ПМ02 Разработка и администрирование баз данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПМ02 Разработка и администрирование баз данных

Программирование в компьютерных системах

(базовая подготовка)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Омск, 2016 г.

Одобрена цикловой методической комиссией Информатики и информационных технологий   протокол №___ от «___» __________ 2016 г.   Методические рекомендации составлены в соответствии с программой производственной практики по ПМ02 Разработка и администрирование баз данных по специальности 230115 (09.02.03) Программирование в компьютерных системах (базовая подготовка)    
Председатель ЦМК   ___________ Тыщенко Е.А.   Зам. директора по УПР   ___________ Салимжанов С.Г.

Составитель:

Глухов Д.А., преподаватель первой квалификационной категории информационных технологий БПОУ ОО «СПК»

Алимпьева Е.Н., преподаватель информационных технологий БПОУ ОО «СПК»

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных.

Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами, а также содержат требования по подготовке отчета о практике.

Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм обучения.

© Сибирский профессиональный колледж

Уважаемый студент!

Производственная практика является составной частью профессионального модуля ПМ02 Разработка и администрирование баз данныхпо специальности 230115 (09.02.03) Программирование в компьютерных системах.

Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.

Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь Вам подготовиться к эффективной деятельности в качестве Техника - программиста. Выполнение заданий практики поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям деятельности на предприятии и решению следующих задач:

- Разработка баз данных;

- Администрирование баз данных.

Обращаем Ваше внимание, что внимательное изучение рекомендаций и консультирование у Вашего руководителя практики от ОУ поможет Вам без проблем получить положительную оценку по практике.

Требования к содержанию практики регламентированы:

- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 230115 (09.02.03) Программирование в компьютерных системах;

- учебным планом специальности 230115 (09.02.03) Программирование в компьютерных системах;

- программой профессионального модуля ПМ02 Разработка и администрирование баз данных;

- настоящими методическими указаниями.

Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у Вас профессиональных и общих компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности Техник - программист. В рамках производственной практики Вы получаете возможность освоить правила и этические нормы поведения служащих/работников в сфере информационных технологий.

Производственная практика может быть проведена в организациях (предприятиях) различных форм собственности на основании заключенных договоров между организацией и образовательным учреждением.

Обращаем Ваше внимание:

- прохождение производственной практики является обязательным условием обучения;

- студенты, не прошедшую практику к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю не допускаются и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время;

- итоговую оценку по практике выставляет руководитель практики от образовательного учреждения с учетом результатов сдачи отчета и оценки, выставленной руководителем практики от предприятия. Положительная оценка по практике является допуском к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю.

Консультации по практике проводятся Вашим руководителем по графику, установленному на организационном собрании группы. Посещение этих консультаций позволит Вам наилучшим образом подготовить отчет.

Обращаем ваше внимание, что в тексте методических рекомендаций используются следующие термины и их определения:

Вид профессиональ­ной деятельности Совокупность трудовых функций, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характе­ризующейся специфи­ческими объектами, условиями, ин­струментами, характером и ре­зультатами труда
Компетенция (про­фессиональная) Способность успешно действовать на основе умений, зна­ний и прак­тического опыта при выполнении задания, ре­шении задачи професси­ональной деятельности
Компетенция (общая) Способность успешно действовать на основе практическо­го опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов про­фессиональной деятельности
Критерий Признак, на основании которого проводится оценка по определен­ному показателю
Междисциплинарный курс Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессио­нальной деятельности и обеспечивающая осво­ение компетенций при прохождении обучающимися прак­тики в рамках профессионального модуля.
Оценивание компе­тенций Процесс, в ходе которого соискатель оценки должен про­демонстри­ровать наличие компетенций, а уполномочен­ный орган – оценить соответствие продемонстрированных компетенций определенному квалификационному уровню
Оценка результатов обучения Процедура определения соответствия индивидуальных образова­тельных достижений обучающихся и выпускни­ков профессиональ­ного образования требованиям потре­бителей образовательных услуг
Оценка 1) Результат процесса оценивания. 2) Мера, представленная количественно (числом) или ка­чественно (семантически), которая выражает соотнесен­ность измеренных ос­новных характеристик объекта с ба­зой (эталонный уровень, норма, стандарт)
Показатель Характеристика состояния какого-либо объективного яв­ления или процесса, взятая в своей количественной и / или качественной опре­деленности
Практика (производ­ственная) Вид учебных занятий, использующийся для освоения обу­чающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной дея­тельности в макси­мально приближенных к ней условиях.
Программа професси­онального модуля Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обуче­ния и требования к усло­виям реализации профессиональ­ного модуля
Профессиональный модуль Часть программы профессионального образования (обу­чения), предусматривающая подготовку к осуществлению определенной со­вокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.
Экзамен (квалифи­кационный) Квалификационный экзамен Механизм (совокупность регламентированных процедур), являю­щийся частью процесса оценивания, посредством которого экспер­тами-экзаменаторами производится оцен­ка профессиональных ком­петенций (квалификации) соис­кателя одним или несколькими спо­собами

