Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия.
Предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. Внешняя среда – это совокупность активных хоз. субъектов, экон-ких, общест-ных и природных условий, нац-ных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешнюю среду подразделяют на: микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории; макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: – производство, – маркетинг, – НИОКР, – финансовое управление, – общее управление.
Общественные формы организации производства, их особенности и эффективность (концентрация, кооперирование, специализация, комбинирование).
Концентрация производства выражается в создании и развитии крупных производств и предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции каждой отрасли на специализированных предприятиях.
Специализация, с одной стороны, является следствием общественного разделения труда, а с другой,- результатом концентрации однородного производства. Следовательно, специализация представляет собой диалектическое единство двух противоположных процессов: дифференциации и концентрации.
Под кооперированием понимают производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции.
Комбинирование – одна из форм обобществления производства, заключающаяся в технологическом сочетании взаимосвязанных разнородных производств одной ил нескольких различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия.
Структура основных фондов предприятия и факторы, ее определяющие.
Основные фонды— это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивают свою стоимость по частям. Производственные ОФ функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт по частям по мере использования. Пополняются они за счет капитальных вложений. Непроизводственные ОФ — жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового назначения, которые находятся на балансе организации. В отличие от производственных основных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создается, стоимость их исчезает в процессе потребления.. Соотношение (в %) отдельных групп ОФ представляет структуру фондов. Различают отраслевую, производственную, технологическую, возрастную и др. структуры. Отраслевая структура характеризуются удельным весом стоимости ОФ по отраслям промышленности в их суммарной балансовой стоимости по промышленности; производственная структура — удельным весом каждой группы или элементов ОФ в общей их стоимости; технологическая структура — долей различных видов основных фондов внутри определенной их группы; возрастная структура — удельным весом различных возрастных групп основных фондов в их общей стоимости. Важнейшими факторами, влияющими на структуру ОФ, являются: характер выпускаемой продукции; объем выпуска продукции; уровень механизации и автоматизации; уровень специализации и кооперирования; климатические и географические условия расположения предприятий.