Раздел 2. функции менеджмента

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях, то есть задачах, которые они призваны решать. Функции выделились в результате разделения и специализации управленческого труда. Главной функцией менеджмента считается планирование, включающее целеполагание, рассматриваемое в широком смысле слова. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы для их реализации. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание и размещение объектов управления и их элементов, определение порядка их функционирования, установление и регламентацию связей между ними, формирование структуры управления, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники — руководители и исполнители — не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность персонала.

Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Ее элементом является учет, то есть сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого объема этой информации для нужд управления.

Контроль как таковой призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и «оргвыводы», связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск «мальчиков для битья» не является его задачей.

ТЕМА 2. ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА - ОРГАНИЗАЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

В самом общем виде процесс— это продвижение вперед; развитие какого-нибудь явления; последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.

Процесс в социальной системе— осуществление в определенной последовательности взаимосвязанных работ, обеспечивающих преобразование входа системы в ее выход.

Организация как процесс-

· совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями организации;

· организация в динамике;

· последовательная смена состояний в развитии организации.

В ходе процесса в организации происходят определенные изменения. При этом изменения протекают в результате целенаправленной деятельности людей.

Процесс состоит из операций. Операция— профессионально организуемая комбинация действий человека и (или) технического устройства, обеспечивающая достижение необходимого результата.

Любой процесс можно также условно разбить на стадии, этапы, фазы, циклы.

Стадия— часть процесса, характеризующаяся однородностью происходящих изменений.

Этап— часть процесса, заканчивающаяся получением промежуточного результата.

Фаза— часть процесса, состоящая из этапов, характеризующаяся явной определенностью или отражающая один из основных результатов процесса.

Цикл— полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса; периодически повторяющаяся последовательность.

Коммерческая организация создается для ведения бизнеса. Поэтому процессы коммерческой организации называют бизнес-процессами.

Бизнес-процесс— множество «внутренних шагов» (операций) предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Продукция здесь понимается в широком смысле: товары в материально-вещественной форме, услуги, продукция интеллектуального труда и т.п.

Бизнес-процесс — совокупность бизнес-операций, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся выходом, т.е. созданием продукции, необходимой клиенту. В данном случае клиентом может быть не только покупатель, но и внутреннее подразделение организации.

Организация имеет несколько ключевых бизнес-процессов, которые определяют ее успех на рынке. (рис. 9.2).

раздел 2. функции менеджмента - student2.ru

Рис.9.2. Ключевые бизнес-процессы коммерческой организации

Проектирование продуктов (услуг)— процесс по сбору и анализу требований клиентов, разработке продуктов (услуг), удовлетворяющих этим требованиям.

Маркетинг исбыт — деятельность по изучению рынка, реклама, распределение и продвижение товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых достигаются цели.

Снабжение— планирование и приобретение сырья и материалов и обеспечение ими других бизнес-процессов, в особенности в основ­ном производстве.

Производство— процесс, который преобразует входы, полученные снабжением, в выходы, которые предлагаются для внешних клиентов.

Управление— процесс стратегического, текущего и оперативного планирования, организации, координации и регулирования.

Обеспечение— включает процессы по содержанию производ­ственных зданий и другие внутренние процессы.

Все процессы организации связаны между собой, а порой строго следуют друг за другом (рис. 9.3).

раздел 2. функции менеджмента - student2.ru

Рис.9.3. Последовательность основных бизнес-процессов промышленного предприятия

На этом рисунке показана последовательность основных бизнес-процессов промышленного предприятия. Здесь не отражены процессы обеспечения, управления и т.п.

Каждый бизнес-процесс состоит из множества подпроцессов. Например, процесс производства продукции (услуг) может состоять из следующих подпроцессов:

• определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг;

• расстановка людей;

• организация подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования;

• изготовление продукции или оказание услуги;

• своевременный ремонт оборудования и техники;

• оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе;

• контроль качества.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Социальные организации не вечны. В процессе своей жизнедеятельности они проходят те или иные стадии, в том числе создание и ликвидацию.

Жизненный цикл организации - определенная последовательность стадий, которые она проходит в период своего функционирования.

Многие авторы выделяют, как правило, пять стадий жизненного цикла организации: возникновение (создание), становление, развитие, стагнация, возрождение либо ликвидация (табл. 8.3).

