Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе: понятие и критерии выделения.
В теории фирмы фактор времени играет существенную роль, поэтому нужно выявить отличия двух понятий, используемых экономистами: “долгосрочный период” и “краткосрочный период”. Впервые эти понятия были введены в экономическую теорию Альфредом Маршаллом. Они не означают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.
В течение весьма длительного времени все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена и т.д. Это означает, что “по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Если, например, фирма установила, что спрос на ее продукцию возрос, то может пройти десять лет, прежде чем она позволит себе осуществить перестройку предприятия и замену оборудования”1. Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.
Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.
В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.
Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.
Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.
16 Предложение и детерминанты предложения. Закон предложения. Эластичность S и факторы ее опред-е.
Предложение – количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
V предложения- максимальное количество единиц товара, которое производитель в состоянии предложить на рынок за определенный промежуток времени при данной цене, при прочих равных условиях. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения: с повышением цен, при прочих равных условиях, соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение - прямая зависимость V предложения от цены.
На предложение оказывают влияние следующие факторы (называемые детерминантами): цена (самая значительная детерминанта, изменение цены влечет за собой сдвиг по кривой предложения)
неценовые факторы:
1) количество продавцов на рынке;
2) цены на ресурсы.
3) использование более совершенных технологий;
4) налоги и субсидии.
5) цены на другие товары.
6) ожидания.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что иллюстрирует перемещение кривой S в S1 или S2, цена остается неизменной.
Предложение является функцией и определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов:
Qs = f(P, Рг, К, Т, N, В), где Qs - предложение, Р - цена, Рг - цены р., К - характер применяемой технологии, Т - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы.
Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3.
Эластичность предложения и факторы ее определяющие
Эластичность предложения показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%,
Esp= . В случае эластичного предложения значительную роль играет фактор времени. В мгновенном периоде предложение совершенно неэластично. Все факторы являются постоянными и нет возможности изменить объем производства.В краткосрочном периоде предложение более эластично. Часть факторов производства может быть изменена.Производитель может адаптироваться в определенных пределах к меняющейся цене и незначительно изменить объем выпуска В долгосрочном периоде предложение почти совершенно эластично. Фирма может изменить все имеющиеся в ее распоряжении факторы производства.
ЕРS = 1 - наблюдается единичная эластичность предложения – пропорциональность изменения цены и предложения или однопроцентное изменение предложения в ответ на однопроцентное изменение цены.
ЕРS < 1 – не эластичное предложение
ЕРS >1 – эластичное предложение
ЕРS = 0 – абсолютно не эластичное предложение (предложение остается постоянным при любой цене)ЕРS → ∞ - абсолютно эластичное предложение.
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
- наличие незагруженных производственных мощностей
- виды предлагаемых к реализации товаров и услуг
- возможность длительного хранения изготовляемой продукции
- минимальный объем затрат необходимый на расширение производства
- конъюнктура рынка
- период времени
17 Спрос и детерминанты спроса. Закон спроса. Функциональный и нефункциональный спрос
Спрос – платежеспособная потребность в каком-либо оваре или услуге. Объем спроса - то количество товара или услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период, при рочих иравных условиях.
Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.
Детерминанты спроса – это причины изменения величины спроса.
Цена служит самой важной детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта.
Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по 3 причинам:
1) на рынке действует эффект дохода. Он проявляется в том, что с падением цены на товар (при прочих равных условиях), потребитель желает купить большее количество товара, т.к. это означает увеличение его реального дохода (на единицу дохода можно купить большее кол-во товара).
2) эффект замещения проявляется в том, что с падением цены на товар он дешевеет и относительно других товаров, и потребители начинают замещать им другие товары, начинают покупать его больше.
3) в потреблении действует закон убывающей предельной полезности (предельная полезность – дополнительная полезность, которую приносит каждая дополнительно потребляемая единица блага), в соответствии с к-ым предельная полезность каждой дополнительно потребленной единицы блага уменьшается, поэтому потребитель будет увеличивать спрос на товар только в том случае, если цена на него будет падать при прочих равных условиях.
На рынке кроме цены на спрос могут воздействовать неценовые факторы (неценовые детерминанты). Под их воздействием спрос растет или снижается, т.е. происходит изменение в спросе, при этом цена на товар остается неизменной.
Неценовые детерминанты: 1) изменение во вкусах и предпочтениях потребителей. 2) количество покупателей на рынке. 3) доходы потребителей. 4) цены на сопряженные товары. 5)потребительские ожидания либо повышения цен, либо увеличения доходов в будущем.
Функциональным спрос обусловлен исключительно присущими даному благу потребительскими качествами. подчиняется закону спроса: существует обратная функциональная зависимость между ценой данного товара и объемом спроса на этот товар.
Нефункциональным спросом возникает у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под . То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. В нефункциональном спросе могут быть выделены 1.социальный, 2.спекулятивный и 3.нерациональный факторы, влияющие на него.(не подчиняется закону спроса) Делится на 3 неравные группы: 1. Спрос обусловленный внешними воздействиями на полезность товара :
- эффект массового потребления
- эффект сноба
- эффект показательного потребления
Эффект массового потребления понимается та величина на кот возрастает индив спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект отражает стремление людей не отставать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект сноба – он хар-ся величиной, на кот сократится индивид-й спрос вследствие того, что другие тоже потр-т данный товар, т.е. вследствие увелич-я рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к ислючител-ти, стремлению отличаться др от др, выделяться из толпы. Падение спроса тем больше, чем большим спросом данный товар пользуется у др покупателей.
Эффект показательного потребления отражает такое явление, как увеличение спроса на некоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своими аналогами цену.
Спекулятивный спрос- возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным.
Нерациональный спрос-объединяет все покупеи которые не планируются потребителем а происходят под воздействием внезапного минутного желания каприза прихоти.