Принятие управленческих решений.

1. Планирование при наличии ограничивающих факторов

При формировании производственной программы в условиях ограничивающих производственных мощностей (Машино-часов, человеко-часов) приходится выбирать набор продуктов, который принесет предприятию наибольшую прибыль. В этом случае можно применять маржинальный подход.

Пример 1.

Исходные данные.

Показатели Изделие А Изделие Б
1. цена за ед.
2. переменные затраты на ед.
3. удельная маржинальная прибыль
4. коэффициент маржинальной прибыль 30% 40%

Вывод: поскольку изделие Б является наиболее выгодным, то необходимо загрузить мощности изделием Б, а остальные мощности изделием А.

Показатели Изделие А Изделие Б
1. количество единиц продукции произведенных за 1 час
2. удельная маржинальная прибыль
3. маржинальная прибыль на 1 час
4. маржинальная прибыль за 1000 час

Вывод: поскольку изделие А является наиболее выгодным, то необходимо загрузить мощности изделием А, а остальные мощности изделием А.

С использование системы директ-костинг решение таких ситуаций наиболее удобно.

Пример 2.

Допустим в цехе может производится 5 близких по технологическим характеристикам изделий. ограничивающий фактор – 521 час в месяц (фонд рабочего времени цеха).

Изделие Маржинальная прибыль Время обработки (час/ед) Максимальный сбыт (спрос) ОМП = МП / время обработки Очередность выбора
A
B
С
D
E

Далее формируется производственная программа на основании данных об очередности выбора, времени на обработки и максимального сбыта.

Изделие Количество единиц Время на производство Остаток фонда времени
A 521-100=421
B 421-100=321
С 321-200=121
D 121-100=21
E

В случаях, если на предприятии имеется несколько, ограничивающих факторов, следует использовать модели линейного программирования.

Пример 3. предприятие выпускает продукцию А и Б.

Исходные данные.

Показатели Изделие А Изделие Б
1. цена за ед.
2. переменные затраты на ед.
3. удельная маржинальная прибыль
4. коэффициент маржинальной прибыль 30% 40%

Ограничивающий фактор: мощность = 1 000 часов, за час можно произвести 3 единицы продукции А или 1 единицу продукции Б.

Показатели Изделие А Изделие Б
1. количество единиц продукции произведенных за 1 час
2. маржинальная прибыль на 1 час
3. маржинальная прибыль за 1000 час


Анализ целесообразности принятия дополнительного заказа.

Пример 4. предприятие планирует выпускать 41000 единиц изделия А и реализовать их по цене 80 руб. за изделие. Получен заказ на 3000 ед. по цене 49 руб./ед.

Исходные данные.

Показатели  
Прямые материалы 18 руб./ед.
Прямой труд 12 руб./ед.
Переменные ОПР 10 руб./ед.
Постоянные ОПР (всего 205 000) 5 руб./ед.
Затраты на упаковку 6 руб./ед.
Затраты на рекламу (всего 123 000) 3 руб./ед.
Прочие постоянные коммерческие и административные затраты (всего 246 000) 6 руб./ед.
Итого 60 руб./ед.
Цена продажи за единицу 80 руб.
Суммарные оценочные затраты на упаковку крупной партии заказа 5 000 руб.

Решение.

Показатели Расчеты б/заказа Расчеты с заказом
1. выручка от продажи
2. – переменные затраты:    
· прямые материалы
· прямая оплата труда
· ОПР
· упаковка 251000 (6*41000 + 5*300)
3. маржинальная прибыль
4. – постоянные затраты:    
· ОПР
· затраты на рекламу
· прочие
5. прибыль

Эффект структурных сдвигов.

Реализационная корзина – это набор относительных долей продукции, которые в общей сумме дают выручку.

Если структура меняется, то планируемая выручка может быть достигнута или недостигнута.

Влияние на прибыль этих сдвигов будет зависеть от того в сторону высоко или низко рентабельной продукции произошло изменение первоначальной структуры.

Пример: предположим, что организация выпускающая 2 вида продукции имеет следующий бюджет доходов и расходов.

Показатели Продукция А Продукция Б Итого
1. объем реализации в шт.
2. выручка от реализации (5 и 10 руб. соответственно)
3. переменные расходы (4 и 3 руб. соответственно)
4. маржинальная прибыль (1 и 7 руб. соответственно)
5. постоянные расходы    
6. прибыль    


Предположим, что произошли следующие структурные сдвиги.

Показатели Продукция А Продукция Б Итого
1. продано, ед.
2. выручка от реализации
3. переменные расходы
4. маржинальная прибыль
5. постоянные расходы    
6. прибыль    

Управление запасами.

Наши рекомендации