Тема 9. Основы организации маркетинговой деятельности

Изучив данную тему необходимо знать основы формирования товарной, сбытовой политик, политики продвижения товаров на рынке.

Маркетинг -процесс планирования и осуществления концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг для проведения обмена, который удовлетворит цель отдельных людей и предприятий.

Маркетинг охватывает все аспекты деятельности бизнеса - от создания продукта до его послепродажного сервисного обслуживания.

Объектом маркетингаявляется комплекс«потребности – товар – цена – реклама - сбыт». Центральное место в этом ком­плексе принадлежит товару, т. е. всему тому, что продается с це­лью удовлетворения определенных потребностей (продукция, услуги, ресурсы, идеи и т. п.).

Основной объект внимания маркетинга – потребности потребителей.

Конечная цель маркетинга – получение прибыли за счет удовлетворения потребностей потребителей, средства достижения цели - комплексные усилия маркетинга.

Концепция маркетинга - это общий подход предприятия к достижению своей цели на рынке. Известны пять концепций маркетинга: производственная, продуктовая, коммерческая, индивидуального маркетинга, социального маркетинга.

Производственная концепция предусматривает направление основных усилий предприятия на совершенствование производства и мобилизацию внутренних резервов с целью расширения объема изготовления продукции и снижения ее себестоимости.

Продуктовая концепция характеризуется тем, что основное внимание она уделяет улучшению потребительских параметров изделий, их конструктивных, эксплуатационных показателей,

повышению качества, а благодаря этому, обеспечению надлежащего сбыта продукции.

Коммерческая концепция состоит в том, что для обеспечения надлежащего сбыта активизируется, прежде всего, работа коммерческих служб: работников рекламы, агентов по сбыту, продавцов и т.п.

Концепция индивидуального маркетинга ориентирует предприятие на выявление индивидуальных потребностей покупателей и направляет усилия на то, чтобы удовлетворить эти потребности лучше, чем конкуренты.

Концепция социального маркетинга не ограничивается определением и удовлетворением индивидуальных потребностей как условия эффективной деятельности предприятия, а принимает во внимание общественные потребности и интересы, прежде всего, перспективного характера: охрану окружающей среды, природных ресурсов, здоровья людей, национальной безопасности и т.п.

Маркетинговая политика предприятия - комплекс мероприятий, целью которых является обеспечение соответствия производственной деятельности предприятия требованиям потребителей и выпуска продукции в необходимом объеме, требуемого качества, в нужное время и в нужном месте.

Основные составляющие маркетинговой политики предприятия - это товарная, ценовая, сбытовая политики, а также политика продвижения товара на рынке. Реализуя основные направления маркетинговой политики, предприятие может вызвать ответную желаемую реакцию со стороны целевого рынка, т.е. оказать воздействие на спрос на свой товар и услуги.

Маркетинговая товарная политика – это комплекс мер по созданию товаров (услуг) и управления ими с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения предприятием прибыли.

Товарная политика предусматривает следующие мероприятия:

- модификацию изготовляемых товаров;

- разработку новых видов продукции;

- снятие с производства устаревших товаров;

- установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий;

- обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;

- установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков;

- создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров;

- организация сервисного обслуживания;

- послепродажные контакты с покупателями и потребителями.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) определяет последовательность периодов существования товара предприятия на рынке, характеризует изменение объемов продажи и прибыли от его реализации и определяет маркетинговые стратегии от момента выведения товара на рынок до его снятия с рынка соответственно поведению потребителей и конкурентов.

Канал сбыта (распределения) товара - это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке.

Движение товара - это планирование, осуществление и контроль за физическим перемещением товаров от мест их происхождения до мест использования.

В настоящее время выделяют четыре метода организации сбыта товаров и услуг.

1. Организация по территориям.

2. Организация по видам продукции.

3. Организация по рынкам.

4. Организация по объему заказов.

Стимулирование сбыта - это набор разнообразных методов стимулирующего воздействия. Они побуждают к покупке или продаже товаров и услуг.

Направления стимулирования сбыта можно разделить на три группы:

1. Средства стимулирования покупателей – продажа товаров с возможным возвратом денег, снижение цен, кредит, премии, конкурсы, лотереи.

2. Средства стимулирования торговых посредников – скидки; товары бесплатно; потоварные скидки; ассигнования на оказание давления; конкурсы; субсидирование рекламы и др.

3. Средства стимулирования торгового персонала – конкурсы; конференции; премии и др.

Политика продвижения товара на рынке (маркетинговая политика коммуникаций) – это комплекс методов, которые используются предприятием для информирования, убеждения и/или напоминания о своих товарах (услугах).

Во время продвижения товаров возможны два варианта направленных предприятием действий: ориентирование на товар и на потребителя.

Во время ориентирования на товар основные задачи продвижения должны отвечать этапам жизненного цикла товара, то есть соответствующим отрезкам времени, которые играют важную роль в жизни самого продукта, и состоянию конкурентной борьбы на рынке.

Во время ориентирования на потребителя основные задачи продвижения должны отвечать степени готовности потребителя к восприятию товара или услуги.

Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех основных средств воздействия: рекламы; личной продажи; стимулирования сбыта; связей с общественностью.

Литература [1,2,4].

Задания к контрольной работе

Выбор варианта контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно на основании последних двух цифр номера зачетной книжки.

Варианты контрольной работы

Последние две цифры номера зачетной книжки Номера теоретических вопросов из списка
01, 21, 41, 61, 81 1, 21, 41
02, 22, 42, 62, 82 2, 22, 42
03, 23, 43, 63, 83 3, 23, 43
04, 24, 44, 64, 84 04, 24, 44
05, 25, 45, 65, 85 05, 25, 45
06, 26, 46, 66, 86 06, 26, 46
07, 27, 47, 67, 87 07, 27, 47
08, 28, 48, 68, 88 08, 28, 48
09, 29, 49, 69, 89 09, 29, 49
10, 30, 50, 70, 90 10, 30, 50
11, 31, 51, 71, 91 11, 31, 51
12, 32, 52, 72, 92 12, 32, 52
13, 33, 53, 73, 93 13, 33, 53
14, 34, 54, 74, 94 14, 34, 54
15, 35, 55, 75, 95 15, 35, 55
16, 36, 56, 76, 96 16, 36, 56
17, 37, 57, 77, 97 17, 37, 57
18, 38, 58, 78, 98 18, 38, 58
19, 39, 59, 79, 99 19, 39, 59
20, 40, 60, 80, 00 20, 40, 60

Список теоретических вопросов для выполнения контрольной работы

1. Безработица

2. Виды инфляции

3. Виды нематериальных активов предприятия

4. Виды рекламы и особенности применения

5. Внешняя среда предприятия

6. Выработка: понятие и виды

7. Государственная антициклическая политика

8. Иерархические структуры управления

9. Инфляция

10. Кадровая политика на предприятии

11. Качество продукции и его оценка

12. Классификация предприятий

13. Классификация товаров

14. Методы измерения производительности труда

15. Методы принятия управленческих решений

16. Мотивация как функция управления

17. Нормирование оборотных средств предприятия

18. Объединения предприятий

19. Оплата труда персонала

20. Определение численности различных категорий работников

21. Определение, структура цены и виды цен

22. Организационные структуры управления на предприятии

23. Основные маркетинговые концепции

24. Основные методы ценообразования в современных условиях

25. Особенности создания и продвижения новых товаров

26. Особенности создания новых товаров

27. Показатели движения и технического состояния основных фондов

28. Показатели оценки эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости

29. Показатели оценки эффективности использования основных фондов

30. Политика разработки новых товаров

31. Понятие дохода предприятия

32. Понятие жизненного цикла товаров

33. Понятие и значение прибыли предприятия

34. Понятие и структура оборотных средств предприятия

35. Понятие издержек производства, виды

36. Понятие износа и амортизации основных фондов

37. Понятие нематериальных активов предприятия

38. Понятие основных фондов предприятия и их оценка

39. Понятие предприятия

40. Понятие производственной мощности предприятия и показателей оценки эффективности ее использования

41. Понятие рентабельности

42. Понятие тарифной системы

43. Понятие эффекта и эффективности

44. Понятие, классификация и показатели использования персонала предприятия

45. Потребление; сбережение; инвестиции как элементы экономической системы

46. Правовые основы функционирования предприятий

47. Предмет изучения дисциплины

48. Производительность труда

49. Процесс принятия управленческого решения

50. Себестоимость продукции (работ). Классификация затрат. Резервы и факторы снижения себестоимости

51. Совокупный спрос и совокупное предложение

52. Структура национальной экономики

53. Товар, товарная стратегия

54. Управленческие решения

55. Фазы экономического цикла

56. Формирование комплекса маркетинга для товаров особого назначения

57. Характеристика гибких структур управления

58. Характеристика методов управления

59. Характеристика основных социальных и экономических показателей на макроуровне

60. Характеристика системы управления предприятием

Список использованной литературы

1. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков. - М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.

2. Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.

3. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.

4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.

5. Елисеева Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.

6. Капканщиков С.Г. Макроэкономика (для бакалавров) [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2015. — 405 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53443

7. Скрябин О.О. Макроэкономика. Учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. — Электрон. дан. — М.: МИСИС, 2013. — 88 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=64420

8. Иванов И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2011. – 393 с.

9. Клочкова Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.

10. Экономические основы социальной работы. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 264 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135042

11. Экономические основы социальной работы: Учебник / В.И. Шарин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с. Режим доступа : http://www.znanium.com/bookread.php?book=390012

12. Фирсова И. А. Управленческие решения: учебник / И. А. Фирсова, О. В. Данилова, С. В. Карпова ; под ред. И. А. Фирсовой ; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - М.: Юрайт, 2013. - 399 с.

1.

Марина Вячеславовна Меркушева

ЭКОНОМИКА

Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов направления подготовки

39.03.02 Социальная работа

заочной формы обучения

Тираж_____экз. Подписано к печати_____________.

Заказ №________. Объем 1,74 п.л.

Изд-во ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический

университет»

298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.

Наши рекомендации