Инновационные процессы на предприятии

Понятие «инновация» (по-русски «нововведение») происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новшеств».

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновационный процесс (ИП) связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышении эффективности производства.

С учетом предмета инноваций различают следующие их виды:

· технико-технологические инновациипроявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства; они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;

· организационные нововведения- это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;

· управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;

· экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;

· социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда, а также состоят в улучшении социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурной деятельности, организации свободного времени;

· юридические инновации- это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;

· экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.

Обобщенно модель инновационного процесса можно представить в развернутом виде так:

ФИ - ПИ - Р - ПР - С - ОС - ПП - М - Сб,

где ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ - прикладные исследования;

Р - разработка;

ПР - проектирование;

С - строительство;

ОС - освоение;

ПП - промышленное производство;

М - маркетинг;

Сб - сбыт.

Только некоторые фундаментальные исследования (ФИ) воплощаются в ПИ - Р - ПР и т.д. Примерно 90 % тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории вопроса).

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т.д.

В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы: проектирование (ПР), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы «М - Сб» связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Для инновации в равной мере важны три свойства:

· научно-техническая новизна;

· производственная применимость;

· коммерческая реализуемость.

Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

2. Характеристика инвестиционного процесса

Термин «инвестиции» появился в отечественной экономике сравнительно недавно. Ранее использовалось понятие «капитальные вложения», означающее единовременные совокупные затраты на воспроизводство основных фондов. С их помощью может осуществляться как простое, так и расширенное воспроизводство ОФ.

Простое воспроизводство - это строительство и приобретение ОФ в размерах, соответствующих сумме начисленного износа по действующим производственным основным фондам, т.е. доведение общих размеров ОФ до их первоначальной стоимости.

Расширенное воспроизводство - это строительство и приобретение ОФ в размерах, превышающих сумму уменьшения ОФ в результате их износа.

Инвестициив более широком понимании, чем капитальные вложения, представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов). Поэтому такие вложения должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности.

В качестве инвестиций могут выступать:

1) денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги;

2) движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др.);

3) объекты авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности;

4) права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом или имущественные права.

Инвестицииявляются ключевой экономической категорией и играют исключительно важную роль как на макро-, так и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений. В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем. Они необходимы для того, чтобы обеспечить:

· расширение производства;

· предотвращение морального и физического износа основных фондов и повышение технического уровня производства;

· повышение качества продукции предприятия;

· осуществление мероприятий по охране окружающей среды;

· достижение других целей предприятия.

Классификация инвестиций:

· по натурально-вещественному воплощению - материальные, нематериальные и финансовые;

· назначению - прямые (реальные), направленные на приобретение основных и оборотных средств, и портфельные - для покупки ценных бумаг;

· источникам финансирования - собственные (амортизация, прибыль и выручка от реализации имущества) и заемные (кредит, лизинг и др.);

· происхождению - государственные и иностранные;

· цели - для получения прибыли, социальных или экологических результатов;

· срокам осуществления - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

· объекту - производственные и непроизводственные;

· направлению - для обновления основного капитала, для прироста недвижимости и оборотного капитала, для создания новой и повышения качества выпускаемой продукции.

Наши рекомендации