Обращаем ваше внимание, что в тексте методических рекомендаций используются следующие сокращения:

ПМ профессиональный модуль;
ВПД вид профессиональной деятельности;
ОПОП основная профессиональная образовательная программа;
ПК профессиональные компетенции;
ОК ­– общие компетенции;
МДК междисциплинарный курс;
ПП производственная практика;
ОУ образовательное учреждение;
ФГОС СПО Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
Эк ­- Экзамен (квалификационный) или квалификационный экзамен

Желаем Вам успехов!

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1 Тематический план практики

№ тем Наименование тем практики Количество часов
Ознакомление со структурой предприятия.
Ознакомление с должностными инструкциями, рабочими местами, оборудованием.
Самостоятельная работа на рабочих местах предприятия. Выполнение индивидуального задания по практике.
Обобщение материала, оформление отчета.
Защита отчета по практике.
  Итого:

По прибытии на место прохождения практики, Вы совместно с руководителями практики от предприятия и образовательного учреждения составляете индивидуальный план прохождения практики (Приложение А). При составлении плана следует учесть, что все задания должны быть выполнены.

Задания на практику

Доработать проект базы данных (начатый во время курсового проектирования), который должен удовлетворять следующим требованиям:

Результаты (освоенные ПК) Основные показатели оценки результата Задания Подтверждающие мате­риалы (доку­менты)
ПК 2.1 Разрабатывать объекты базы данных - ПК 2.1.1 реализует ER-диаграмму базы данных. - разработать ER-диаграмму базы данных со­гласно предметной об­ласти; - нормализовать отношения до 3NF; - в ER-диаграмме определить первичные (PK) и внешние (FK) ключи. - ER-диаграмма в распечатанном виде (4 экземпляра); - ER-диаграмма в сопровождающей презентации; - файл с ER-диаграммой (*.jpg, *.png) записанный на CD-носитель.
- ПК 2.1.2 нормализует отношения до 3NF.
- ПК 2.1.3 определяет ключевые поля отношений.
ПК 2.2 Реализовы­вать базу данных в конкретной СУБД - ПК 2.2.1 реализует таблицы по разработанной ER-диаграмме. - наличие таблиц в базе дан­ных согласно спроектиро­ванной ER-диаграмме, с настроенной семантической целостностью; - реализовать ссылочную целостность у таблиц с настроенными действиями: delete cascade, update cascade; - наличие индексов, не менее одного на каждую таблицу; - заполнить таблицы логически связанными записями не менее 20 шт.; - наличие представлений с использованием системных функций, не менее 8 шт.; - наличие хранимых процедур | функций, выполняющих различные операции с данными (вычисление, поиск, вставка, редактирование, удаление), не менее 8 шт.; - наличие триггеров, выполняющих операции контроля действий над данными (проверка ввода, проверка удаления, проверка редактирования), не менее 5 шт. - каждое выполненное задание должно сопровождаться отдельным файлом с SQL-скриптом, записанным на CD-носитель; - в отчет по производственной практике представить SQL-скрипт реализации одного объекта по каждому заданию.
- ПК 2.2.2 осуществляет индексирование таблиц.
- ПК 2.2.3 создает запросы на языке SQL.
- ПК 2.2.4 создает представления в базе данных и демонстрирует работу с ними.
- ПК 2.2.5 реализует хранимые процедуры | функции в базе данных и демонстрирует работу с ними.
