Индивидуальные и центральные схемы пылеприготовления
Система пылеприготовления представляет собой совокупность оборудования, необходимого для размола топлива, его сушки и подачи готовой пыли в горелки топочной камеры.
По принципу обеспечения котлов топливом системы пылеприготовления разделяются на центральные и индивидуальные. В первом случае пыль получают для всех котлов электростанции в оборудовании, установленном в отдельном здании (центральном пылезаводе), а транспорт пыли к паровым котлам обеспечивается по пылепроводам. В некоторых случаях может быть централизована только сушка топлива.
Во втором— пыль получают в оборудовании, размещенном непосредственно у каждого котла. При этом предусматривается также возможность передачи пыли к соседним агрегатам, что повышает надежность пылеобеспечения котлов.
Выбор системы пылеприготовления для электростанции является важной технико–экономической задачей. Центральные пылесистемы оказываются более экономичными, особенно при подготовке влажных бурых углей, однако они имеют сложное оборудование высокой стоимости и еще недостаточно надежны в эксплуатации. Индивидуальные системы пылеприготовления используются на станциях как более простые и надежные.
Индивидуальные системы пылеприготовления в свою очередь разделяют: на замкнутые с прямым вдуванием пыли в топочную камеру; замкнутые с промежуточным бункером пыли; разомкнутые с подачей пыли горячим воздухом. Разделение пылесистем на замкнутые и разомкнутые определяется характером использования сушильного агента после завершения сушки топлива. В первом случае он направляется в топочную камеру вместе с подсушенной пылью, во втором тщательно очищается от мелких фракций топлива и выбрасывается помимо котла в дымовую трубу.
Схемы разгрузки, подготовки и подвода жидкого топлива и пара. Оборудование мазутонасосной
Для перекачки мазута, заполнения и слива его из емкостей температура мазута должна быть не ниже 60—70°С, что соответствует вязкости не выше 30° ВУ, иначе он будет налипать на стенки.
Рис. 3.13. Технологическая схема подготовки мазута на электростанции.
1 — цистерна с мазутом; 2 — сливное устройство; 3 — фильтр грубой очистки; 4— сливной резервуар с подогревом; 5 — перекачивающий насос; б — основной резервуар; 7, 3—линии рециркуляции мазута; 9 — насос первого подъема: 10 —обратный клапан; 11—подогреватель мазута; 12— фильтр тонкой очистки; 13 — насос второго подъема; 14 — запорная задвижка; 15 — регулятор расхода; 16 — расходомер: 17 — задвижка; 18— форсунка.
Технологический тракт подготовки мазута на электростанции (рис. 3.13) включает: приемно-сливное устройство (сливные эстакады с желобами, приемные резервуары с погруженными перекачивающими насосами), основные резервуары для хранения постоянного запаса мазута, мазутонасосную, систему трубопроводов для мазута и пара, группу подогревателей мазута и фильтров. Подготовка мазута перед сжиганием заключается в удалении механических примесей, повышении давления мазута и его подогреве, необходимых для снижения потерь энергии на транспорт мазута к котлам электростанции и его тонкого распыления в форсунках горелочных устройств. Температура мазута в баках поддерживается на уровне 60—80°С в любое время года за счет циркуляционного Подогрева путем возврата в бак части (до 50%) разогретого во внешних подогревателях мазута.
Типовой является двухступенчатая схема подачи топлива, разработанная институтом; «Теплоэлектропроект». По этой схеме подача топлива в устройства для подготовки к сжиганию (подогрев, перемешивание мазута в резервуарах, фильтрация от внешних загрязнений) осуществляется при низком давлении мазута (около 1 МПа), а насосы второго подъема -перекачивают в главное здание мазут при высоком давлении (3,5—4,5 МПа).
При высокой скорости мазута в распыливающих форсунках может иметь место сильный абразивный износ металла мазутных каналов форсунки и быстрый выход ее из строя. Кроме того, при размере каналов менее 3 мм не исключено их забивание крупными твердыми частицами. Очистка мазута от твердых фракций происходит вначале в фильтрах грубой очистки с размером ячеек сетки 1,5×1,5 мм2, а затем в фильтрах тонкой очистки с ячейками 0,3—0,5 мм, установленных перед насосами второй ступени на подогретом мазуте.
Повышение температуры мазута обеспечивается в паровых подогревателях до температуры, меньшей температуры вспышки паров (90–140ºС) и не выше 95ºС во избежание вскипания влаги. Для поддержания температуры мазута на нужном уровне независимо от потребления его котлом обеспечивается непрерывный расход его ч/з линию за счет частичного возврата в бак (рециркуляция).
