Виды фирм по типам внутренней структуры управления

· Линейная форма представляет собой последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта

· Функциональная форма. В условиях функциональной формы происходит разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление. Функциональная форма позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая существенно и трансакционные издержки.

· Штабная (линейно-функциональная) форма. Формируется особый орган управления - штаба. Штаб централизованно регулирует как стадии производственного процесса, так и производство отдельных видов продуктов, что позволяет фирме более гибко реагировать на изменения спроса и на изменения производства.

· Многодивизиональная (матричная) форма. При матричной форме в организации фирмы наблюдается выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты. Хотя и сохраняется принцип управления одновременно по продукту и по стадии производства, происходит углубление самостоятельности продуктовых отделений. Продуктовые подразделения принимают самостоятельные решения относительно выбора качества товара, места сбыта, услуг, предоставляемых потребителю в процессе сбыта и после. За центральным руководством остается решение всех финансовых и стратегических вопросов поведения как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений.

· Самостоятельные центры прибыли. Регулирование подразделений центром осуществляется через финансовые показатели их деятельности (установление целевой нормы прибыли, нормативных объемов продаж и т.д. Общее стратегическое руководство (общая политика фирмы в экономической системе, ее экспансия на зарубежных рынках и основные способы вытеснения или сотрудничества с конкурентами) также остается за центральным управлением.

· Холдинг. В холдинге управленческого типа организация контроля над деятельностью подразделений, выступающих в качестве относительно самостоятельных фирм, осуществляется посредством пакетов акций этих фирм, которыми обладает центральная компания-холдинг с целью проведения совместной согласованной стратегии на рынке, в отрасли или регионе. Стратегия может характеризоваться не только и не столько в качестве сбытовой, сколько в виде производственной и маркетинговой.

Место в экономической системе:

В рыночной экономике производимая продукция имеет форму товара, поэтому предприятия предстают как основные товаропроизводители. Это означает, что предприятие можно рассматривать не только с материально-технической, но и с экономической стороны. В качестве товаропроизводителя предприятие вступает в различные экономические отношения – отношения купли-продажи факторов производства, отношения по поводу производства соответствующего товара, купли-продажи произведенного товара и т.д.
Поведение субъектов, представляющих предприятие в качестве товаропроизводителя, позволяет сделать вывод о том, что предприятие в условиях рыночной экономики предстает как сфера бизнеса и предпринимательской деятельности.
Бизнес есть самостоятельное занятие, дело, приносящее доход. Это может быть доход от индивидуальной трудовой деятельности, доход от спекуляции и даже от криминальной деятельности (есть и преступный бизнес). Работа по найму тоже может давать доход в виде зарплаты, но ее нельзя считать бизнесом.
Предпринимательство есть инициативная деятельность под собственную материальную ответственность, направленная на получение прибыли. Поскольку прибыль предстает как разница между получаемым предпринимателем доходом и расходами, то предпринимательство можно рассматривать как бизнес, но не всегда бизнес есть предпринимательство, так как не всегда его непосредственной целью является прибыль.
Предпринимательская деятельность включает деятельность по приобретению необходимых факторов производства и их соединению, предполагающую организацию производства и управление им, а также деятельность по сбыту произведенных товаров.

33. Организационные формы бизнеса: достоинства и недостатки.

