Арматура, устанавливаемая на куполе танка
Верхняя часть танка называется куполом танка. Купол доступен для обслуживания и содержит арматуру, размещенную в плите, находящейся в центральной части купола. Купольная арматура защищена от воздействия погодных условий. Она состоит из (рис. 4.34):
· предохранительного клапана;
· вакуумного клапана;
· системы CIP для мойки купольной арматуры, подключенной к линии подачи моющих растворов;
· датчика уровня (для защиты от переполнения);
· датчика для измерения давления в танке.
Купольная арматура должна быть связана с системой CIP, чтобы полностью сохранить свои функциональные возможности. Кроме этого, купольная арматура должна быть защищена от замерзания.
Предохранительный клапан
Необходимость предохранительного клапана очевидна. В разделе о традиционных лагерных танках уже было показано, какие мощные силы возникают при повышении давления в танке. Эта опасность у больших ЦКТ соответственно выше (особенно, если давление повышается почти в пустом танке). Предохранительный клапан расположен на куполе и работает с использованием груза или пружины (рис. 4.35 и 4.36).
Вакуумный клапан
Большие танки очень восприимчивы к вакууму и легко меняют свою форму даже при незначительном разряжении. Опасность, что танк сомнется, так же велика, как и опасность, что он разорвется. Для этого существуют следующие причины.
При нагреве на 1 градус газы расширяются примерно на 1/273 своего объема, а при охлаждении вновь сжимаются на эту же величину. При впрыскивании холодной воды газ, содержащийся в теплом или горячем танке, сожмется и возникнет вакуум, который может «сложить» танк.
Опасность особенно велика, если в танке работают с повышенными температурами, так как тогда в большом количестве возникает водяной пар. Водяной пар не только сжимается при охлаждении, но и конденсируется, из-за чего объем стремительно уменьшается (происходит «вакуумный удар»).
Можно принять, что при нормальном давлении 1 м3 пара весит 560 г, в то время как 1 м3 воды весит 1000 кг. Когда пар конденсируется, он сжимается в (1000:0,56) 1786 раз, ни к чему хорошему это не приведет!
Большинство пивзаводов для мойки своих ЦКТ используют моющие растворы с температурой не выше 35°С.
Если, несмотря на это, все же предпочитают работать с высокими температурами, то рекомендуется не стравливать возникающее при нагреве избыточное давление. При охлаждении это давление снова снизится - таким образом можно предотвратить возникновение вакуума.
Вакуумные клапаны должны легко и надежно реагировать на понижение давления (рис. 4.37).
При нормальном или избыточном давлении крышка клапана закрывает под действием своей массы отверстие клапана. При возникновении вакуума относительно большая тарелка клапана приподнимается и в танкзасасывается воздух из окружающего пространства.
Не следует допускать залипания или замерзания клапана. По этой причине вакуумный клапан подсоединен к системе CIP и должен приподниматься при мойке танка и арматуры.
Вакуумный клапан относится к купольной арматуре танка.
4.4.2.1.2.3. Устройства для безразборной мойки (системы CIP)
Цилиндроконические танки следует промывать только путем целенаправленного воздействия потока жидкости в системе CIP. Моечная арматура (статические моющие головки, вращающиеся струйные моющие головки) связана с купольной арматурой и имеет такие конструкционные параметры, что моющий раствор полностью покрывает поверхность танка по всей его длине и достаточно хорошо промывает даже конус.