Вопрос № 92
Конструкции циклонов, мигалок, питателей и бункеров системы пылеприготовления
Циклон применяется для отделения готовой пыли от транспортирующего воздуха. Отделение происходит за счет центробежного эффекта, а также при повороте воздушного потока в центральную отводную трубу. На входе в нее устанавливают направляющие лопатки для обеспечения спокойного входа воздуха. Центробежный эффект усиливается с увеличением входной скорости в циклон и при уменьшении диаметра циклона. Однако при росте скорости усиливается возврат отсепарированных частиц в поток воздуха и уменьшается КПД очистки потока, а уменьшение диаметра ведет к росту сопротивления циклона и необходимости установки вместо одного нескольких циклонов на поток аэропыли. Обычная скорость пылевоздушного потока на входе в циклон wц=18–22 м/с
Коэффициент полезного действия циклонов составляет 80—93 %. Следовательно, сушильный агент после циклона содержит еще много мельчайших частиц пыли, не уловленных в циклоне. Диаметр циклонов, применяемых в пылесистемах электростанций, Dц = 3–4 м. В схемах пылеприготовления, где необходимо наиболее полно отделить пыль от транспортирующего ее сушильного агента, кроме основного циклона большого диаметра применяют батарейные циклоны, представляющие собой набор большого числа циклонов малого диаметра (200—300мм). Сочетание основного и батарейного циклонов обеспечивает отделение пыли с КПД около 99 %.
Работа циклона резко ухудшается при подсосе в него снизу атмосферного воздуха. Поэтому под циклоном всегда устанавливают два последовательно расположенных на течке пыли клапана-мигалки, которые пропускают накопившуюся пыль порциями с последующим закрытием течки. При этом достаточную плотность поддерживает слой пыли, который постоянно находится в пылеподводящем патрубке. Мигалки устанавливают не только под циклоном, но и под другими элементами пылесистемы, из которых необходимо выдать топливо или его пыль без присоса воздуха.
Бункера сырого (дробленого) угля устанавливают индивидуально для каждого парового котла, имеющего пылеприготовительную установку (один-два бункера). Вместимость бункеров должна обеспечить работу котла с номинальной нагрузкой от 5 до 8 ч в зависимости от вида топлива. Для исключения калипакия сырого угля на стенки они имеют угол наклона не менее чем 60–70 ºС в зависимости от влажности топлива и одновременно снабжаются пневмообрушителями.
Бункер пыли является емкостью для хранения запаса пыли около работающего котла. Объем пылевого бункера определяют, исходя из работы парового котла на запасе пыли в нем в течение 2—3 ч с номинальной нагрузкой и с сохранением по истечении этого срока минимальной высоты слоя пыли в бункере не менее 3м для обеспечения равномерной загрузки питателей пыли.
Бункера пыли должны иметь вертикальные гладкие металлические стенки для исключения налипания и застревания пыли в бункере. У выпускных патрубков наклон стенок к горизонту должен быть больше угла естественного откоса свежей угольной пыли, т. е. не менее 65°.
Питатели сырого угляустанавливают для равномерной и регулируемой подачи топлива в углеразмольные мельницы. На электростанциях находят применение ленточные (для сухих утлей) и скребковые (для влажных, склонных к замазыванию углей) питатели угля. Ленточный питатель сырого угля представляет собой конвейер с прорезиненной транспортной лентой. Подача топлива регулируется положением щибера, изменяющего толщину слоя топлива на ленте, либо изменением скорости ее движения. Здесь же происходит взвешивание топлива с автоматической записью расхода. Скребковый питатель также выполнен как конвейер, но его лента имеет вертикальные скребки (перегородки) обеспечивающие транспорт увлажненного слипающегося топлива. Для уменьшения присоса холодного воздуха в мельницу в течке топлива за питателем устанавливается клапан-мигалка, но еще лучше выполнить питателъ с закрытым кожухом. В последнее время стали внедряться шнековые питатели сырого угля.
Питатели пыли устанавливают под бункером пыли для регулирования подачи ее в пылепроводы. Питатели пыли выполняют в двух модификациях. Шнековый питатель регулирует подачу пыли изменением частоты вращения шнека. Для равномерности заполнения ячеек шнека пылью передние витки имеют увеличивающуюся высоту стенки, а для сокращения самопроизвольного протекания пыли вдоль шнека шаг его последних витков уменьшается.
Лопастный питатель исключает перетекание пыли. Подача пыли производится вращающимися звездочками, расположенными между неподвижными со сбросными окнами на противоположных сторонах. Регулирование частоты вращения питателей пыли производится электродвигателями постоянного тока. На каждую горелку работает отдельный питатель пыли.
Вопрос № 93