Сущность и функции рынка. Рыночный механизм

Рынок в маркетинге - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.

Функции рынка:

1)Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

-кол-во произведенной продукции

-цена

-ассортимент

-качество

2)Посредническая функция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или иная система отношений между конкретными участниками общественного производства.

3)Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

4)Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

5)Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

-Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.

-Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).

-Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.

-Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

-Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.

-Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма

-Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

-Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).

-Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).

-Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.

-не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

-Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Структура и виды рынков

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

- Рынок ценных бумаг;

- Рынок труда (рынок рабочей силы);

- Рынок и валюты;

- Рынок информации;

- Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

По товарным группам:

- Рынки товаров производственного назначения;

- Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);

- Рынки сырья и материалов и т.д.

По географическому положению:

- Местные (локальные) рынки;

- Региональные рынки;

- Национальный рынок;

- Мировой рынок.

По субъектам или их группам:

- Рынок покупателей;

- Рынок продавцов;

- Рынок государственных учреждений;

- Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

По степени ограничения конкуренции:

- Монопольный рынок;

- Олигопольный рынок;

- Рынок монополистической конкуренции;

- Рынок совершенной конкуренции.

По уровню насыщения:

- Равновесный рынок;

- Дефицитный рынок;

- Избыточный рынок.

По степени зрелости:

- Неразвитый рынок;

- Развитый рынок;

- Формирующийся рынок.

По соответствию законодательству:

- Легальный (официальный) рынок;

- Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").

По характеру продаж:

- Оптовый рынок;

- Розничный рынок.

По характеру ассортимента товаров:

- Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

- Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

- Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

- Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

- Рынок автомобилей;

- Рынок нефти;

- Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

- Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

- Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

- Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

- Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

- Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

Наши рекомендации