Социально-экономическое развитие Рязанской области
Рязанская область расположена в центре европейской части России, между Среднерусской и Приволжской возвышенностями в центральной части Русской равнины. Площадь территории 39,6 тыс. кв. км. Население – 1151,4 тыс. человек, из них городского 70,3%. Административный центр г. Рязань, с населением 509,4 млн. чел..
Область полностью обеспечена земельными, водными и лесными ресурсами.
Рязанская область богата полезными ископаемыми: известняками, мергелями, огнеупорными и тугоплавкими глинами, песками. Особенно ценны цементные известняки, стекольные и кварцевые пески. Имеются месторождения фосфоритов, гипсоносных пород, бурого железняка, угля, минеральных красок. Важнейшим природным богатством является залегающий мощным пластом высококачественный торф.
В период 1990-2009 гг. численность населения уменьшилась на 14,7%. В 2010-2020 г. в Рязанской области ожидается сокращение численности населения до 1088,6 тыс. чел. - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 32,9 тыс. чел.
Структура ВРП области: сельское хозяйство – 11,6%, промышленность – 31,3%, строительство – 5,7%, транспорт – 10,7%, рыночные услуги – 23,2%, нерыночные услуги – 17,5%.
По территории области в восточном и южном направлениях проходят важнейшие магистральные железные дороги, связывающие центр России с Поволжьем, Уралом, Сибирью, Средней Азией, Центрально-Черноземным районом и Европейским Югом.
Для возрождения гражданской авиации создано государственное учреждение Рязанской области «Областной аэропорт «Протасово».
Ведется работа над концепцией развития гражданской авиации Рязанской области, а также по передаче взлетно-посадочной полосы в областную собственность и сертификации аэродрома в установленном порядке.
В Рязани и Касимове имеются оборудованные речные порты. Судоходными реками области являются Ока, Мокша, Цна. Основная водная артерия – река Ока – непосредственно соединяет Рязанскую область с Московской, Владимирской, Нижегородской областями с выходом на Волжский бассейн.
В грузообороте области значительную долю занимает трубопроводный транспорт. Четыре магистральных трубопровода обеспечивают поставку газа для электростанций, котельных, бытовых нужд, осуществляют транзитную перекачку нефти. Нефтепродуктопровод перемещает продукцию нефтеперерабатывающего завода в соседние регионы, обеспечивает топливом крупнейшие аэропорты Москвы.
Энергетический потенциал Рязанской области составляют объекты генерации электрической энергии, сетевые компании по ее распределению и сбытовые компании по ее реализации.
Генерирующие мощности включают в себя четыре станции общей установленной мощностью 3485 МВт.
Электросетевое хозяйство включает в себя более 40 тыс. км линий электропередачи, в т.ч. свыше 2800 км сетей высокого напряжения 100-220 кВ, и транзитные линии 500 кВ. Установленная мощность трансформаторов составляет свыше 5300 МВт.
Промышленный комплекс Рязанской области - одна из основных составляющих экономического потенциала региона, на долю которой приходится около трети валового регионального продукта (31,3 %)
Специализация промышленности области в сфере наукоемких производств, создающих высокую добавленную стоимость, свидетельствует о ее высоком научно-техническом и технологическом потенциале на основе предприятий оборонно-промышленного комплекса. Развита система подготовки кадров.
Численность занятых в промышленном производстве – около 115 тыс. человек (свыше 23% от общей численности занятых в экономике региона).
Предприятия региона располагают современным технологическим потенциалом по производству основных для области видов промышленных товаров: электроэнергии, нефтепродуктов; цемента, мягких кровельных и изоляционных материалов; нефтепромыслового, бурового, геологоразведочного, кузнечнопрессового и электросварочного оборудования; металлорежущих станков, электровакуумных приборов, промышленных светильников; средств вычислительной, медицинской техники; автомобильных агрегатов и компонентов, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, машин для городского коммунального хозяйства; цветных металлов, кирпича силикатного и керамического; хромовых кожтоваров, тканей, одежды и обуви; пищевых продуктов; химико-фармацевтической продукции.
Рязанская область представляет собой регион с развитым сельским хозяйством. В АПК занято около 35 тыс. человек.
Основные отрасли сельского хозяйства Рязанской области: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, производство зерна и кормопроизводство.
Объем производства молока, яиц, зерновых культур для продовольственных целей, картофеля, овощей удовлетворяет потребности области в этой продукции, часть которой поставляется в Москву и другие регионы.
Средняя обеспеченность жилой площадью населения составляет 25,6 кв. м. на человека, что на 14,3% превышает среднероссийский показатель.
Под комплексную жилую застройку сформировано 92 земельных участка площадью 3,3 тыс. га с проектной площадью жилья – 3,5 млн. кв. м., в том числе 3 тыс. га под малоэтажную застройку общей площадью жилья 2,1 млн. кв. м. Строительство ведется на 21 участке с планируемой площадью жилья 1,4 млн. кв. м. Уже введено в эксплуатацию 338 тыс. кв. м.
