Система показателей уровня жизни
Показатели, характеризующие уровень жизни, многообразны, поэтому существуют различные классификации показателей (общие и частные, экономические и социально – демографические, объективные и субъективные, количественные и качественные и другие). Между всеми классификациями имеется тесная взаимосвязь, но показатели, используемые в классификациях, характеризуют отдельные стороны жизнедеятельности людей. Для комплексной оценки уровня жизни можно использовать интегральные показатели:
- среднедушевой реальный доход. Основными формами его повышения являются рост реальной з/п, увеличение социальных трансфертов. С 1992г. вместо этого показателя используется показатель «реально располагаемые доходы» (денежные доходы минус налоги и обязательные платежи с учетом темпов инфляции);
- в мировой практике в качестве интегрального показателя используется индекс человеческого развития ( 0,804 49 место 186 государств из 193). Он определяется как среднее арифметическое индексов, характеризующих отставание трех показателей:
а) ВВП на душу населения
Россия | 8,929 |
б) ожидаемая продолжительность жизни
Россия | 66,70 | 58,66 | 74,04 |
в) уровень образования населения в данной стране от наивысших в мире.
Россия | 99,5 |
В другом варианте показателей уровня жизни может содержать более узкий набор показателей, а именно характеризующих доходы населения.
Ожида́емая продолжи́тельность жи́зни (показатель средней продолжительности предстоящей жизни) — важнейший интегральный демографический показатель, характеризующий уровень смертности населения. Упрощенно говоря, он обозначает среднее количество лет предстоящей жизни человека, достигшего данного возраста, и является итоговым показателем таблицы смертности. Как правило, под «ожидаемой продолжительностью жизни» понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет
Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обычно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развитияначального образования.
Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США — 2 доллара, то курс доллара к рублю должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара — 20 рублей за доллар).