Инновационные процессы на предприятии
Понятие «инновация» (по-русски «нововведение») происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новшеств».
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновационный процесс (ИП) связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.
Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышении эффективности производства.
С учетом предмета инноваций различают следующие их виды:
· технико-технологические инновациипроявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства; они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;
· организационные нововведения- это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;
· управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;
· экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;
· социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда, а также состоят в улучшении социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурной деятельности, организации свободного времени;
· юридические инновации- это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;
· экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.
Обобщенно модель инновационного процесса можно представить в развернутом виде так:
ФИ - ПИ - Р - ПР - С - ОС - ПП - М - Сб,
где ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
ПР - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М - маркетинг;
Сб - сбыт.
Только некоторые фундаментальные исследования (ФИ) воплощаются в ПИ - Р - ПР и т.д. Примерно 90 % тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории вопроса).
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т.д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы: проектирование (ПР), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы «М - Сб» связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Для инновации в равной мере важны три свойства:
· научно-техническая новизна;
· производственная применимость;
· коммерческая реализуемость.
Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
2. Характеристика инвестиционного процесса
Термин «инвестиции» появился в отечественной экономике сравнительно недавно. Ранее использовалось понятие «капитальные вложения», означающее единовременные совокупные затраты на воспроизводство основных фондов. С их помощью может осуществляться как простое, так и расширенное воспроизводство ОФ.
Простое воспроизводство - это строительство и приобретение ОФ в размерах, соответствующих сумме начисленного износа по действующим производственным основным фондам, т.е. доведение общих размеров ОФ до их первоначальной стоимости.
Расширенное воспроизводство - это строительство и приобретение ОФ в размерах, превышающих сумму уменьшения ОФ в результате их износа.
Инвестициив более широком понимании, чем капитальные вложения, представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов). Поэтому такие вложения должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности.
В качестве инвестиций могут выступать:
1) денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги;
2) движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др.);
3) объекты авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности;
4) права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом или имущественные права.
Инвестицииявляются ключевой экономической категорией и играют исключительно важную роль как на макро-, так и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений. В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем. Они необходимы для того, чтобы обеспечить:
· расширение производства;
· предотвращение морального и физического износа основных фондов и повышение технического уровня производства;
· повышение качества продукции предприятия;
· осуществление мероприятий по охране окружающей среды;
· достижение других целей предприятия.
Классификация инвестиций:
· по натурально-вещественному воплощению - материальные, нематериальные и финансовые;
· назначению - прямые (реальные), направленные на приобретение основных и оборотных средств, и портфельные - для покупки ценных бумаг;
· источникам финансирования - собственные (амортизация, прибыль и выручка от реализации имущества) и заемные (кредит, лизинг и др.);
· происхождению - государственные и иностранные;
· цели - для получения прибыли, социальных или экологических результатов;
· срокам осуществления - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
· объекту - производственные и непроизводственные;
· направлению - для обновления основного капитала, для прироста недвижимости и оборотного капитала, для создания новой и повышения качества выпускаемой продукции.