Определение количества груза на танкере.

КАФЕДРА «Управление судном»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 4 по дисциплине

"Технология перевозки грузов" (для курсантов и студентов заочников)

Тема:"Определение количества груза на танкере"

Методические указания составлены:

доцентом кафедры "Управление судном" Егоровой Л.И.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 7, от 26/06/08 г.

Новороссийск 2008 г.

Практическое занятие № 4.

Тема практического занятия:

Определение количества груза на танкере.

Количество жидкости, содержащееся в сосуде, может быть выраже­но двумя способами, а именно, объёмом и весом. Объём измеряется м3, f3 ( 0,0283 м), баррелями (0,159 м), галлонами или литрами.

Вес нефтепродуктов измеряется метрическими тоннами или длин­ными (английскими тоннами =1,016 метрической тонны).

Отсеки на судах имеют неправильную форму, объём занят корпус­ными конструкциями и трубопроводами. Их измерение производится сло­жным путём,

Все грузовые отсеки судна обмеряются и тарируются заранее, когда судно ещё строится, результаты тарировки для облегчения их использова­ния сводятся в таблицу. Судовые таблицы тарируются через каждые 10-20 см высоты, а соответствующая вместимость может быть выражена в любых мерах: м3, f3, баррелях, галлонах.Можно также тарировать цистерны в"тоннах воды"из расчёта 1 м3= 1 тонне.

Мерой учёта количества наливных грузов является их масса, поско­льку у всех жидкостей, особенно у лёгких нефтепродуктов, с изменением температуры изменяется и объём. Массу наливных грузов определяют по объёму, занимаемому грузом в танке, и по плотности груза.

Способы измерения уровня жидкости в отсеке судна.

Первыйзаключается в опускании футштока до днища отсека и в определении, до какой отметки футшток будет испачкан жидкостью. Спо­соб определения "взлива".

Второйспособ называется "замером пустот"и заключается в опре­делении пространства, оставшегося незаполненным между поверхностью жидкости и верхом отсека. Второй способ более удобен. Таблицы состав­ляются таким образом, чтобы с их помощью можно было определить объ­ём груза как по способу "взлива" так и по способу "замера пустот".

Оба измерения дополняют друг друга и, если сложить обе измерен­ные высоты, то получится полная высота отсека от днища, до внутренней поверхности отсека или до той точки, которая принята за начало отсчётов при измерении пустоты. Необязательно отсчитывать пустоту от верха от­сека, иногда бывает более удобным производить отсчёт от какой-либо другой точки, например, от верхней кромки измерительной трубы. Под та­кой таблицей должно быть примечание, что замер пустоты отсчитывается от верхней кромки измерительной трубы.

На большинстве современных танкеров и нефтерудовозов у всех от­секов имеются измерительные трубы, которые обычно располагаются приблизительно в геометрическом центре верха отсека. Такое расположе­ние измерительных труб устраняет ошибки при определении взлива или пустоты при крене и/или дифференте судна.

Таблицы тарировки отсеков судна включают также таблицу попра­вок к высотам взлива и пустоты для тех отсеков, где измерительные трубы расположены не в центре отсека; эти поправки даются для нескольких значений дифферента. Следует всегда пользоваться таблицей поправок, ес­ли судно сидит не на ровный киль.

Замеры груза производятся стальной рулеткой или метрштоком, которые имеют деления на сантиметры и миллиметры. Высота уровня нефтепродукта определяется по линии смачивания на ленте рулетки и метрштока.

Мерительные инструменты

Для определения пустоты чаще всего применяются метрштоки (фут­штоки). В верхней части метрштока имеется Т-образная ручкас попере­чиной шириной около 300 мм.На метрштоке сверху вниз нанесены деле­ния через 1 см, которые в свою очередь разделены пополам.

За начало отсчёта принята нижняя кромка поперечины ручки. Для производства замеров метршток опускают в отсек через мерительное от­верстие, пока поперечина не ляжет на кромки трубы, после чего этот метр-шток вынимают из отсека и читают показание на шкале метрштока в том месте, где начинается след нефтепродукта. Метршток во время замера дол­жен быть в вертикальном положении, иначе замер будет произведен не точно. (Смотри рисунок № 1).

Стальная мерительная лента применяется для определения высоты заполнения отсека жидкостью, при этом следует помнить следующее:

1. Иногда латунный наконечник длиной 150 мм.прикреплён зажи­мом к концу ленты и деления на самой ленте начинаются с деления 150 мм. нулевой отсчёт совпадает с нижним концом наконечника.(Смотри рисунок № 2).