Предпринимательство, как особая форма экономической активности, может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают предпринимательство государственное и предпринимательство частное.
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности государства от имени предприятия, учрежденного государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности.
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы в форме индивидуальной трудовой деятельности).
В организационно-экономической структуре предпринимательства выделяют три основные формы: индивидуальное семейное предприятие, партнерство (товарищество), корпорацию или акционерное общество. Рассмотрим эти виды бизнеса последовательно.
Индивидуальное семейное предприятие (ИСП) - наиболее распространенный вид бизнеса, преобладающий в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. Так, например, только в США количество ИСП возросло до 20 млн. ИСП называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности (или приобретает их), а также лично контролирует деятельность предприятия. Существуют сферы экономики, где рассматриваемый вид бизнеса традиционно успешно развивается. Это торговля, сфера услуг и сельское хозяйство. Основные преимущества такого бизнеса:
• быстрота учреждения, так как юридическая процедура оформления весьма проста и регистрация ИСП обычно не требует больших финансовых и материальных затрат;
• полная свобода и самостоятельность, которая привлекает в этот бизнес многих, потому что владелец сам себе хозяин и располагает значительной свободой действий для принятия решений, что и как производить. Не надо ждать решений никаких собраний, партнеров или директоров;
• высокая приспособляемость к рынку, особенно на стадии конечного продукта. Владелец может предоставлять клиенту персональные услуги, в то время как продукция крупного предприятия всегда стандартизирована, а конечный продукт, требуемый потребителю, индивидуален;
• высокая мотивация к эффективной работе. Владелец получает все в случае успеха и теряет все в случае неудачи;
• высокая сплоченность коллектива - весьма привлекательная черта этого бизнеса, так как участвующие в нем люди, как правило, связаны между собой семейными узами;
• возможность экономии на накладных расходах и стоимости рабочего места;
• возможность получения содействия от государства, так как государство заинтересовано в развитии такого бизнеса как сферы самозанятости.
Однако существуют и недостатки этой организационной формы:
• финансовые ресурсы единоличного предпринимателя, как правило, недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в более крупное предприятие, и этот бизнес испытывает постоянную нехватку средств. Поэтому процент банкротств здесь относительно высок, и коммерческие банки не очень охотно предоставляют кредиты;
• владелец должен быть универсальным работником: выполнять все основные решения (например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала), не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть на производстве, в рекламе и распределении продукции. Как правило, быть универсальным специалистом нелегко, и немногие в равной степени обладают такими навыками;
• единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют активами не только фирмы, но и своими личными. Если предприятие обанкротилось, он персонально и единолично отвечает по долгам фирмы. Для уплаты долгов в этом случае может быть продано личное имущество владельца.
Партнерство, или товарищество, - форма организации бизнеса, которая является естественным развитием единоличного владения и предполагает наличие двух или нескольких собственников. Закон о партнерстве 1990 года определил партнерство (товарищество), как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса для получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтеры, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.
По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею. Выделим преимущества товарищества:
• подобно единоличному (частному) владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны;
• поскольку в партнерство (товарищество) объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии;
• управление фирмой может быть специализировано. Каждый из партнеров может принять на себя ответственность за конкретный участок работы;
• вклад в товарищество возможен не только в виде денег, но и в виде имущества или коммерческой идеи.
Недостатки товарищества:
• участие в управлении нескольких человек может привести к несовместимости интересов, несогласованной политике или бездействию, когда требуются, наоборот, решительные действия. Еще хуже, когда партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным, а моральный климат - плохим;
• финансы компании ограничены, хотя значительно превосходят возможности частного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия;
• продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности;
• если партнерство полное, то оно страдает от неограниченной ответственности за деятельность предприятия. Полное партнерство означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия. Можно создать товарищество с ограниченной ответственностью. В таком случае компаньон отвечает по долгам предприятия в размере тех средств, которые он в него вложил.
Корпорация - форма крупного бизнеса, капитал которого разделен на равные доли (акции), которые продаются и покупаются. Корпорации, как признанные правительством «юридические лица», могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также могут выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа. Основные преимущества корпорации:
• наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала, так как способна аккумулировать свободные денежные средства всех слоев населения и тем самым привлекать их к предпринимательству;
• ей присущ уникальный способ финансирования через продажу акций и облигаций, который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц;
• она имеет более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению с другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в ее способности обеспечить банкам прибыльность;
• ограниченная ответственность. Владельцы корпораций (держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация обанкротится. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации по привлечению денежного капитала. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и от собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации (по крайней мере, согласно законам) вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным постоянством, недостающим другим формам бизнеса, и это открывает возможность перспективного планирования и роста;
• демократичность бизнеса, так как корпорация управляется собранием акционеров, в состав которого входят не только наиболее крупные акционеры, но и представители трудового коллектива, профсоюзов, других общественных организаций. Поэтому понятие коммерческой тайны в них существенно ограничено;
• наилучшая форма сочетания интересов бизнеса и государства, так как в отличие от других форм государство не только может быть членом акционерного общества, но и способно его учредить и контролировать.
Преимущества корпорации огромны и обычно превышают их недостатки. И все же они существуют:
• затруднения при регистрации устава корпорации, что связано с некоторыми бюрократическими процедурами и немалыми расходами на юридические услуги;
• двойное налогообложение: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды: первый раз как часть прибыли корпорации, второй - как часть совокупного личного дохода владельца акций;
• расхождение в функциях собственности и контроля. Причины этого кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Буль- шая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании, определении уставного фонда, разработке устава и его государственной регистрации.
Акционерные общества создаются двух типов: закрытые и открытые. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.
Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, что акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны, а общества с ограниченной ответственностью создают такой фонд только за счет пайщиков. Если существующие общества начнут выпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие «ограниченная ответственность» означает, что пайщик несет ответственность только в размере своего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется (в отличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своим имуществом).
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Оно дает возможность реализовать право членов ООО на управление. Количество голосов участников на собрании определяется пропорционально размеру их долей в уставном капитале.
Совместное предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия.
Вклады в уставной фонд оцениваются участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников.
Для регистрации совместного предприятия предоставляются следующие документы:
• письменное заявление учредителей о регистрации;
• заключение соответствующих экспертиз;
• две нотариально заверенные копии учредительных документов (учредительный договор);
• нотариально заверенная копия решения собственника имущества о создании предприятия или копия решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенные копии учредительных документов для каждого участника с российской стороны;
• документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением;
• выписка из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора.
Предприятия с иностранными инвесторами вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоторые виды деятельности требуют получения лицензии, например страховое и банковское дело.
Совместные предприятия имеют право создавать дочерние предприятия, филиалы и представительства как на территории РФ, так и за рубежом.
Иностранные инвесторы и предприятия наделяются землей, имеют право арендовать имущество, приобретать долю участия, акции и иные ценные бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядке и на условиях, установленных законодательством, могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий на территории РФ.