Таблица 8.3 Жизненный цикл организации

Стадии Главная цель Особенности
1. Возникновение Выживание, выход на рынок Руководство осуществляется одним лицом
2. Становление Ускоренный рост, захват рынка, получение прибыли Стиль руководства — жесткий
3. Развитие Систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа Наличие в руководстве опытных администраторов, зарождение бюрократизма
4. Стагнация Сохранение достигнутых результатов Текучесть кадров, отсутствие молодых квалифицированных специалистов, развитая бюрократия в управлении
5. Возрождение либо ликвидация Оживление бизнеса за счет инноваций, сплоченности персонала, изменения структуры управления и т.п. Появление лидера, способного перестроить всю систему управления организацией и бизнесом. При отсутствии такового организация ликвидируется

Возникновение.Организация возникает (создается) учредителями (собственниками) в целях ведения бизнеса и получения прибыли, оказания услуг некоммерческого характера или выполнения определенных функций. Ее организационно-правовую форму и выполняемые функции определяют учредители исходя из своих интересов.

Главная цель организации на данной стадии — выживание. Для коммерческой организации — выход на рынок. Для некоммерческой организации — освоение механизма и технологии оказания услуг или выполнения функций, определенных в учредительных документах.

В этот период организация управляется одним лицом (в коммерческой организации, как правило, собственником).

Становление.Это одна из опасных стадий жизненного цикла организации, в особенности для коммерческих организаций. Во-первых, еще не сформировалась опытная управленческая команда. Во-вторых, на рынке новую организацию еще не знают поставщики и покупатели. В-третьих, конкуренты, как правило, создают дополнительные барьеры для занятия ею соответствующего места на рынке.

Главная цель на этом этапе — расширение рынка, ускоренный рост. Для коммерческой организации не менее важными целями являются также получение прибыли, укрепление своих позиций на рынке, повышение конкурентоспособности и т.п.

Развитие.Развитие организации на этой стадии осуществляется на основе сложившейся системы и структуры управления. Организация осваивает новые рынки, новую продукцию (услуги), другие сферы деятельности, наращивает объемы производства и прибыли.

На этой стадии происходит переход к более совершенным формам и структурам. Этот переход может осуществляться как постепенно, так и скачкообразно, сопровождаться как количественными, так и качественными изменениями.

Стагнация.На этой стадии руководитель организации довольствуется достигнутыми результатами в прошлом. У него ослаблен интерес к изменениям внешней среды, к обновлению производства, к децентрализации полномочий и ответственности. Он удовлетворен сложившейся системой управления.

На этой стадии укрепляется бюрократизм в системе управления, возрастает текучесть кадров. Новые идеи и предложения по повышению эффективности деятельности организации гибнут в громоздких структурах управления.

Главная цель в данный период — сохранить достигнутые результаты.

Ликвидация либо возрождение.Эта стадия характеризуется убыточностью, неплатежеспособностью и неустойчивостью организации. В этот период у нее имеется два альтернативных варианта (возрождение или ликвидация). Процесс ликвидации организации очень хорошо отрегулирован в гражданском законодательстве (Гражданский кодекс РФ, законы об организационно-правовых формах юридических лиц, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.). Организация может быть ликвидирована по решению собственников или решению суда.

Если на этой стадии собственники приведут в организацию новую антикризисную команду, она может вступить в стадию возрождения. В этих целях новая команда должна перестроить не только систему управления, но и процессы по производству продукции (оказанию услуг).

Главная цель в этот период — оживление деятельности организации.

Каждая из рассмотренных выше стадий жизненного цикла организации имеет свои особенности. Поэтому управление организацией на этих этапах (стадиях) должно отвечать требованиям того этапа, на котором находится организация.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Любая классификация определенной совокупности объектов начинается с выбора критериев, в качестве которых обычно используются внешние или внутренние признаки этих объектов.

Наиболее часто в качестве критериев выбирают необходимые для идентификации организаций признаки (например, если в качестве классификационного признака принять отношение к прибыли, то можно выделить коммерческие и некоммерческие организации).

В зависимости от классификационного признака выделяются следующие виды социальных организаций:формальные и неформальные; бюджетные и внебюджетные; общественные и хозяйственные; коммерческие и некоммерческие; государственные, муниципальные, частные и смешанные (табл. 8.4).

