Производственная программа предприятия

Производственная программа представляет собой объем производства продукции, осуществляемых работ и услуг в планируемом периоде в соответствии с номенклатурой, ассортиментом и качеством, определенным в заказах и договорах с потребителями.

Производственная программа состоит из двух разделов:

1) план производства продукции в натуральных или условно-натуральных показателях;

2) план производства продукции в стоимостном выражении,в оптовых ценах предприятия.

Планирование производственной программы включает следующие этапы:

• анализ объемов производства в предплановом периоде;

• анализ портфеля заказов, спроса на продукцию;

• анализ производственной мощности предприятия;

• анализ имеющихся экономических ресурсов и эффективности их использования;

• обоснование объема выпуска продукции в натуральных показателях;

• обоснование объема товарной продукции в оптовых ценах предприятия;

• оценка производственной программы;

• разработка мер по реализации производственной программы.

При разработке производственной программы предприятия можно выделить следующие элементы:

• основная продукция, на выпуске которой специализируется предприятие;

• новая продукция — продукция, которая будет изготовлена впервые и отличается от основной улучшенными свойствами или характеристиками;

• продукция на экспорт;

• опытные образцы;

• работы и услуги промышленного характера — частичная обработка материалов, деталей, доведение до готовности изделий, изготовленных на других предприятиях, ремонт и модернизация оборудования и т. д.;

• прочая продукция (например, подсобных хозяйств).

В предплановом периоде особое внимание уделяется анализу:

• специализации производственной деятельности каждой

производственной единицы;

• портфеля заказов и спроса по номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции;

• работы предприятий-поставщиков;

• прогрессивности применяемых на предприятии норм и нормативов;

• продуктово-технологических цепочек с целью выявления узких мест;

• производственных и сбытовых мощностей и их сбалансированности.

Для повышения экономического обоснования производственной программы при ее разработке необходимо применять многовариантные подходы на основе:

• объема реального платежеспособного спроса по каждой продуктовой группе в планируемом году;

• объема заказов, заключенных договоров с покупателями продукции на планируемый год;

• увеличения в планируемом году доли предприятия на рынке или целевом сегменте в соответствии с общей стратегией развития;

• повышения коэффициента использования производственной мощности предприятия;

• повышения эффективности использования экономических ресурсов предприятия;

• целевой прибыли.

Необходимо с учетом конкретных условий обосновать выбор варианта плана производственной программы и разработать мероприятия по обеспечению его выполнения.

В условиях нестабильности финансовой ситуации в стране следует разрабатывать оптимистический и пессимистический варианты плана производственной программы с учетом внешних угроз, дополнительных возможностей, конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

Оценку качества производственной программы целесообразно производить по показателям рентабельности продукции, продаж, производства, а также по показателям эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.

Важным элементом управления на предприятии является планирование выполнения производственной программы на основе оперативно-календарного планирования.

Основными функциями оперативно-календарного планирования являются:

• обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и задании на текущую рабочую смену, неделю, декаду, месяц;

• обеспечение рабочих мест материалами, заготовками, оборудованием, инструментом, приборами;

• координация и регулирование работы всего коллектива в целях налаживания согласованной и эффективной работы предприятия.

Для выполнения производственной программы необходимо обеспечить:

• распределение ее по периодам года (кварталам, месяцам) с учетом установленных договорами сроков поставки продукции, сезонности, сменности работы, сроков ввода и освоения новых производственных мощностей, изменения ассортимента продукции и т. п.;

• доведение ее до структурных подразделений с учетом максимально возможной загрузки производственных мощностей участков и цехов.

5. Стоимостные формы учета выпуска и реализации продукции (работ, услуг).

Результатом реализации производственной функции предприятия является его продукция, которая может учитываться в натуральных показателях, условных единицах, денежном выражении.

Если продукция в натурально-вещественной форме учитывается в натуральных единицах измерения (штуки, тонны, метры и т. д.), то единица измерения должна отражать специфику производства и потребления различных видов продукции.

Для определения общего объема выпуска продукции, если предприятие производит несколько ее разновидностей, используются кроме натуральных условно-натуральные единицы измерения. Условные единицы дают возможность пересчета физического объема производства каждой разновидности в

условные единицы. Коэффициенты пересчета могут устанавливаться по весу, затратам рабочего времени, электроэнергии и т. д. Например, в хлебопечении — в пересчете на условный сорт, в консервной промышленности — в условных банках определенной емкости.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах.