34. Производственная функция. Отдача от масштаба.

Теория производства изучает зависимость между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции.

Для проведения анализа поведения фирмы служит производственная функция.

Производственная функция – это функция, описывающая зависимость количества продукта, которое может произвести фирма, от объемов затраченных ресурсов.

Она была разработана в 1890 г. английским математиком А.Берри.

Производственная функция позволяет определить максимально возможный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или минимально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска продукции.

Современное производство основывается на применении трех факторов производства: труд, капитал, предпринимательская способность.

В теории производства традиционно используется двухфакторная производственная функция, в которой объем производства являлся функцией использованных ресурсов труда и капитала.

Классическая производственная функция

Q=f(L,K), Q – объем выпуска

K – объем фактора производства «капитал»

L – объем фактора производства «труд»

Виды фирм по типам внутренней структуры управления - student2.ru

Производственная функция показывает:

1. Максимальное количество товара, которое может быть произведено при различных сочетаниях факторов K и L.

2. Альтернативные возможности, при которых различные комбинации факторов обеспечивают один и тот же объем выпуска продукции.

Производственная функция описывает множество технически эффективных способов производства (технологий). Каждая технология характеризуется определенной комбинацией ресурсов, необходимых для получения единицы продукции.

Производственные функции различны для разных видов производства, но все они обладают общими свойствами.

Свойства производной функции:

1. Существует предел увеличения производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях.

2. Существует определенная взаимодополняемость (комплементарность) факторов произвоства. Без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость этих факторов.

3. Способ производства А считается технически более эффективным по сравнению со способом В, если он предполагает использование хотя бы одного ресурса в меньшем, а всех остальных – не в большем количества, чем способ В.

Технически неэффективные способы не используются рациональными производителями.

4. Если способ А предполагает использование одних ресурсов в большем, а других – в в меньшем количестве, чем способ В, эти способы не сравнимы по технической эффективности.

Следовательно, выбор будет основываться на соотношении цен применяемых ресурсов, т.е. на критериях экономической эффективности.

L=500K=1000

4L+2K=4000

5L+3K=5500

3L+4K=5500

( ↑к табл.)

Техническая эффективность – это максимально возможный объём производства, достигаемый в результате использования имеющихся ресурсов.

Экономическая эффективность – это производство данного объёма продукции с минимальными издержками.

Графически производная функция изображается с помощью изокванты.

Наши рекомендации