Основные направления развития экономики Рязанской области.
1. В ОЭЗ промышленно-производственного типа, создаваемой на территории Пронского муниципального района, в качестве ключевых направлений определены: химическое производство, машиностроение, производство санитарно-технической продукции.
2. В организуемом на территории Рязанского района промышленном парке планируется размещение наукоемких производств по следующим направлениям: приборо- и машиностроение, разработка программного обеспечения, развитие информационных и коммуникационных технологий, нанотехнологий, фармакологии и биотехнологий, технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний, электронной техники и радиоэлектроники, полупроводниковое производство, технологии новых материалов, технологии энергосбережения, внедрение ресурсосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, экология.
3. В создаваемых на территориях Рязанского и Рыбновского районов двух туристско-рекреационных и автотуристком кластерах планируется построить парк-отель4* на 99 номеров, парк-отель 3* super на 50 номеров, мини-отель 3* super на 25 номеров, закрытый аквапарк, рестораны различного профиля, закрытый и открытый бассейны, конгресс-зал на 250 мест, развлекательные центры и другие объекты туристской инфраструктуры.
4. В перспективе увеличение объемов производства продукции стройиндустрии в регионе будет осуществляться:
-по производству цемента в основном за счет ввода в эксплуатацию новых производств (ООО «Серебрянский цементный завод» мощностью 1,7 млн. тонн цемента в год, ХК «Сибирский цемент» мощностью 2,6 млн. тонн клинкера в год),
- по производству кирпича за счет реконструкции имеющихся и строительства новых мощностей.
- по добыче щебня для железобетонного производства за счет модернизации ОАО «Пронский карьер» к 2015 году.
Будут создаваться крупные горно-обогатительные комбинаты на базе разведанных месторождений по добыче и обогащению стекольных песков.
Планируется создание промышленной зоны по добыче и переработке гипса на месторождении «Лозинское».
5. Намечено достичь увеличения объемов производства продукции растениеводства благодаря внедрению новых технологий:
- возделывание картофеля по голландской технологии;
- возделывание сахарной свеклы без затрат ручного труда;
- возделывание кукурузы по интенсивной технологии с применением раннеспелых гибридов;
- возделывание зерновых культур по энергосберегающей технологии с применением комбинированных почвоперерабатывающих агрегатов и стерневых сеялок.
Значительная роль будет отводиться диверсификации производства, увеличению площадей сахарной свеклы, картофеля, продовольственного и кормового гороха, вики, подсолнечника, сои и их смесей, рапса и сурепицы, кукурузы на зеленую массу и зерно.
6. Запланировано строительство сахарного завода мощностью 8000 тонн переработки свеклы в сутки и реконструкция действующего Сотницынского сахарного завода с увеличение мощности по переработке с 1500 до 2000 тонн в сутки (до 2012 года).
В целях реализации увеличения мощностей по хранению и переработке картофеля ведется строительство пищевого комбината в Милославском районе (мощность картофелехранилища до 76 тыс.тонн и строительство цеха по производству картофельных хлопьев на 550 кг/час).
В регионе прогнозируется увеличение мощностей по хранению зерна на 657.0 тыс. тонн (в 2009 году общая емкость единовременного хранения составляет 901,2 тыс. тонн).
7. Планируются проекты по организации инновационных производств:
- по глубокой переработке зерна;
- мельничное производство;
- переработка масличных культур;
- производство глюкозных сиропов различных видов, ценных белковых кормов для сельскохозяйственных животных.
8. Развитие животноводства предусматривает:
- строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);
- закупку высокопродуктивного скота и птицы для наполнения животноводческих комплексов (ферм);
- развитие рыбохозяйственного комплекса области.
- рост производства мяса в Рязанской области планируется обеспечить, в основном, за счет увеличения производства свинины и мяса птицы.
8. Перспективными проектами в области развития автомобильных дорог и автодорожной инфраструктуры на период 2010-2020 годов являются:
- завершение строительства Северного обхода г. Рязани и обхода г. Сасово на автодороге Шацк - Касимов;
- строительство обходов г. Скопина, г Ряжска, р.п. Тума, р.п. Ермишь;
- реконструкция автомобильных дорог: Спас-Клепики – Рязань, Тамбов-Шацк, Москва - Егорьевск - Тума - Касимов, Владимир – Гусь-Хрустальный – Нижний Новгород, Рязань - Пронск – Скопин.
В 2010-2015 годах планируется построить и реконструировать 101,5 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе с применением инноваций – 59,8 км, в 2016-2020 годах – 58,3 км.
- строительство транспортно-логистического центра в Рязанском
районе (2015 г.).
Планируется, что в 2020 году:
- объем перевозок пассажиров в регионе составит 195 млн. пассажиров (в 2009 г. – 189,3 млн. пассажиров);
- количество единиц пассажирского транспорта на 1000 жителей области достигнет 38,5 единиц (в 2009 году – 36,0 единиц).