2. У мерительных лент другого типа наконечником служит латунная линейка длиной 300 мм.,прикреплённая к концу ленты, но не засчитан­ная в её длину. Нулевой отсчёт совпадает с началом ленты, а потому на­личие линейки-наконечника требует прибавления к прочитанной на ленте высот 300 мм. (Смотри рисунок № 2).

Ленту второго типа очень удобно использовать для определения пустоты. Для этого необходимо опустить ленту в отсек с таким расчётом, чтобы латунная линейка была погружена в жидкость на несколько см, а верхний срез измерительной трубки совпал с одним из целых делений лепты (например: 1, 2, 3 и т.д. метра или метра и 20, 30, 40 и т.д. см).

Тогда истинная высота пустоты будет равна числу метров и сан­тиметров, показываемому лентой, плюс длина не погруженной в нефте­продукт части латунной линейки (от нулевого деления ленты до того места, где на линейке будут следы нефтепродукта). (Смотри рисунок№3).

Для определения пустоты могут быть также использованы мери­тельные ленты первого типа. В этом случае из показаний на шкале ленты следует вычесть число сантиметров равное глубине погружения в нефте­продукт латунного наконечника. (Смотри рисунок№2).

В настоящее время на судах применяются электронные меритель­ные ленты иностранного и отечественного производства позволяющие измерять пустоты и взливы грузы, а также температуру груза. Поэтому необходимо внимательно разобраться в тех мерительных инструментах заблаговременно до начала производства замеров, чтобы не допустить ошибки.

На судах устанавливаются системы дистанционного замера груза. Данные о величине взлива в каждом танке передаются в ПУГО, где и высвечиваются на табло. Как правило замеры взлива по системе дистанционного замера не используются для внесения в акт замеров и исполь­зуются при погрузке для приблизительного замера пустоты. В акт замера вносятся пустоты измеренные в ручную.

Определение плотности груза

Плотность жидких грузов определяется в соответствии с ГОСТамипри помощи ареометров, нефтеденсиметров, гидростатических весов или пикнометров. Эти приборы градуируются в соответствии с требованиями стандарта для определённой температуры, называемой стандартной.

За стандартную температуру в России принимается температура нефтепродукта при +20° С.

Плотностью нефтепродукта называют отношение его массы при температуре +20° С к массе воды в том же объёме при температуре +4°С. Такая плотность обозначается r20 и называется стандартной.

В практике работы транспортного флота плотность жидкого груза при любой температуре определяют расчётным методом, используя фор­мулу:

rt=r20\4+g(20-t), (1)

где r f- плотность груза при температуре t;

t- фактическая температура груза;

р 20\4-плотность груза по паспортным данным (стандартная);

g - поправка на плотность при изменении температуры груза на 1°С(выбирается из таблицы № 1).

Знак поправки получает отрицательное значение при температуре жидкого груза выше +20° С.

Если приборы для определения плотности градуированы не по стан­дарту, необходимо произвести пересчёт показаний к стандартной плотности r20\20 .

Пересчёт показаний приборов, градуированных при температуре 20° С и отнесенных к плотности воды при температуре 20° С, производится по формуле:

r20\4=0,99823r20\20 (2)

где, r20\20 - плотность при температуре воды +20° С.

0,99823 - плотность воды при температуре +20°С.

Вместо умножения на 0,99823можно пользоваться нижеследующи­ми поправками, которые следует вычитать из полученного показания плотности r20\20.

0,0012 0,6497-0,7062
0,0013 0,7063-0,7627
0,0014 0,7628-0,8192
0,0015 0,8193-0,8757
0,0016 0,8758-0,9322
0,0017 0,9223-0,9887

Пересчёт плотности жидкого груза, определённой при температуре +15°С и отнесенной к плотности воды при температуре +15° С, в стан­дартную плотность производится по формуле:

r20\4=1,00564 р 15/15 - 0,00908 (3)

В Англии стандартной считается плотность при +15,6° С, или 60°F, т.е. r 60/60. Перевод её в стандартную плотность, принятую в России, производится по формуле:

r20\4 = 1 ,00477 р 60/60 - 0,00799 (4)

Перевод шкалы API, принятой в США, в отечественный стандарт производится по формуле:

r20/4 = 142,175 / (API + 131,5) - 0,00799 (5)

Чтобы определить массу груза, имеющего плотность, показанную в одной из приведенных систем, необходимо перевести эту плотность в отечественный стандарт (r20), затем ввести поправку на плотность при той температуре, которую он имел в момент замера взлива или пустот по формуле (1):

Q = Wpt. (6)

где Q - масса груза;

W -объём груза ;

rt -плотность груза при данной температуре.

