Производственная программа предприятия
Производственная программа представляет собой объем производства продукции, осуществляемых работ и услуг в планируемом периоде в соответствии с номенклатурой, ассортиментом и качеством, определенным в заказах и договорах с потребителями.
Производственная программа состоит из двух разделов:
1) план производства продукции в натуральных или условно-натуральных показателях;
2) план производства продукции в стоимостном выражении,в оптовых ценах предприятия.
Планирование производственной программы включает следующие этапы:
• анализ объемов производства в предплановом периоде;
• анализ портфеля заказов, спроса на продукцию;
• анализ производственной мощности предприятия;
• анализ имеющихся экономических ресурсов и эффективности их использования;
• обоснование объема выпуска продукции в натуральных показателях;
• обоснование объема товарной продукции в оптовых ценах предприятия;
• оценка производственной программы;
• разработка мер по реализации производственной программы.
При разработке производственной программы предприятия можно выделить следующие элементы:
• основная продукция, на выпуске которой специализируется предприятие;
• новая продукция — продукция, которая будет изготовлена впервые и отличается от основной улучшенными свойствами или характеристиками;
• продукция на экспорт;
• опытные образцы;
• работы и услуги промышленного характера — частичная обработка материалов, деталей, доведение до готовности изделий, изготовленных на других предприятиях, ремонт и модернизация оборудования и т. д.;
• прочая продукция (например, подсобных хозяйств).
В предплановом периоде особое внимание уделяется анализу:
• специализации производственной деятельности каждой
производственной единицы;
• портфеля заказов и спроса по номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции;
• работы предприятий-поставщиков;
• прогрессивности применяемых на предприятии норм и нормативов;
• продуктово-технологических цепочек с целью выявления узких мест;
• производственных и сбытовых мощностей и их сбалансированности.
Для повышения экономического обоснования производственной программы при ее разработке необходимо применять многовариантные подходы на основе:
• объема реального платежеспособного спроса по каждой продуктовой группе в планируемом году;
• объема заказов, заключенных договоров с покупателями продукции на планируемый год;
• увеличения в планируемом году доли предприятия на рынке или целевом сегменте в соответствии с общей стратегией развития;
• повышения коэффициента использования производственной мощности предприятия;
• повышения эффективности использования экономических ресурсов предприятия;
• целевой прибыли.
Необходимо с учетом конкретных условий обосновать выбор варианта плана производственной программы и разработать мероприятия по обеспечению его выполнения.
В условиях нестабильности финансовой ситуации в стране следует разрабатывать оптимистический и пессимистический варианты плана производственной программы с учетом внешних угроз, дополнительных возможностей, конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности предприятия.
Оценку качества производственной программы целесообразно производить по показателям рентабельности продукции, продаж, производства, а также по показателям эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.
Важным элементом управления на предприятии является планирование выполнения производственной программы на основе оперативно-календарного планирования.
Основными функциями оперативно-календарного планирования являются:
• обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и задании на текущую рабочую смену, неделю, декаду, месяц;
• обеспечение рабочих мест материалами, заготовками, оборудованием, инструментом, приборами;
• координация и регулирование работы всего коллектива в целях налаживания согласованной и эффективной работы предприятия.
Для выполнения производственной программы необходимо обеспечить:
• распределение ее по периодам года (кварталам, месяцам) с учетом установленных договорами сроков поставки продукции, сезонности, сменности работы, сроков ввода и освоения новых производственных мощностей, изменения ассортимента продукции и т. п.;
• доведение ее до структурных подразделений с учетом максимально возможной загрузки производственных мощностей участков и цехов.
5. Стоимостные формы учета выпуска и реализации продукции (работ, услуг).
Результатом реализации производственной функции предприятия является его продукция, которая может учитываться в натуральных показателях, условных единицах, денежном выражении.
Если продукция в натурально-вещественной форме учитывается в натуральных единицах измерения (штуки, тонны, метры и т. д.), то единица измерения должна отражать специфику производства и потребления различных видов продукции.
Для определения общего объема выпуска продукции, если предприятие производит несколько ее разновидностей, используются кроме натуральных условно-натуральные единицы измерения. Условные единицы дают возможность пересчета физического объема производства каждой разновидности в
условные единицы. Коэффициенты пересчета могут устанавливаться по весу, затратам рабочего времени, электроэнергии и т. д. Например, в хлебопечении — в пересчете на условный сорт, в консервной промышленности — в условных банках определенной емкости.
Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах.
