Теории поведения потребителя

Теория потребительского выбора основывается на след постулатах:

1. множественность видов потребления – каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. ненасыщенность – потребитель стремиться иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. МU всех экономических благ всегда положительна.

3. транзитивность – теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Если А,В,С явл комбинациями каких-либо благ и поребитель безразличен в выборе между наборами А и В, и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. субституция – потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее кол-во блага-субститута.

5. убывающая полезность – предельная полезность блага зависит от его общего кол-ва, которым располагает данный потребитель.

при выборе товаров потребитель на рынке может испытывать на себе следующие эффекты:

1) эффект принадлежности к большинству; потребитель в силу своих личностных качеств стремиться присоединиться к спросу, который формирует большинство покупателей;

2) эффект сноба; потребители отказываются от товаров, спрос на которые формируют большинство покупателей;

3) эффект Веблена или эффект престижного потребления; потребитель формирует спрос на товар, даже если цена на него растет, для того, чтобы продемонстрировать свою исключительность.

Центральной категорией теории потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность какого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Совокупная полезность – это совокупное удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления данного количества блага за данное время.TU-совокупная полезность

Предельная полезность – это дополнительная полезность каждой дополнительной из потребляемых единиц блага (MU – убывающая). За относительно короткий промежуток времени (пока не изменятся вкусы потребителей) предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать.

Потребительское равновесие (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку товара, одинакова независимо от того, на какой товар израсходована.

ранжирование потребностей с помощью кривых безразличия (рис. 1). Каждая кривая безразличия графически отображает различные комбинации 2 экономических благ, обладающих одинаковой полезностью для потребителя. "Предельная норма замещения" (MRSху) – одно благо может быть замещено другим без изменения общей величины полезности для потребителя.

Теории поведения потребителя - student2.ru Множество кривых безразличия составляет карту безразличия.

Бюджетная линия – это линия возможного потребления, которая демонстрирует все возможные комбинации двух товаров, исходя из заданного уровня цен и заданной величины дохода. Бюджетная линия может иметь различный наклон, который зависит от соотношения цен товаров. На положение бюджетной линии влияют изменения в ценах и доходах. Свойства бюдж. огранич:

-при одновременном увеличении и цен и дохода положение бюджетной прямой не меняется и следовательно бюджетные возможности потребителя остаются прежними; - увеличение цен на значимые для потребителя товары равносильно сокращению дохода потребителя в аналогичное кол-во раз.

Потр-ль стремится max-ть полезность приобретаемой комбинации благ. Равновесное положение потребителя достигается в той точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех доступных кривых безразличия. В этой точке MRSхy двух товаров равна обратному соотношению цен на них.

Линия "доход - потребление" проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода. Эта кривая названа Дж. Хиксом кривой уровня жизни.

Наши рекомендации