Плотность и температуру наливного груза определяют по соответ­ствующим измерениям средних проб, взятых из каждого танка на неско­льких уровнях согласно ГОСТа.

Среднюю температуру однородного груза t cp определяют как сред­нюю арифметическую величину из средних температур в отдельных танках:

tcP = (t1 + t2+.....+ tn)/n. (7)

где t cp -средняя температура груза;

t1, t 2, .... t n- средняя температура в отдельных танках;

n- число танков, которых измерялась температура,

Если в группе танков или в одном из них температура груза резко отличается от остальных, поправку на температуру вводят не на весь груз, а отдельно для каждого танка или группы танков.

Определение температуры необходимо вести с точностью до 0,1°С,так как ошибка приведёт к ошибке в определении количества груза.

Жидкие грузы одного наименования могут поступать на судно из нескольких береговых резервуаров, в связи с чем вероятно их различие в температуре и плотности.

В этом случае при определении массы жидкого груза одного наиме­нования может быть использована средневзвешенная плотность при t=+20°C,которая определяется по формуле:

r20\4ср=(Р1r120/42r220/4+…..+Рnrn20\4)/(P12+…..+Рn). (8)

где Р 1, P2…..Рn- массовое количество жидкого груза, поступившее на судно из каждого берегового резервуара;

r120\4, r220\4…..rn20\4- плотность груза в каждом из резервуаров (определяется по паспорту качества).

Теперь необходимо исправить средневзвешенную плотность попра­вкой (из-за отличия температуры от стандартной) способом, изложенным выше.

Массовое количество груза в тоннах определяют по формуле:

Q=Wr20\4ср. (9)

При перевозке нефтепродуктов из одной климатической в другую возможно расширение груза в случае повышения температуры окружаю­щей Среды. Следовательно, увеличивается и объём нефтепродуктов в тан­ках. Это вынуждает оставлять в танках достаточный запас свободного объ­ёма (пустоты).

Для расчёта наименьшего запаса пустоты на расширение необхо­димо знать плотность r20\4 и температуру погрузки груза t1.

Наибольшей температурой в рейсе t max задаются по наибольшим температурам подогрева или температуре морской воды. Дальнейший расчёт идёт по следующей схеме:

1. Определяют плотность груза при температуре погрузки по формуле (1).

2. Раcсчитывают плотность pf max/4 при максимально возможной температуре в рейсе по формуле (1).

3. Определяют предельное количество груза в единицах массы в танке с учётом расширения по формуле:

Qmax=Wmaxrt max\4 (10)

где W mах -максимально допустимый объём грузового танка, м .

4. Рассчитывают объём груза в танке W гр при температуре погрузки груза t1:

Wrp = Qmax/pt2/4 (11)

5. Незаполненный объём (запас на расширение dW) получается как разность:

dW=Wmax-Wгр. (12)

По полученному объёму dWиз таблицы ёмкости танка (калибро­вочной таблицы) выбирают необходимый запас пустоты под палубой на расширение груза.

Лаборатория нефтебазы выдаёт на танкер паспорт качества на неф­тепродукт, в котором указывает его свойства: плотность при +20°С;ок­тановое число; температуру начала и конца кипения; температуру вспы­шки; температуру застывания; йодное число; механические примеси; про­цент воды; цвет; прозрачность и т.д. На паспорте инспектор по качеству ставит штамп и подпись.

Расширения

Вес перевозимого на танкерах этилового (винного) спирта определяется по таблицам путём вычисления по объёму и крепости спирта. Учи­тывая, что спирт изменяет свою плотность не только с изменением темпе­ратуры, как например, нефтепродукты, но и с изменением крепости спир­та, расчёт температурной поправки плoтности на все крепости спирта яв­ляется сложным. В этом случае удобнее пользоваться специальной таблицей (таблица №3).

Эта таблица соответствует ГОСТу.Но не принято считать объём спирта в декалитрах, причём при переводе в кубические метры следует учитывать, что 1 метр кубический= 1000 литрам= 100 декалитрам.