В каждом из подразделений предприятия в рамках производственного цикла различают результаты производства по степени его завершенности:
• незавершенное производство — предметы труда, переданные в производственные подразделения для обработки и находящиеся в данном подразделении до стадии ее завершения;
• полуфабрикаты— продукты, полностью законченные обработкой в рамках данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других производственных подразделениях в соответствии с последовательностью процесса технологии производства;
• готовые изделия — продукция, полностью законченная обработкой данного производственного подразделения или предприятия в целом, признанная годной для использования.
Для характеристики объемов производственной деятельности в стоимостном выражении используются следующие показатели:
• валовой оборот — стоимость продукции, произведенной за определенный период всеми цехами предприятия, независимо от того, будет ли использована данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или реализована;
• внутризаводской оборот— это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами предприятия в течение определенного периода, т. е. это та часть выработанной предприятием продукции, которая используется внутри предприятия для собственных промышленно-производственных нужд;
• валовая продукция — стоимость всей продукции, произведенной предприятием за определенный период независимо от степени ее готовности и дальнейшего использования.
Валовая продукция может быть определена двумя способами.
1) как разность между валовым и внутризаводским оборотом;
2) как сумма произведенной товарной продукции, изменения (прироста или уменьшения) остатков полуфабрикатов собственного производства и изменения (прироста или уменьшения) остатков незавершенного производства за определенный период:
ВП = ТП + (ПФК – ПФН) + (НПК – НПН),
где ВП — валовая продукция за период, руб.;
ТП — товарная продукция за период, руб.;
ПФН и ПФК — стоимость остатков полуфабрикатов, используемых для дальнейшего производства, соответственно на начало и конец периода, руб.;
НПН и НПК — стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец периода, руб.
Валовая продукция учитывается в оптовых ценах предприятия. Полуфабрикаты, используемые для дальнейшего производства, незавершенное производство учитываются по себестоимости. В связи с этим остатки полуфабрикатов и незавершенного производства для определения валовой продукции пересчитывают в оптовые цены предприятия.
• товарная продукция (ТП) — стоимость готовой продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации сторонним потребителям за определенный период, в оптовых ценах предприятия. В состав товарной продукции включается стоимость работ, услуг производственного характера по заказам, а также стоимость переработки материалов заказчиков;
Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации изделиям, услугам и работам промышленного характера за данный период времени:
ТП =ГП + ПФ + РПх-ра + ПВц + Спсмз,
где РПх-ра —работы промышленного характера, выполненные на сторону, включая ремонт и использование транспортных средств,
ПВц —стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущенной на сторону или своему капитальному строительству.
Спсмз —стоимость переработки сырья и материала заказчика.
Если предприятие не оказывает услуги промышленного характера на сторону, то объем его товарной продукции представляет собой законченную производством продукцию, прошедшую технический контроль и переданную на склад готовой продукции.
• отгруженная продукция (Отгр.П) — стоимость фактически переданной покупателям продукции за определенный период. Отгруженная продукция отличается от товарной на стоимость остатков готовой продукции на складе на начало (ОН) и конец (ОК) периода:
Отгр.П = ТП + ОН – ОК.
Показатели товарной и отгруженной продукции учитываются в оптовых ценах предприятий;
• реализованная продукция — оплаченная покупателями отгруженная продукция.
Оценочным показателем работы является объем реализованной продукции, так как получение прибыли возможно только после того, как принадлежащая фирме продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. Реализованная продукция характеризует объем готовых изделий, работ и услуг, реализованных данным хозяйствующим субъектом в данном периоде, оплаченных либо подлежащих к оплате в данном периоде:
РП = ТП + Огп нг —Огпкг,
где Огп нг —остатки готовой продукции на начало года,
Огп кг —остатки готовой продукции на конец года.
Для характеристики объемов деятельности предприятий используют показатели чистой и условно-чистой продукции.
Чистая продукция (ЧП) — часть валовой продукции, которая остается за вычетом потребленных в процессе производства средств производства (сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизации производственных основных фондов). Она включает расходы на оплату труда и прибыль. Чистая продукция может быть определена по следующим формулам:
ЧП = ВП – МЗ – А, или ЧП = ОТ + П,
где ВП — валовая продукция, руб.;
МЗ — материальные затраты, руб.;
А — амортизация основных средств, руб.;
ОТ — оплата труда работников, руб.;
П — прибыль, руб.
Первая формула показывает формирование чистой продукции, что позволяет оценить факторы, влияющие на ее величину, вторая — характеризует состав чистой продукции.
Условно-чистая продукция — это вновь созданная стоимость, она рассчитывается путем вычитания из валовой продукции материальных затрат и отличается от чистой продукции на сумму амортизации основных средств.