Основные неисправности и способы их устранения

Во время эксплуатации тяговый трансформатор подвергается механическим, а так же электрическим воздействиям.

К механическим воздействиям относят: вибрацию, тряску при ударах на стыках рельс и т. д.

К электрическим воздействиям относят: уменьшение сопротивления изоляции за счёт высокой влажности, что может привести к её пробою.

При работе трансформатора на элек­тровозе к нему предъявляют следующие требования:

Температура трансформатор­ного масла не должна превышать 85 °С длительно и 95 °С кратковременно в те­чение 2 ч. При превышении температуры масла сверх допустимой необходимо принять меры для снижения нагрузки и выяснения причины возможной неисправности.

Не допускается включение нагруз­ки при неработающем электронасосе, если температура масла выше 30 С.

При резком повышении температуры масла сверх допустимой трансформатор должен быть отключен для выяснения и устранения причин неисправности. Не допускается включение трансформатора после вторичного срабатывания защиты, если не устранена неисправность.

Не допускается включение нагрузки на трансформатор при отсутствии венти­ляции. Допускается работа трансформато­ра без принудительной вентиляции при работающем электронасосе и при нагру­женной обмотке собственных нужд. После длительного отстоя электровоза в зимнее время при отрицательных температурах масла включать нагрузку на трансформа­тор следует при отключенном электро­насосе, который нужно включить при температуре масла 30 °С и выше.

Трансформаторы должны иметь возможность широкого диапазона регулирования напряжения, надежную работу при значительных

динамических нагрузках, ограниченные габариты и массу, а так же, стойкость к воздействию перенапряжений. Надежную работу при повышенной влажности до 95% и колебаниях температуры от + 50°С до

-60°С и работу при длительных промежутках между ремонтами.

Условия работы трансформаторов.

При работе электровоза переменного тока в процессе выпрямления то­ка, могут возникать аварийные режимы работы (например, при сквоз­ном пробое плеча выпрямительной установки). При этом вторич­ная обмотка

трансформа

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП01.23.02.06.00.ПЗ  
тора оказывается замкнутой накоротко, вследствие чего, по образовавшейся цепи протекает ток корот­кого замыкания (15 — 20 кА) — опасный для всего оборудования электровоза аварийный режим, и во всех частях трансформатора возникают механические и термические перегрузки.

Механические перегрузки приводят к ослаблению крепления обмоток, а местный нагрев его токоведущих деталей, возникающий также под влияни­ем ухудшения контакта, к обильному газовыделению. Вследст­вие разложения твердой органической изоляции и масла под влия­нием повышенной температуры. Возможно появление неисправно­стей и в системе принудительного масляного охлаждения.

Течь трансформаторного масла может образоваться из - за:

Не­удовлетворительного крепления фланцев;

Порчи резинового уп­лотнения;

Не плотности прилегания пробки для спуска воздуха у изоляторов первичной обмотки трансформатора;

Неудовлетворительного крепления нажимной гайки у изоляторов вторичной обмотки и болтов крышки трансформатора;

Трещин в фарфоровом корпусе изоляторов;

А так же повреждения резиновой прокладки между крышкой и баком, соединений трубопроводов, сварных швов, ра­диаторов системы охлаждения и т. д.

В свою очередь от надеж­ной работы системы масляного охлаждения

зависит и состояние изоляции обмоток трансформаторов.

Таблица 4 - Основные неисправности и способы устранения

Вид неисправности Устранение
1 Сильный и неравномерный шум в трансформаторе, сопровождающийся потрескиванием разрядов   Подтянуть стяжные болты, прессующие магнитопровод. Улучшить изоляцию отводов. Восстановить заземление.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП01.23.02.06.00.ПЗ  
Продолжение таблицы 4

2 Повышенный нагрев, небольшое увеличение тока на стороне питания, разница омических сопротивлений постоянному току отдельных фаз обмоток трансформатора Устранить витковое замыкание. Частично или полностью заменить обмотку поврежденной фазы.
3 Выброс масла с разрушением стеклянной мембраны выхлопной трубы Трансформатор подвергнуть ревизии, а при выявившейся необходимости - капитальному ремонту с заменой или без замены масла.
4 Появление трещин на изоляторах, скользящих разрядов или следов перекрытия изоляторов Заменить поврежденный изолятор. Устранить наброс. Увеличить изоляционное расстояние между фазами.
5 Появление течи масла из кранов или швов бака из под прокладок Притереть пробку крана. Вырубить шов в месте течи и сварить вновь. Улучшить уплотнение путем затяжки болтов. Заменить прокладку, а в случае ее отсутствия - установить прокладку.



Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП01.23.02.06.00.ПЗ  
2.1.5.2 Технологическая схема ремонта

Ремонт деталей, узлов, агрегатов ЭПС производят по общей тех­нологической схеме, предусматривающей: подготовку к ремонту, очистку деталей в сборе, разборку узла, очистку деталей, их дефектировку, собственно ремонт, сборку узла, регулировку, испытания по­сле ремонта, приёмку и контроль качества выполненных работ (рисунок 3).

