Вопрос 1 Основные функции и методы экономической науки
Вопрос 2 Потребности, блага, ресурсы
Экономические потребности и блага
У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.
Понятие экономических потребностей и благ
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага — это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.
Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них.
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ.
Виды экономических ресурсов
• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
Вопрос 3 Модель экономического кругооборота
Экономический кругооборот- это круговое движение реальных эк. Благ, сопровождающиеся встречным потоком денежных доходов и расходов
Вывод: два потока движутся одновременно, но в разных направлениях, итог-извлечение домохозяйствами доходов от факторов пр., а фирмы получают доход в виде прибыли от реализации товаров и услуг
Вопрос 7 Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
Рыночное равновесие- это состояние рынка при котором объем спроса равен объему предложения
График:
Излишки потребителя- это разность межу мах ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара и той величиной, которую он заплатил фактически, т.е. равновесной ценой
Излишек производителя- это разность между ценой равновесия и той min ценой, по которой производителю стоило бы продавать товар не неся убытков
Вопрос 17 Рынок труда и з/п
Рынок труда- это система экономических механизмов, норм и инстинктов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда
Рыночное предложение труда- представляет собой то количество рабочего времени, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы
Заработная плата(w)-это доход,получаемый наемными работниками за предоставление услуг труда в единицу времени, т.е. заработная плата выступает как цена, выплачиваемая за использование труда наемных рабочих
Виды з/П:
1) Номинальная- это сумма денег, которые мы получаем за труд
2) Реальная- количество товаров и услуг, которое модно приобрести за номинальную з/П
Формы з/П:
1) Сдельная- это за количество сделанной работы
2) Повременная- за количество отработанного времени
График зависимости между з\п и предложением труда
Формирование индивид предложения труда
Формирование спроса на рынке труда
Влияют два показателя: величина заработной платы и предельная доходность труда. При увеличении числа нанимаемых работников уменьшается величина предельной доходности труда. Привлечение дополнительных единиц труда закончится в том случае, если величина труда станет равной величине заработной платы или предельным издержкам труда
Факторы спроса на труд:
1) Изменение спроса на товары и услуги
2) Изменение производительности труда
3) Изменение цен на другие ресурсы
Вопрос 18 Капитал как фактор производства. Дисконтированная стоимость актива.
Капитал -в узком смысле слова(физический капитал)-это один из факторов производства , который представляет собой запас производственных благ длительного пользования, используемых при производстве других благ(здания, машины, сырье ит.д.)
Физический капитал:
1.Основной капитал- капитал длительного пользования( более 1 года): здания, сооружения и т.д
2.Оборотный капитал- капитал кратковременного пользования( менее 1 года): сырье, материалы и т.д.
Характеристика основного капитала:
1. Функционирует в течение многих производственных циклов;
2. В процессе производства используются целиком и не меняют своей натурально-вещественной формы;
3. Подлежат замене через несколько производственных циклов;
4. Переносит свою стоимость на готовую продукцию по частям.
Характеристика оборотного капитала:
1. Используется в течение одного производственного цикла
2. В процессе производства меняет свою натурально-вещественную форму;
3. Подлежат замене(возмещению) через каждый производственный цикл;
4. Переносят свою стоимость на готовую продукцию полностью в течение одного года производственного цикла.
Дисконтирование- приведение(или перерасчет) денежных потоков к одному периоду времени
Дисконтированная стоимость актива- это первоначальная стоимость актива в данный момент, необходимая для получения запланированных будущих доходов в течение ряда лет при существующем банковском проценте.
Где PV- первоначальная стоимость актива
FV- текущая стоимость актива или будущее доходы
n- количество лет
i-ставка дисконтирования(банковского процента)
Вопрос 1 Основные функции и методы экономической науки
Экономика– это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.
Экономика выполняет следующие основные функции:
1. Методологическая функция. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.
2. Научно-познавательная функциясостоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства.
3. Критическая функциясостоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования.
4. Практическая (рекомендательная)илиприкладная функциясостоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования.
5. Политическая функцияпредусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.
1. Общенаучные методы.
1.1. Метод научной абстракцией.Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.
1.2. Исторический метод– экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.
1.3. Логический метод– позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.
Метод анализа и синтеза.Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).
Метод индукции и дедукции.Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.
2. Специальные методы.
2.1. Экономико-математический анализ и моделированиес применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.
2.2. Графический методотражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
2.3. Экономические эксперименты– это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.