- ПК 2.2.6 реализует триггеры в базе данных и демонстрирует работу с ними.
ПК 2.3 Решать во­просы администри­рования базы дан­ных - ПК 2.3.1 выполняет резервное копирование базы данных. - наличие полной резервной копии базы данных. Имя резервной копии должно состоять из имени базы данных и даты ее создания, например Hostel_full_09_05_2016_13_20; - наличие разностных резервных копий базы данных. Имена резервных копий должны состоять из имени базы данных и даты ее создания, например Hostel_diff_09_05_2016_13_20; - наличие системы аудита, отслеживающей действия пользователей базы данных (insert, delete, update). - файлы резервных копий базы данных (полная, разностная), записать на CD-носитель; - файл с SQL-скриптами создания резервных копий записать на CD-носитель.
- ПК 2.3.2 выполняет восстановление резервной копии базы данных.
- ПК 2.3.3 реализует систему аудита в базе данных.
ПК 2.4 Реализовы­вать методы и тех­нологии защиты информации в ба­зах данных.4 ных в конкретной СУБД. - ПК 2.4.1 создает пользователей базы данных. - наличие не менее 3-х пользователей базы данных; - наличие ролей, обладающих определенными правами доступа к данным, не менее 3 шт.; - добавить каждого пользователя в членство реализованных ролей. - выполненные задания должны сопровождаться файлом с SQL-скриптами, записанным на CD-носитель; - в отчет по производственной практике представить SQL-скрипт реализации одного объекта по каждому заданию.
- ПК 2.4.2 создает роли с различной категорией доступа к базе данных.
- ПК 2.4.3 созданных пользователей включает в членство определенных ролей базы данных.

Пример оформления SQL-скриптов

/* Автор : Иванов Иван Иванович Группа : ВТ-100 Дата создания: 09/05/2016 */   --описание назначения запроса SELECT … FROM … WHERE …

Примерный список тем предметной области для реализации базы данных

Спроектировать БД деятельности медицинской страховой компании.
Спроектировать БД учета выдачи кредитов в банке.
Спроектировать БД деятельности ломбарда.
Спроектировать БД учета технических средств на предприятии.
Спроектировать БД учета посещений врачей в поликлинике.
Спроектировать БД учета продаж лекарственных средств.
Спроектировать БД учета семейного бюджета.
Спроектировать БД учета успеваемости студентов.
Спроектировать БД деятельности фирмы по прокату фильмов.
Спроектировать БД учета перевозок пассажиров в такси.
Спроектировать БД учета услуг для абонентов сотовой связи.
Спроектировать БД учета коммунальных платежей.
Спроектировать БД деятельности службы знакомств.
Спроектировать БД учета стройматериалов на объекте.
Спроектировать БД деятельности судебных приставов.
Спроектировать БД учета движения автобусов.
Спроектировать БД учета бронирования мест в гостинице.
Спроектировать БД учета бронирования мест на рейс.
Спроектировать БД учета заселения в гостиницу.
Спроектировать БД учета продаж путевок в туристическом бюро.
Спроектировать БД деятельности химчистки.
Спроектировать БД деятельности банка по операциям с вкладами.
Спроектировать БД учета дорожно-транспортных происшествий.
Спроектировать БД учета оплаты за обучение.
Спроектировать БД учета военнообязанных.
Спроектировать БД учета пропусков занятий студентами.

Обратите Ваше внимание! Также Вами может быть предложена любая тема, предварительно согласованная с преподавателем.