Перевозимый спирт редко имеет температуру + 20° С, поэтому при определении веса спирта с температурой выше или ниже нормальной де­лается поправка на объём, т.е. на расширение или сжатие.

Каждому декалитру на каждый градус температуры расширения или сжатия соответствует 0,0011 декалитра (коэффициент расширения).

При погрузке спирта определяется разница температуры отгружен­ного спирта против нормальной, коэффициент 0,0011 дклумножается на разницу температур. Полученное произведение показывает расширение или сжатие объёма на 1 дкл при данной температуре.

Найденная поправка исключается из количества декалитров, указан­ных в акте замеров, если температура отгружаемого спирта выше 20°С, ес­ли она ниже +20°С найденная поправка прибавляется к количеству дека­литров в акте.

Можно определить количество погруженного спирта умножением объёма выбранного из калибровочных таблиц, на плотность спирта, указанную в паспорте качества. При этом следует учесть, что плотность в паспортах качества в России принято определять r15/4, а за рубежом r15/ 15.

Так как температурной поправки плотности спирта никто не вычисляет, следует объём погруженного спирта привести к температуре плот­ности указанной в паспорте качества, по формуле:

V20 = Vt + 0,0011 Vt (20 - t) (17 )

где Vt-объём спирта при температуре груза во время погрузки.

Когда плотность спирта r 15/15, его необходимо пересчитать на r15/ 4по формуле

r15\4=r15/15 r15 (18)

где r15- плотность воды при температуре +15° С.

После вычисления плотности r15/4 привести объём погруженного спирта к температуре = +15° С по формуле:

V15 = Vt + 0,0011 Vt (15 - t) ( 19 )

Вычисленные объёмы V20 и V15 можно будет умножить на плотно­сть r20/4 и r 15/4, в результате получим количество груза в тоннах.

Пример № 1. Отгружено 1230 дкл спирта крепостью 95,3% при температуре +25°С. Требуется определить вес этого спирта. Расчёт ведётся по следующей формуле:

V20 = V25 + 0,OQ11 V25 { 20-(+25)} (20)

Подставим числовые значения: V20 = 1230 + 0,0011 х 1230 х { 20 - (+ 25)}= 1230 - 6,765 - 1223,235 дкл.

Вес 1 дкл при крепости 95,3 % по таблице равен 8,1027, а вес всего спирта:

Q = 1223,235 х 8,1027 = 9911, 506 кг.

Пример №2. Отгружено 1230дкл спирта крепостью 95,3 % при температуре -5° С.

V20 = V-5 + 0,0011 V-5 (20 - t) ( 21 )

V20 = 1230 + 0,0011 х 1230 х {20 - ( -5)}= 123 + 0,0275 х 1230 = 1230+ 33,82 = 1263,82 дкл.

Q = 1263,82 х 8,1027 = 10240,354 кг.

Перевозка патоки наливом

Патока (меласса) является побочным продуктом сахарного произ­водства, представляющая собой густой сироп тёмно-коричневого цвета. Патока производится следующих видов: тростниковая, свекловичная, картофельная и маисовая (кукурузная). Свекловичная патока (меласса) получается из отходов свеклосахарного производства с содержанием сахарозы около 50%.

При перевозке патоки на судне должна быть следующая информа­ция о грузе: вид, сорт, плотность, температура застывания, максимальнодопустимая и установленная температура подогрева, вязкость, цвет, запах, прозрачность, кислотность, отсутствие и наличие ядовитых свойств, число Брике (отношение количества растворённого сахара к общей массе пато­ки), особые требования по подготовке танков, наливу и сливу.

Количество погруженной (выгруженной) патоки определяют по осадке судна с учётом судовых замеров и плотности забортной воды. В отдельных портах количество груза определяют и по береговым замерам.

При определении количества патоки по замерам взлива (или пустот) в грузовых танках используют формулу:

Q = W r / К ( 22 )

где W - объём патоки, получаемый по калибровочным таблицам, м3 ;

r- плотность груза в зависимости от числа Брике;

К = 1 + 0,00043 (t - 20 ) ( 23)

где t - температура груза в танках.

При погрузке патоки на её поверхности образуется слой пены, ко­торая заполняет все пустоты в танках и расширителях, достигая иногда толщины до 1-3 метра. Пена затрудняет замер и подсчёт количества при­нятого и сданного груза.

