Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы.
Совершенная конкуренция является регулируемой, причем антимонопольное регулирование является одним из необходимых условий стабильного развития любой национальной экономики. Антимонопольное регулирование направлено на недопущение монополизации рынка и поддержку конкуренции. Во всех странах антимонопольное регулирование включает методы прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования.
Прямое регулирование основано на разработке и применении нормативных актов, ограничивающих те или иные действия фирм на рынке.
Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибольшей степени выгодны государству.
Первый из известных актов по антимонопольному регулированию принят в 1889 году, более известен акт 1890г («Закон Шермана»). З-н Шермана направлен на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний.
Антимонопольные законы в настоящее время действуют почти во всех странах с рыночной экономикой (в РФ - Закон о конкуренции).
Антимонопольное законодательство делится на 2 типа:
1) Американский тип отвергает любую форму монополистического сговора или союза.
2) Западноевропейский тип более либерален. В нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те, которые ограничивают конкуренцию в определенном секторе рынка.
Выделяют антитрестовую и антикартельную направленность законодательства.
Антитрестовые законы противодействуют объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм.Антикартельные законы противодействуют сговорам фирм (о разделении сфер влияния, ценовым и т.д.). Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства.
Во многих странах применяются законы, которые ограничиваютнедобросовестную конкуренцию. К ней относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара, копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм, распространение ложных сведений или точных сведений в извращенном виде, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурента; оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимущества над ним; некорректное сравнение товаров при рекламе; приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа, места изготовления товара; обман потребителей.
Кроме того, антимонопольные законы противодействуют монополистической практике. К ее методам относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий контракта, изъятие товаров из обращения, а также ограничение и прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита, предварительный сговор об искусственном снижении, повышении, поддержание уровня цен, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров в качестве условия реализации, предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами, совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в 2 или более фирмах, производящих аналогичную продукцию.
В качестве способов противодействия монополизации экономики используют запреты на ведение производственно-коммерческой деятельности, разукрупнение фирм вплоть до ликвидации. Во многих странах для контроля используется понятие доминирующего положения фирмы на рынке (более 60% рынка определенных товаров). В этом случае осуществляется постоянный мониторинг деятельности такой фирмы. Если фирма занимает менее 35%, то ее положение ни при каких условиях не может быть признано доминирующим.
В РФ антимонопольная инфраструктура состоит из Федеральной антимонопольной службы, имеющей центральный аппарат и упр. в субъектах федерации.
Тема №7. Рынок факторов производства. Рынок труда
Особенности спроса на факторы производства.
Рынок труда: спрос и предложение труда, заработная плата и занятость, человеческий капитал.