Структура и цели управления экологической безопасностью.

Исходя из концепции устойчивого развития, принятой в России управление экологической безопасностью (природопользованием и охраной окружающей среды) должно стать неотъемлемой составной частью общей системы управления отдельным предприятием, отраслью, обществом и государством в целом.

Структура системы управления экологической безопасностью

 
           
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Цели Методы Формы Функции Инструменты Органы
управления управления управления управления управления управления

1. Цели управления экологической безопасностью:

2. Обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие на окружающую среду: процессов производства и выпускаемой продукции.

3. Обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В управлении экологической безопасностью используют следующие методы:

-социально-психологические;

-экономические;

-административные.

Социально-психологические методы (или информационные) включают в себя образование, просвещение, воспитание и пропаганду. Основное направление в этой области - создание системы непрерывного («сквозного») экологического образования, воспитания и просвещения на всех этапах становления человеческой личности и общества в целом.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования и кредитов.

Административные методы управления заключаются:

—в разработке и издании правовых и административных актов.

—в организации процессов подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений и загрязнений окружающей среды.

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Формы управления представляют собой внешние проявления управленческой деятельности. Они могут быть правовыми или неправовыми.

Неправовые формы управления (основные, преобладающие формы непосредственной управленческой деятельности), это:

—оперативно-хозяйственное распорядительство;

—обеспечение исполнителей необходимыми силами и средствами для выполнения ими своих непосредственных функций.

Правовые формы управления применяются там, где возникают противоречия не устранимые иным путем, кроме правового, и выражаются:

—впринятие таких решений, которые имеют значение закона и его форму;

- в инструкции и методики реализации,

- приказы по реализации и контролю.

—в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Функции управления - это виды действий, осуществляемые органами управления.

Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении следующих основных семи функций:

1.Функция учета природных ресурсов (ведения государственных кадастров).

2.Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов.

3.Функция распределения и перераспределения природных объектов

4.Функция воспроизводства природных объектов.

5.Функция пространственно-территориального устройства природных объектов

6.Функция контроля за использованием и охраной природных объектов.

7.Функция разрешения споров о праве природопользования

КАДАСТР (франц. cadastre), систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом. Различают кадастр земельный, кадастр водный, кадастр лесной, кадастр месторождений полезных ископаемых, кадастр животного и растительного мира.

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

1. Инструменты правового регулирования;

2. Инструменты прямого административного принуждения;

3. Инструменты прямого экономического принуждения;

4. Инструменты косвенного экономического принуждения;

5. Инструменты экономического стимулирования.

В соответствии с Конституцией РФ:

— каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;

— каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Система органов управления экологической безопасностью РФ

Наши рекомендации