ВАЖНО! Выбранная Вами тематика предметной области, должна быть тщательно изучена, продумана логика связей между отношениями.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

Отчет по производственной практике представляет собой комплект документов и материалов, подтверждающих выполнение заданий по практике.

Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.

Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:

№ п/п Расположение материалов в отчете Примечание
1. Титульный лист (Приложение Б)  
2. Введение Указать цель и расписать задачи которые стояли перед практикантом на предприятии.
3. Индивидуальный план прохождения прак­тики (приложение А)  
4. Аттестационный лист по практике (Приложение В)  
5. Анкета удовлетворенности студентом ор­ганизации производственной практики (Приложение Д)  
6. Анкета по изучению удовлетворённости качеством профессиональной подготовки студента БПОУ ОО «СПК» (Приложение Г)  
7. Табель учета рабочего времени практи­канта (Приложение Ж)  
8. Выполнение заданий Смотреть внимательно пункт 2.2 Задания на практику.
9. Заключение Выводы о результатах прак­тики, расписать какой практический опыт был получен практикантом во время прохождения практики.
10. CD-носитель В пункте 2.2 Задания на практику, указано что должно быть записано на CD-носитель.

Требования к оформлению текста отчета и пояснительной записки

1. Отчет пишется:

- от первого лица;

- оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;

- поля документа: верхнее – 1,5 см., нижнее – 1,5 см., левое – 2 см., правое – 1 см.;

- отступ первой строки – 1,2 см;

- размер шрифта - 14;

- межстрочный интервал – 1,5 см;

- расположение номера страниц - сверху справа;

- нумерация страниц на первом листе (титульной) не ставится.

ЗАЩИТА И ОЦЕНКА ПРАКТИКИ

Защита

Защита результатов практики является обязательной и проводится за счет часов, предусмотренных на прохождение практики.

Защита отчета по практике проходит в индивидуальном порядке в форме беседы с преподавателем.

Оценка

Критерии оценки отчета по практике:

- соответствие содержания отчета программе прохождения практики;

- структурированность отчета (в соответствии с разделом 4 методических рекомендаций);

- соответствие оформления отчета выше приведенным требованиям;

- качество выполнения индивидуального задания:

· наличие ER-диаграммы базы данных;

· наличие заполненной базы данных;

· наличие и работоспособность объектов базы данных;

· наличие сконфигурированной системы безопасности базы данных;

- оценка за практику от руководителя предприятия;

- выполнение сроков сдачи отчета.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Шаблон индивидуального плана

СОГЛАСОВАНО Руководитель практики от предприятия ________________И.О. Фамилия подпись «_____» ______________ 2017 г. СОГЛАСОВАНО Руководитель практики от ОУ ______________В.В. Граустин подпись «_____» _____________ 2017 г.  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Прохождения практики

№ п/п Этапы практики Количество часов[1] Отметка о выполнении[2]
1. Вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности    
2. Ознакомительная экскурсия по предприятию. Изучить вопросы: - структура предприятия; - назначение и место каждого подразделения в производственном и управленческом процессе, их взаимосвязь; - правила внутреннего трудового распорядка; - функции главных специалистов предприятия; - перспективы развития производства; - план освоения новых технологий.    
3. Информационные мероприятия по ознакомлению с оборудованием и технологией.    
4. Проектирование план-схемы вычислительной сети предприятия (организации).    
5. Разработка схемы базы данных.    
6. Реализация проекта базы данных: - реализация объектов базы данных; - заполнение таблиц базы данных; - конфигурирование системы безопасности базы данных; - создание полной резервной копии базы данных.    
7. Оформление отчета по практике.    
8. Итоговое собрание.    

Студент(ка) Фамилия И.О.

(подпись студента)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ОТЧЕТ

Омск 2017

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

АНКЕТА

Для изучения удовлетворенности студентом организации и содержания производственной практики на предприятиях, организациях и учреждениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Анкета

Для изучения удовлетворенности качеством профессиональной подготовки студента БОУ ОО СПО «СПК»

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПМ02 Разработка и администрирование баз данных

Наши рекомендации