Основные неисправности и способы их устранения - student2.ru

Рисунок 3 Типовая структурно - технологическая схема ремонта трансформаторов

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП01.23.02.06.00.ПЗ  
2.1.5.3 Разработка технологического процесса ремонта

При ТР – 3 тяговые трансформаторы снимаются с электровоза и направляются на участок ремонта, где их осматривают на предмет отсутствия течи масла по уплотнениям, изоляторам, охладителям или возможным трещинам. После чего масло сдают на лабораторный анализ, а необходимый ремонт осуществляют в соответствии с требованиями технологических инструкций и технической документации заводов – изготовителей тяговых трансформаторов. Далее отсоединяют заземление и проверяют мегомметром на 1000 В сопротивление изоляции ярмовых балок по отношению к магнитопроводу. При сопротивлении изоляции ярмовых балок менее 5 МОм необходимо произвести сушку или замену изоляции.

Ревизия активной части тяговых трансформаторов производится в помещении с относительной влажностью воздуха не более 75 %. Активная часть трансформатора должна находить­ся вне бака не более 7 ч.

При несоблюдении этих требований, а также при заниженном сопротивлении изоляции активная часть должна быть просушена в сушильном шкафу при вакууме не менее 40 мм ртут­ного столба или в собственном баке. При каждой ревизии активной части магнитопровод и масленые баки сначала очищают от загрязнений деревянными скребками, а затем промывают чистым трансформаторным маслом, которое предварительно подогревают. Проверяют исправность электрических соединений, отсутствие следов перегрева и электрических перекрытий, смещение катушек и прокладок между ними, состояние других деталей. Проверяется состояние демпферов, соединяющих вводы с отводами, всех болтовых креплений, ослабшие подтяги­ваются и закрепляются. Осматриваются места пайки отводов к шинам.

После очистки от загрязнений проверяют крепление фарфоровых изоляторов. Изоляторы, имеющие трещины или сколы, превышающие 10% пути возможного перекрытия напряжением, заменяют новыми. Кроме того, убеждаются в исправном состоянии деталей и узлов масляной системы; неисправные маслопроводы, краны пробки ремонтируют. Все резиновые изделия, независимо от их состояния, заменяю.

Перед установкой активной части (керна) в бак трансформатора необходимо замерить сопротивление изоляции обмоток относительно друг друга и по отношению к магнитопроводу, а также измерить активное сопротивление обмоток.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП01.23.02.06.00.ПЗ  
При занижении сопротивления изоляции активная часть подлежит сушке.

Бак и радиаторы трансформатора очищают снаружи и промывают изнутри. Затем радиаторы охладителей масла испытывают под давлением 0,15 Мпа в водяной ванне. Ремонт электронасосов систе­мы

охлаждения производят в соответствии с требованиями действу­ющих инструкций. После разборки все узлы мотор - насоса промы­вают в трансформаторном масле и осматривают. В случае обнару­жения дефектов неисправные узлы заменяют. После ремонта элект­ронасос подвергают стендовым испытаниям. Для этого сначала за­полняют насос маслом, открыв верхнюю пробку или кран запор­ного устройства, чтобы выпустить воздух. При появлении масла соответствующее отверстие закрывают. Затем необходимо проверить подачу масла и направление вращения рабочего колеса. С этой це­лью насос подключают к питающей сети и по показанию маномет­ра на запорном устройстве определяют направление вращения. При правильном подключении насоса избыточное давление должно составлять 0,08 — 0,1 МП, а при неправильном — 0,03 — 0,05 МПа. В случае неправильного вращения рабочего колеса насос останавливают и меняют местами две фазы в коробке выводов. Затем опять включают насос и замеряют давление.

В отремонтированный и собранный трансформатор заливают чистое и просушенное трансформаторное масло. Сначала масло проверяют на электрическую прочность сразу после заливки, а по истечении 12 ч нахождения масла в трансформаторе берут ещё одну пробу для анализа его качества в соответствии с требованиями инструкции, по применению смазочных материалов на локомотивах и мотор - вагонном подвижном составе. Электрическая прочность масла должна быть не ниже 40 кВ. Если масло удовлетворяет требова­ниям, трансформатор подвергают дальнейшим испытаниям, результаты которых заносят в протокол и прикладывают к паспорту трансформатора.

При удовлетворительном сопротивлении изоляции обмоток, которое должно быть не менее 30 МОм (при 20 °С) производят проверку диэлектрической прочности испытательным напряжением переменного тока с частотой 50 Гц и в течение 1 мин.

Затем трансформатор устанавливают на ЭПС и проверяют надёжность заземления (соединения) бака трансформатора с корпусом локомотива, работу масляного насоса и правильность направления его вращения. Перед установко

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП01.23.02.06.00.ПЗ  
й опорные конусные резиновые амортизаторы на раме кузова заменяют и посыпают их талькой.

Не допускается эксплуатация трансформатора при пониженном уровне масла, электрической прочности ниже 25 кВ, усиленном шуме при работе, повреждении изоляторов, после вторичного сра­батывания защиты (если неисправность не устранена), а также при повышенной температуре масла (при неработающем насосе). Электрическая прочность масла должна проверяться не реже одного раза в 3 месяца.

В целях повышения качества и ответственности за проведение ремонта оборудования оно закрепляется за каждой бригадой. Как правило, закрепление оборудования за бригадами производят по производственным участкам. В отдельных случаях при производственной необходимости оборудование цеха может быть закреплено за бригадами по признаку его однотипности (силовые и сварочные трансформаторы, электродвигатели, генераторы и т.д.).

Основные конструктивные элементы трансформатора — магнит­ная система, обмотки, системы изоляции и охлаждения, вводы (рисунок 4).

Наши рекомендации