Уровень и масштабы безработицы

В 1999 г. (т.е. посте кризиса 1998 г.) общая численность безработных достигла максимума за весь период проведения экономических реформ и составила 9,1 млн (табл. 4.7). Во II квартале 1999 г. негативная тенденция повышения общей численности безработных в России была преодолена. К 2008 г. она снизилась до 4,6 млн человек; при этом официально зарегистрированных безработных насчитывалось примерно 1,6 млн.

Угроза потери места работы, безработицы в обществе с 1992 г. является наиболее устойчивой среди других видов угроз безопасности личности в России.

Поданным социологических исследований ВЦИОМ, угрозу роста безработицы в российском обществе отмечали: 24 % населения в 1996 г. (февраль), 27 % в 2000 г. (ноябрь), 28 % в 2003 г. (октябрь), 14% в 2007 г.

Одна из особенностей безработицы в России — ее гендерная структура. Доля женщин среди зарегистрированных безработных составила в 2006 г. 65 %, а в ряде северных регионов — 70-80 %.

Финансово-экономический кризис привел к усилению тендерной конкуренции на рынке труда и повышению дискриминации женшин на регистрируемом рынке.

Таблица 4.7. Динамика изменений в структуре российских безработных в 1992-2009 гг.

Уровень и масштабы безработицы - student2.ru

Относительно безработицы в России можно сказать следующее:

§ безработица сохраняется на высоком уровне;

§ в социально-профессиональной структуре безработных доля студентов, учащихся и пенсионеров с 1992 г. существенно уменьшилась, но в 2009 г. наметилась тенденция к росту;

§ число безработных на селе резко возросло: с 16,8 % в 1992 г. до 32,4% в 2009 г.;

§ женская безработица изменила свой вектор.

Среди статусных безработных большинство женщин, среди нестатусных — мужчин.

Безработица приобретает гендерно-симметричный возраст. Так, среди мужчин средний возраст безработных 34,2 года, среди женщин — 34,1 года. В целом средний возраст безработных в российском обществе медленно снижается: с 34.7 года в 2001 г. до 34,1 года в 2006 г.

Структура российской безработицы изменилась и но образовательному уровню, но безработные остаются самыми образованными среди безработных капиталистических стран (табл. 4.8). Образовательная асимметрия в тендерной структуре безработных свидетельствует о том, что среди российских безработных высокого образовательного статуса преобладают женщины, тогда как мужчины — основная малоквалифицированная часть безработного населения.

Таблица 4.8. Тендерная и образовательная структура российских безработных на 2009 г., %

Уровень и масштабы безработицы - student2.ru

Особенности семейного положения российских безработных видны из табл. 4.9. Большинство среди зарегистрированных (статусных) безработных — женщины, состоящие в браке. Вдовых и разведенных среди безработных женщин в 1,5 раза больше, чем среди мужчин. Среди безработных холостых мужчин значительно больше, чем незамужних женщин.

Таблица 4.9. Гендерно-семейные особенности российских безработных на конец 2009 г., %

Уровень и масштабы безработицы - student2.ru

Самый высокий удельный вес среди безработных по возрасту приходится на молодежь 20-24 лет (21,8 %). Здесь тендерный признак не играет существенной роли (22,3 % среди мужчин, 21,2 % среди женщин). Общая динамика безработных по возрасту в тендерных группах представлена на рис. 4.3.

Уровень и масштабы безработицы - student2.ru

Рис. 4.3. Возрастная и гендерная структура безработных россиян: 1 — мужчины; 2-женщины

Группой наиболее высокого риска и угрозы стать безработным являются молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. Наиболее высокий рост безработицы характерен для сельской молодежи (в 2 раза выше, чем в 1992 г.).

Как статистически соотносятся между собой в категории «экономически активное население» две составляющие объекта экономической социологии «занятые» и «безработные», показано в табл. 4.10.

Вфинансово-банковской сфере рынок труда до финансового кризиса 1998 г. был очень динамичным и быстро расширялся, но после финансового кризиса он резко сократился, серьезно деформировался, что сопровождалось сокращением числа занятых (особенно в банковском секторе), усилением нисходящей социальной мобильности специалистов.

Социальные негативные последствия безработицы связаны с переходом индивида из одного статусного состояния (занятого трудовой деятельностью) в другое (безработный) проявляются: в виде усиления депрессии, снижения уровня социального оптимизма, разрыва устоявшихся коммуникативных связей, изменения ценностных ориентаций, перехода в маргинальное состояние. Главное втом, что индивид лишается материальной базы своего развития, падают уровень и качество его жизни.

Таблица 4.10. Структура экономически активного населения России в 2008 г., млн человек

Уровень и масштабы безработицы - student2.ru

Продолжительность безработицы (или продолжительность поиска работы) является важным социально-психологическим показателем и представляет собой время, в течение которого человек, потерявший работу, ишет возможность нового трудоустройства, используя для этого любые способы.

Наиболее активно используются такие формы поиска работы, как:

§ обращение в государственную, в коммерческую службы занятости;

§ подача объявлений в печать, отклик на объявления;

§ обращение к друзьям, родственникам, знакомым;

§ непосредственное обращение к администрации, работодателю — интернет-поиск и инициативная рассылка резюме по адресам потенциальных работодателей — форма трудоустройства, используемая преимущественно безработными возрастных групп от 20-24 до 40-44 лет.

Средняя продолжительность поиска нового места работы составила: 4,4 мес. в 1992 г.; 9,7 мес. в 1999 г.; 7,7 мес. в 2008 г. Это довольно длительный период, что объясняется конкуренцией на рынке труда и занятости, а также его ограниченностью, особенно в регионах.

50. Государственное регулирование занятости и система социальной защиты в условиях рынка

Согласно российскому закону о занятости, цель политики занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающей безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ.

51. Понятие и функции финансов, финансовая система

Финансы - это отношения, связанные с формированием, распределением и с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий рыночного воспроизводства.

Распределительная функция выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.

Контрольная функция выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов.

Накопительная функция финансов состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через налоги, государственные расходы, государственный кредит.

Финаносвая система

Государственные и муниципальные финансы (Бюджетная система РФ + система государственных внебюджетных фондов + государственный кредит+финансы иных гос. и мун. институтов)

Негосударственные финансы (финансы коммерческих предприятий+финансы некоммерческих предприятий+ финансы предприятий смешанного типа)+ финансы домохозяйств

имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

52. Госбюджет. Доходы и расходы госбюджета. Государственный долг

Наши рекомендации