потребности его членов, круг потребностей расширяется. Одноврем. происх. и качественные изменения в самой структуре потребностей, возрастает для интеллектуальных и соц.потребн. физ. потребности все облее облагораживаются в том смысле, что в их удовлетвор. все большую роль играют соц-культурные факторы. Это называют ЗАКОНОМ ВОЗВЫШЕНИЯ потребностей, т.е. возвышение а не увеличение означает не только количественный рост, а качественное изменение потребностей людей