Для всех видов патоки температура 38-40°Сявляется критической. При дальнейшем её повышении начинается карамелизация, усиленное вы­деление углекислого газа и аммиака с образованием пены. Может наблю­даться самопроизвольный быстрый подъём температуры до кипения с выбросом значительного количества пены. Для остановки начавшейся реакции разложения патоку охлаждают ниже 40°С путём разбавления во­дой до плотности 78-80 числа Брикеи перекачивания из танка в танк.

До начала погрузки капитан судна должен ознакомиться с условия­ми чартера и потребовать от фрахтователей письменную инструкцию с указанием свойств груза и условиями перевозки. К погрузке допускается патока без явных признаков брожения- выделения пузырьков газа и спирт­ного запаха.

Погрузочную температуру груза указывают в инструкции; обычно она составляет 32°С.В процессе грузовых операций, так же как и при приёме нефтепродуктов, производят отбор проб.

Таблица № 1

Таблица № 2

Пересчёт плотности r20/4 на r15\15 и обратно

Плотность r15\15 или r20/4 Поправка с минусом при перес­чёте на r20\4. С плюсом при пересчёте на r15/15 Плотность r15\15 или r20/4 Поправка с минусом при перес чете на р20\4. С плюсом при пересчёте на r15/15
0,700-0,710   0,0051   0,830-0,840   0,0044  
0,710-0,720   0,0050   0,840-0,850   0,0043  
0,720-0,730   0,0050   0,850-0,860   0,0042  
0,730-0,740   0,0049   0,860-0,870   0,0042  
0,740-0,750   0,0049   0,870-0,880   0,0041  
0,750-0,760   0,0048   0,880-0,890   0,0041  
0,760-0,770   0,0048   0,890-0,900   0,0040  
0,770-0,780   0,0047   0,900-0,910   0,0040  
0,780-0,790   0,0046   0,910-0,920   0,0039  
0,790-0,800   0,0046   0,920-0,930   0,0038  
0,800-0,810   0,0045   0,930-0,940   0,0038  
0,810-0,820   0,0045   0,940-0,950   0,0037  
0,820-0,830   0,0044          

Таблица № 3

Определение веса спирта при температуре =+20°С

Крепость спирта %   Вес 1 дкл спирта при Т=+20° С   Крепость спирта %   Вес 1 дкл спирта при Т=+20° С  
95,0   8,1144   96,2   8,0667  
95,1   8Д105   96,3   8,0626  
95,2   8,1066   96,4   8,0585  
95,3   8,1027   96.5   8,0544  
95,4   8,0988   96,6   8,0502  
95,5   8,0948   96,7   8,0461  
95,6   8,0909   96,8   8,0419  
95,7   8,0869   96,9   8,0376  
95,8   8,0829   97,0   8,0334  
95,9   8,0788   99,3   7,9284  
96,0   8,0748   99,4   7,9234  
96,1   8,0708   99,5   7,9184  

Таблица № 4

КАФЕДРА «Управление судном»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 4 по дисциплине

"Технология перевозки грузов" (для курсантов и студентов заочников)

Тема:"Определение количества груза на танкере"

Методические указания составлены:

доцентом кафедры "Управление судном" Егоровой Л.И.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 7, от 26/06/08 г.

Новороссийск 2008 г.

Практическое занятие № 4.

Тема практического занятия:

Определение количества груза на танкере.

Количество жидкости, содержащееся в сосуде, может быть выраже­но двумя способами, а именно, объёмом и весом. Объём измеряется м3, f3 ( 0,0283 м), баррелями (0,159 м), галлонами или литрами.

Вес нефтепродуктов измеряется метрическими тоннами или длин­ными (английскими тоннами =1,016 метрической тонны).

Отсеки на судах имеют неправильную форму, объём занят корпус­ными конструкциями и трубопроводами. Их измерение производится сло­жным путём,

Все грузовые отсеки судна обмеряются и тарируются заранее, когда судно ещё строится, результаты тарировки для облегчения их использова­ния сводятся в таблицу. Судовые таблицы тарируются через каждые 10-20 см высоты, а соответствующая вместимость может быть выражена в любых мерах: м3, f3, баррелях, галлонах.Можно также тарировать цистерны в"тоннах воды"из расчёта 1 м3= 1 тонне.

Мерой учёта количества наливных грузов является их масса, поско­льку у всех жидкостей, особенно у лёгких нефтепродуктов, с изменением температуры изменяется и объём. Массу наливных грузов определяют по объёму, занимаемому грузом в танке, и по плотности груза.

Наши рекомендации