Таблица 8.4

Классификация социальных организаций

Классификацион­ный признак Виды организаций Отличительные особенности вида
1. Отношение к формальным правилам о правах и обязанностях Формальные Объединения людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях
  Неформальные Объединения людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязан­ностях
2. Отношение к бюджету Бюджетные Создаются и финансируются государственными или муниципальными органами
    Внебюджетные Организации сами изыскивают источники финансирования
3. Характер деятельности Общественные Создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов своих членов
    Хозяйственные Предназначены для производства продукции и удовлетворения потребностей покупателей
4. Отношение к прибыли Коммерческие Организации, основной целью которых является получение прибыли
    Некоммерческие Основной целью этих организаций является удовлетворение общественных потребностей
5. Форма собственности Государственные Единственным учредителем и собственником организации является Российская Федерация или региональный орган управления
    Муниципальные Единственным учредителем и собственником организации является муниципалитет
    Частные Учредителями и собственниками данных организаций являются частные лица и (или) предприятия с частной формой собственности
    Смешанные Учредителями и собственниками данных организаций могут быть как частные лица, организации, так и государственные и (или) муниципальные органы

ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Применительно к организации законы понимаются в двух смыслах:

1) закон как нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти;

2) закон как объективная устойчивая связь (отношение) между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая благодаря массовой деятельности и через деятельность людей.

Будут рассматриваться законы во втором значении, т.е. объективные законы.

Закон организации - объективная, существенная, устойчивая связь явлений или событий, происходящих в организациях.

Законы организации являются важнейшей ступенью познания и выражают общие связи и отношения, присущие всем явлениям и процессам.

Законы организации — теоретический фундамент теории организации. Они помогают объективно анализировать накопленный опыт, правильно оценить возникшую ситуацию, способствуют повышению качества и эффективности управления организацией.

В литературе излагаются различные точки зрения на классификацию законов. Например, выделяют универсальные и специфические законы. При этом первые — действуют в социальной, биологической и технической системах, а специфические — относятся только к социальным организациям.

Некоторые авторы выделяют три группы законов: общие (действующие во всех системах), частные (действующие в какой-либо сфере общества) и специфические (действующие в определенных видах деятельности) (рис. 10.1)

Интересной представляется трехуровневая классификация законов организации (основные законы — первый уровень, законы формы и содержания — второй уровень, законы взаимосвязи и взаимодействия — третий уровень) (рис. 10.2.)

раздел 2. функции менеджмента - student2.ru

Рис. 10.1. Законы организации и их взаимодействие

раздел 2. функции менеджмента - student2.ru

Рис. 10.2. Система законов организации

К первому уровню относятся основные законы, определяющие сущность организации. Они являются фундаментом построения любой организации. К этой группе законов относится только закон синергии.

Во второй уровень рассматриваемой классификации отнесены законы: композиции, формации, информатизации, соответствия.

На третьем уровне данной классификации выделяются законы: итерации, единства, онтогенеза (развития), самосохранения.

Примем более простую классификацию законов организации, при которой они делятся на основополагающие и законы второго уровня.

К основополагающим законам организации, по мнению некоторых ученых, относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития (онтогенеза), закон наименьших, а к законам организации второго уровня — закон информатизации, закон единства анализа и синтеза, закон композиции (рис. 10.3).

раздел 2. функции менеджмента - student2.ru

Рис. 10.3.Классификация законов организации на основополагающие и законы второго уровня

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В самом общем виде принцип— это правило действия, вытекающее из закона. Оно сформулировано людьми и носит объективный характер.

Принципы организации - общие правила формирования упорядоченных, эф­фективных структур и процессов в организации.

Принципы организации определяют требования к ее структуре и процессам. В соответствии с этими требованиями создается организация, образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между структурными подразделениями и уровнями иерархии, применяются те или иные методы управления.

Принципы организации могут изменяться по мере развития общества. Классификация принципов организации может осуществляться по различным признакам.

Интересной представляется трехуровневая классификация принципов организации (рис. 11.1).

раздел 2. функции менеджмента - student2.ru

Рис. 11.1.Классификации принципов организации

В приведенной классификации отдан приоритет группе принципов цели (первый уровень). Приоритет группы принципов цели определяется природой и сущностью организации.

Выделение состава второго уровня классификации принципов организации объясняется диалектической связью между формой и содержанием — с одной стороны, и приматом группы принципов цели — с другой.

Такой подход позволяет раскрыть сущность и содержание организации как системы и выделить третий уровень классификации принципов (принципы взаимосвязи и взаимодействия).

Имеются и другие подходы к классификации принципов. Сущность принципов организации раскрывается на основе их классификации по степени универсальности. При такой классификации выделяются универсальные и специфические принципы.

Универсальные принципы— общие правила формирования и функционирования систем в природе и обществе.

Специфические принципы— правила, действующие в структурах и процессах организации.

Специфические принципы делятся на три группы: 1) принципы структуры; 2) принципы процесса; 3) принципы модернизации (рационализации).

Принципы структуры— правила построения рациональных структур.

Принципы процесса— правила построения процессов.

Принципы модернизации (рационализации)— правила совершен­ствования структур и процессов, приведение их в соответствие с новыми требованиями и международными стандартами.

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Наши рекомендации