В каждом из подразделений предприятия в рамках производственного цикла различают результаты производства по степени его завершенности:

• незавершенное производство — предметы труда, переданные в производственные подразделения для обработки и находящиеся в данном подразделении до стадии ее завершения;

• полуфабрикаты— продукты, полностью законченные обработкой в рамках данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других производственных подразделениях в соответствии с последовательностью процесса технологии производства;

• готовые изделия — продукция, полностью законченная обработкой данного производственного подразделения или предприятия в целом, признанная годной для использования.

Для характеристики объемов производственной деятельности в стоимостном выражении используются следующие показатели:

• валовой оборот — стоимость продукции, произведенной за определенный период всеми цехами предприятия, независимо от того, будет ли использована данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или реализована;

• внутризаводской оборот— это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами предприятия в течение определенного периода, т. е. это та часть выработанной предприятием продукции, которая используется внутри предприятия для собственных промышленно-производственных нужд;

• валовая продукция — стоимость всей продукции, произведенной предприятием за определенный период независимо от степени ее готовности и дальнейшего использования.

Валовая продукция может быть определена двумя способами.

1) как разность между валовым и внутризаводским оборотом;

2) как сумма произведенной товарной продукции, изменения (прироста или уменьшения) остатков полуфабрикатов собственного производства и изменения (прироста или уменьшения) остатков незавершенного производства за определенный период:

ВП = ТП + (ПФК – ПФН) + (НПК – НПН),

где ВП — валовая продукция за период, руб.;

ТП — товарная продукция за период, руб.;

ПФН и ПФК — стоимость остатков полуфабрикатов, используемых для дальнейшего производства, соответственно на начало и конец периода, руб.;

НПН и НПК — стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец периода, руб.

Валовая продукция учитывается в оптовых ценах предприятия. Полуфабрикаты, используемые для дальнейшего производства, незавершенное производство учитываются по себестоимости. В связи с этим остатки полуфабрикатов и незавершенного производства для определения валовой продукции пересчитывают в оптовые цены предприятия.

• товарная продукция (ТП) — стоимость готовой продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации сторонним потребителям за определенный период, в оптовых ценах предприятия. В состав товарной продукции включается стоимость работ, услуг производственного характера по заказам, а также стоимость переработки материалов заказчиков;

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации изделиям, услугам и работам промышленного характера за данный период времени:

ТП =ГП + ПФ + РПх-ра + ПВц + Спсмз,

где РПх-ра —работы промышленного характера, выполненные на сторону, включая ремонт и использование транспортных средств,

ПВц —стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущенной на сторону или своему капитальному строительству.

Спсмз —стоимость переработки сырья и материала заказчика.

Если предприятие не оказывает услуги промышленного характера на сторону, то объем его товарной продукции представляет собой законченную производством продукцию, прошедшую технический контроль и переданную на склад готовой продукции.

• отгруженная продукция (Отгр.П) — стоимость фактически переданной покупателям продукции за определенный период. Отгруженная продукция отличается от товарной на стоимость остатков готовой продукции на складе на начало (ОН) и конец (ОК) периода:

Отгр.П = ТП + ОН – ОК.

Показатели товарной и отгруженной продукции учитываются в оптовых ценах предприятий;

• реализованная продукция — оплаченная покупателями отгруженная продукция.

Оценочным показателем работы является объем реализованной продукции, так как получение прибыли возможно только после того, как принадлежащая фирме продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. Реализованная продукция характеризует объем готовых изделий, работ и услуг, реализованных данным хозяйствующим субъектом в данном периоде, оплаченных либо подлежащих к оплате в данном периоде:

РП = ТП + Огп нг —Огпкг,

где Огп нг —остатки готовой продукции на начало года,

Огп кг —остатки готовой продукции на конец года.

Для характеристики объемов деятельности предприятий используют показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция (ЧП) — часть валовой продукции, которая остается за вычетом потребленных в процессе производства средств производства (сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизации производственных основных фондов). Она включает расходы на оплату труда и прибыль. Чистая продукция может быть определена по следующим формулам:

ЧП = ВП – МЗ – А, или ЧП = ОТ + П,

где ВП — валовая продукция, руб.;

МЗ — материальные затраты, руб.;

А — амортизация основных средств, руб.;

ОТ — оплата труда работников, руб.;

П — прибыль, руб.

Первая формула показывает формирование чистой продукции, что позволяет оценить факторы, влияющие на ее величину, вторая — характеризует состав чистой продукции.

Условно-чистая продукция — это вновь созданная стоимость, она рассчитывается путем вычитания из валовой продукции материальных затрат и отличается от чистой продукции на сумму амортизации основных средств.

Наши рекомендации