Социально-экономическое развитие Брянской области
Брянская область граничит с Украиной и Белоруссией. Численность населения на начало 2010 г. составила 1292,1 тыс. чел, уменьшение по сравнению с уровнем 1990 года составило 12,2%. Демографическая ситуация характеризуется естественной убылью населения, при положительном сальдо миграции. В 2010-2020 г. в Брянской области ожидается сокращение численности населения до 1214,6 тыс. чел.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет менее половины от уровня 1990 года. Основные специализации сельского хозяйства области – молочное и мясное скотоводство, птицеводство, выращивание зерновых культур.
Область обладает существенными земельными, водными и лесными ресурсами.
В структуре ВРП наибольшую долю занимает сфера услуг, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Более 80 % областного объема отгруженной продукции приходится на предприятия обрабатывающих производств, производятся грузовые вагоны - хоперы и малооборотные судовые дизельные двигатели, сосредоточено более 30 процентов российского выпуска вагонного литья, выпускается коммунальная и дорожностроительная техника, развивается выпуск автокранов. В области располагаются предприятия оборонно-промышленного комплекса (электрооборудование, электронное и оптическое оборудование).
Плотность автомобильных дорог ниже средней по округу, железных дорог – выше. В области функционирует международный аэропорт «Брянск» с пассажиропотоком 10 тыс. чел. в год.
В развитии электроэнергетики основным направлением является усиление южных районов с ослабленной схемой питания (транзит Брянская – Центральная – Холмечи – Суземка – Комаричи), которое в том числе повысит надежность энергоснабжение объектов ОАО «РЖД». Для этого запланировано сооружение ВЛ 110 кВ Центральная – Аксинино, ВЛ 110 кВ Нерусса – Центральная, установка систем нормализации напряжения в электрических сетях ПС 110 кВ Центральная. Всего для обеспечения перспективного развития Брянской энергосистемы до 2015 года планируется построить 5 подстанций классом напряжения 110 кВ, 6 подстанций расширить и 55 подстанций реконструировать, построить 18 линий электропередачи напряжением 110 кВ, 4 линии запланировано реконструировать.
Приоритетом развития транспортного каркаса Брянской область является сохранение и развитие сложившейся системы транспортных коридоров, отвечающих главным трансконтинентальным и общероссийским связям. В период до 2015 года будут реконструированы меридиональный коридор, представленный магистральной железнодорожной линией Москва – Брянск – Суземка – Киев и автомагистралью федерального значения М-3 «Украина» Москва – Киев, северо-западный широтный коридор, включающий ж/д линию Орел – Брянск – Смоленск и автодорогу федерального значения А-141 «Орел – Брянск – Смоленск – граница Республики Беларусь», юго-западный широтный коридор, образованный ж/д линией Москва – Калуга – Брянск – Злынка – Гомель (Беларусь) и автомагистралью федерального значения M-13 Брянск – Новозыбков – Гомель.
Развитие транспортной инфраструктуры области предусматривает также обновление основных фондов железнодорожного транспорта, создание в области мультимодального транспортно-логистического центра.
До 2020 года планируется создание системы дублирующих и кольцевых региональных транспортных направлений основного каркаса, что в сочетании с повышением технико-эксплуатационных характеристик существующих транспортных коммуникаций и организацией обходов основных населенных пунктов даст существенный прирост скорости перемещения грузов и пассажиров по территории области.
Предусматривается развитие транспортной инфраструктуры на трансграничной территории и повышение качества международных автомобильных перевозок через пункты пропуска.
До 2020 года ожидается существенное увеличение объемов воздушного сообщения в Брянском аэропорту, развитие малой авиации, восстановление и сооружение новых аэродромов (площадок) базирования, обслуживания и проката воздушных судов.
Важным направлением развития области является реализация комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (строительство и реконструкция социальных учреждений (медицинские центры, учреждения реабилитации, образовательные комплексы), создание льготных условий ведения бизнеса в юго-западных районах, осуществление противопожарных и лесозащитных мер).
На стратегическую перспективу основу промышленного комплекса Брянской области составят четыре ключевых региональных кластера:
- транспортное машиностроение, производство дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники и оборудования;
- электронная и электротехническая промышленность (на базе потенциала оборонно-промышленного комплекса);
- промышленность строительных материалов;
- лесная и деревообрабатывающая промышленность (со специализацией на производстве мебели, стройматериалов и бумажной продукции).
Также в области формируются зоны опережающего развития.
В Клинцовской зоне опережающего развития основной упор будет сделан на промышленность строительных материалов (кирпич, керамзитный камень, пеностекло) с выходом на производство светопрозрачного стекла с применением нанотехнологий для солнечных батарей и коллекторов
В Суражской зоне опережающего развития основу экономического роста составит промышленность стройматериалов, туристско-рекреационная зона и индустриальный парк (включая строительство завода по сборке тракторов с навесным оборудованием).
В Карачевской зоне опережающего развития планируется создание и развитие высокоэффективного кластера по производству строительных материалов (в т.ч. цемента) на базе местных комплексных источников минерального сырья, включающего создание домостроительного комбината, создание производства модифицированных слоистых наносиликатов.
В Стародубской зоне опережающего развития основной акцент будет делаться на создании производств пищевой промышленности, что потребует соответствущего развития инфраструктурных мощностей.
В Сельцовской зоне опережающего развития предусмотрено создание нового производства по выпуску специализированной дорожной и аэродромной техники, организация предприятия по производству технологических линий для выращивания монокристаллов солнечной энергии и производству кремния для солнечной энергетики, строительство производственной площадки по выпуску запорной арматуры для нефтегазовой отрасли, капитальное строительство моста через р. Десна и ряд других проектов.
Увеличение производства всех основных видов продукции сельского хозяйства области планируется за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности, увеличения поголовья скота и его продуктивности.
В области планируется строительство комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота и комплекса по убою и первичной переработке мяса.
Прогноз развития отраслей социальной сферы ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных граждан. Обеспечение доступа населения к гарантированному объему социальных услуг будет сочетаться с повышением качества услуг, преодолением проблем функционирования и кадрового обеспечения социальной сферы, повышением эффективности использования бюджетных средств.