Равновесие на единичном рынке. Равновесная цена. Понятие излишка потребителя и производителя.
Противоречивые интересы покупателей, желающих приобрести товары и услуги по минимальной цене, и производителей, стремящихся реализовать свою продукцию по максимальной цене, находят свое компромиссное выражение в равновесной цене. При высокой цене сокращается спрос и образуется излишек товарной продукции, складывается ситуация затоваривания фирм. При понижении цен спрос увеличивается, образуется товарный дефицит – ситуация товарного голодания коммерческих фирм.
Равновесная цена – это цена взаимного удовлетворения спроса и предложения, при которой нет ни товарных излишков, ни их дефицита.
Графической иллюстрацией цены равновесия является «Крест Маршала». Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременно поведение спроса и предложения интересующего товара.
1. QD = QS, Е – равновесная цена;
2. Р1 < РЕ, QD > QS → дефицит
При рыночной цене Р1 конкуренция среди покупателей формирует тенденцию к росту цены до равновесного уровня;
3. Р2 > РЕ, QD < QS → избыток
В условиях избытка цены имеют тенденцию к снижению.
Если на рынке формируется ситуация, когда интересы продавцов и покупателей не могут быть согласованы, это значит, что данный рынок не готов для реализации данного товара. Несоответствие цены может возникать как по цене, так и по объему.
В этой ситуации равновесие не наступает потому, что PSmin > PDmax. Самая min цена продавцов выше самой max цены покупателей (производство технически возможно, но нецелесообразно в силу чрезмерных издержек).
В данном случае происходит несоответствие по объему QSmin > QDmax (рынок свободных благ, пример – бездомные котята).
Рыночное равновесие считается стабильным, если рынок, вывеленный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под влиянием своих внутренних факторов. Если рынок стабилен, государству не следует вмешиваться в его функционирование, и наоборот.
Излишек потребителя – дополнительная полезность или дополнительная выгода, получаемая потребителем благодаря тому, что цена покупаемого им товара или услуги оказалась ниже того максимума, который он готов был заплатить.
Совокупный излишек потребителя измеряется как площадь над уровнем цены слева от кривой спроса. Излишек производителя – дополнительный доход владельца факторов производства, возникающий вследствие того, что рыночная цена на продукцию оказалась выше той, по которой производитель готов был ее продавать.
Совокупный излишек производителя измеряется как площадь фигуры между уровнем цены и кривой предельных издержек слева от кривой спроса. Излишек потребителя достигает максимума в условиях совершенной конкуренции, тогда как излишек производителя растет с ростом монополизации рынка.
20 Монополия: понятие и причины возникновения. Естественная монополия.
Монополия – 1)исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.
1)крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров.
2)Это тип рынка, для которого характерно что отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия отрасль и фирма совпадают.
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, выпускаемый им продукт в определенной степени уникален, т.е. нет близких заменителей. На монопольных рынках значительны барьеры для вступления в отрасль, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца, это может быть связано с экономией от масштаба, с естественной монополией. Т.о. Фирму можно назвать монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей, если оа ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Существует 3 типа мон-ий (деление зависит от способов, какими фирма добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке):
1) Закрытая мон-ия: официальная , юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам. Чаще всего это гос-ная монополия.
2) Естественная мон-ия: необходима в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, существует в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Средние издержки такой монополии минимальны в силу масштаба пр-ва. Поэтому разделение рынка с другими фирмами привело бы к неэффективности пр-ва.
3) Открытая мон-ия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время. Обычно такими монополиями являются фирмы, к-ые выходят на рынок с качественно новой продукцией, но не имеющей специальной защиты (патента). Но со временем другие фирмы могут предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.
Негативные последствия мон-ия: препятствуя конк-ии, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных р. общества. Когда цены устанавливаются выше предельных или средних издержек, тогда выпуск продукции будет меньше того объема, при к-ом предельные издержки равны установленной цене. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты).
Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям (электро энерг, ж/д, газпром)