Согласно ГОСТу инициалы пишутся перед фамилией.
ОФОРМЛЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕДОКУМЕНТЫ
Устав – это свод правил, регистрирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственной или хозяйственной деятельности.
В оформлении уставов должны присутствовать следующие реквизиты:
üнаименование организации (министерства, ведомства) – автора документа;
üдата;
üгриф утверждения;
üтекст;
üподпись.
Положение – это организационно-правовой акт, определяющий порядок формирования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений.
В оформлении положений должны присутствовать следующие реквизиты:
üнаименование организации (ведомства, структурного подразделения) – автора документа; üгриф утверждения; üдата; üзаголовок к тексту üтекст; üподпись; üгриф согласования; üвизы согласования.
Должностная инструкция – это организационно-правовой документ, устанавливающий для работников организации (подразделении) конкретные трудовые (должностные) обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Разработка должностной инструкции вменяется в обязанности руководителя подразделения и отдела управления персоналом, согласовывается с юрисконсультантом и затем утверждается руководителем организации.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия для выполнения производственных задач.
Различают:
приказы по основной деятельности;
Приказы по личному составу.
Приказы по основной деятельности формируются на бланке предприятия и содержат следующие реквизиты:
üнаименование предприятия; üнаименование вида документа; üкод организации (ОКПО); üдата; üиндекс; üзаголовок к тексту; üотметка о контроле; üтекст; üподпись; üвизы; üотметка об исполнении документа; üотметка о переносе данных на машинный носитель.
Текст приказа состоит из двух частей:
констатирующей, в которой отражаются цели и задач предписываемых действий, причины издания приказа, дается ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа.
распорядительной, в которой содержатся предписываемые действия, фамилии должностных лиц, ответственных за их выполнение и сроки исполнения.
Констатирующая часть отделяется от распорядительной словом «ПРИКАЗЫВАЮ:», которое печатается прописными буквами.
Распорядительная часть приказа, как правило, делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точками. Каждый пункт начинается с указания конкретного действия, выражаемого глаголом в неопределенной форме. Далее в пункте указываются исполнители и срок исполнения. Последний пункт приказа может содержать указание о должностном лице, ответственном за исполнение приказа в целом.
Решение – распорядительный документ коллегиального органа управления. Текст решения также состоит из констатирующей и распорядительной частей. Констатирующая (вводная) часть решения оформляется по форме:
В связи (на основании) /причины издания документа/ /название распорядительного органа/
РЕШИЛ (а, о):
Распорядительная часть содержит текст решения, который оформляется в виде пунктов.
Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации и его заместителями.
Распоряжение представляет собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов, имеет ограниченный срок действия и касается узкого лица должностных лиц
В случаях, когда констатирующая часть распоряжения присутствует, текст распорядительной части начинается со слов «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ».
Утверждению подлежат:
üакты (проверок, ревизий, приема законченных работ, оборудования, списания, экспертизы, передачи дел, ликвидации организаций );
üдоговоры (о производстве работ, материально-техническом снабжении, о поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, материальной ответственности);
üзадания (на проектирование объектов, на кап. строительство, на проведение НИР, ОКР и технологических работ);
üинструкции (должностные, техники безопасности, внутреннего трудового распорядка, документационному обеспечению управления);
üнормативы (расхода сырья, материалов, электроэнергии, численности работников и т.д.);
üотчеты (о производственной деятельности, командировках, НИР и т.д.);
üперечни (должностей работников с ненормируемым рабочим днем; типовых документов с указанием сроков хранения и т.д.)
üпланы (производственные, НИР, строительно-монтажных работ, проектно изыскательских работ, внедрения новой техники, по капитальному ремонту, научно-технического совета, ученого совета и т.д.);
üпрограммы (командировок, проведения работ и мероприятий);
üположения (о структурном подразделении, премировании, о персонале организации);
üрасценки на производство работ;
üструктура и штатная численность;
üтарифные ставки;
üштатные расписания и изменения к ним;
üсмета расходов средств организации;
üсмета расходов на содержание специалистов организации.
Печать
Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами.
Ставится на наиболее важных документах, подтверждая их подлинность. Печати делятся на гербовые и простые. Гербовая печать – круглая с изображением в центре герба РФ, по окружности указывается полное название учреждения. Печати с воспроизведением герба могут иметь федеральные органы государственной власти, иные государственные органы и организации в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.93 г № 2050.
В коммерческих структурах применяются простые круглые печати, приравненные к гербовым для государственных организаций.
Простые печати бывают различной геометрической формы – круглые, прямоугольные, треугольные, овальные. На них обычно воспроизводится название структурного подразделения организации. Их используют для самых различных целей – от проставления на копиях документов до применения при опечатывании дверей, пакетов и т.д.
Оттиск печати проставляется так, чтобы захватить часть наименования должности лица, подписавшего документ. Иногда это место помечают буквами «МП» или изображением круга с пометкой «ставить точно в круг». Оттиск печати дожжен хорошо читаться.
Перечень документов, на которых ставится печать:
Акты, доверенности, договоры, задания на проектирование и технические, заявки, исполнительные листы, заявления (на аккредитив и т.д.), заключения и отзывы, нормы расхода драгоценных металлов, гарантийные письма, платежные поручения, протоколы согласования планов поставок, реестры чеков, сметы расходов, штатные расписания и изменения к ним, спецификации продукции, образцы оттисков печатей и подписей специалистов, имеющих право совершения хозяйственных операций, Устав организации, справки о начисленной зарплате.