Интерактивные средства обучения
ПРИМЕРНЫЕ КЕЙС-ЗАДАНИЯ
Задание 1. Должна ли быть реклама на платном ТВ?[1]
Платное телевидение рискует лишиться основной статьи дохода – гонораров за размещения рекламы в эфире.
В июне 2014 года Совет Федерации одобрил законопроект, запрещающий показ коммерческих роликов в сетке вещания. Таким образом авторы законопроекта хотят поддержать общедоступные федеральные каналы, за просмотр которых россияне пока не платят и рубля.
Депутаты дают два обоснования своим действиям: экономическое и социальное. Во-первых, они считают, что, не гоже платному ТВ зарабатывать и на абонентской плате, и на рекламе – необходимо поставить все каналы в равные условия. А во-вторых, полагают, что люди, заплатившие за подключения кабельных и спутниковых каналов, не должны смотреть рекламу – это напрямую нарушает их потребительские права. Доля здравого смысла в такой логике есть, но вряд ли платное телевидение сможет предложить приемлемый контент и бесперебойное вещание, лишившись рекламных поступлений.
Например В. Матвиенко заявила, что не видит в телевидении вселенского зла. «В моей квартире стоит два «зомбоящика» (именно так называют телевизоры их противники). Мне нравится заниматься домашними делами под звук бубнящего экрана. Многие передачи и фильмы действительно вызывают живой интерес. К тому же считаю регулярный просмотр основных каналов своей профессиональной обязанностью: я должна знать, где, что и под каким соусом показывают.
Также не вижу ничего плохого в присутствии рекламы на ТВ. Есть у нее как вполне бытовые (должен же быть перерыв, чтобы пробежать по другим каналам или отвлечься на домашние дела), так и коммерческие функции – у нас рыночная экономика, и каждый предприниматель имеет право продвигать свои товары и услуги. В конце концов, никто не заставляет неотрывно смотреть эти ролики.
Более того, я читаю необходимым введение налога за владение телевизором, который есть, скажем, в странах Скандинавии или Англии. Те, кто действительно хочет смотреть качественное ТВ, должны за это платить. Остальных же нелюбителей «зомбоящиков» это не коснется. Думаю, эти средства могли бы пойти на создание контента, у которого изначально не было шансов на финансовую поддержку со стороны спонсоров и рекламодателей…»
Молниеносно рассмотренный и принятый в трех чтениях законопроект о рекламном табу уже получил множество негативных откликов. Например: «сейчас ежемесячно наша семья платит 440 рублей за пакет «Цифровое ТВ + Интернет», включающий в себя 92 канала и безлимитный доступ в Сеть с вполне комфортной скоростью. Что-то мне подсказывает, что, если рекламу на платном ТВ все-таки запретят, взлетит абонентская плата до небес (как-то же придется кабельным операторам выживать). И привычное доступное кабельное телевидение погибнет».
К числу негативных откликов присоединились платные каналы и кабельные операторы, которые реально боятся оказаться на медийной паперти. Их возмущает то, что они не участвовали в разработке и обсуждении документа, который в прямом смысле отнимает у них «кусок хлеба с маслом».
Другие критики законопроекта не понимают, какие именно каналы будут относиться к категории «за деньги». Пока в документе сказано, что к платным не относятся 10 общедоступных каналов, распространяемых операторами спутникового и кабельного вещания бесплатно: «Первый канал», НТВ, «Пятый канал», «ТВ Центр», ОТР и каналы холдинга ВГТРК («Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия К» и «Карусель»). Являются бесплатными и те каналы, которые показываются с помощью наземного эфирного вещания и имеют на это соответствующую лицензию.
На деле же и за эти каналы, хоть и не на прямую, приходится платить. Скажем, людям живущим в небольшом городке в частном секторе, чтобы посмотреть те самые десять общедоступных каналов, пришлось купить ресивер – цифровую приставку для приема сигнала, – который обошелся в 2,5 тысячи рублей. Вещание, конечно, четкое, но очень нестабильное. И на каждый телевизор в доме нужна отдельная приставка – без нее каналы не показывают вовсе.
Платные каналы и кабельные операторы уже написали протестные письма президенту и премьер-министру страны. Но пока они остались без ответа и даже официального комментария. Заинтересовались непопулярным законом и в ОБСЕ. Остается только ждать, сохранит ли Владимир Владимирович платному ТВ прежнюю вполне сытую жизнь…
Вопросы:
1. Как эта ситуация, в случае принятия законопроекта, отразится на спросе и предложении кабельных услуг?
2. Что дает реклама организациям, оказывающих услуги платного телевидения?
3. Какое из представленных мнений Вы поддерживаете? Аргументируйте свой ответ.
4. Как указанный законопроект может повлиять на развитие рынка кабельных и платных услуг?
5. Отразится ли законопроект на индивидуальном потребителе?
Задание 2. Динамика цен на потребительском рынке Южного Урала[2]
Южноуральские производители мяса и молока заверили население, что сдерживают рост цен на свою продукцию, чтобы не наживаться на нездоровом ажиотаже своих соотечественников. А случаи, когда в магазинах продукция подвергается огромной наценке, – вина владельцев этих торговых точек. Основное количество искаженных цен демонстрирует несетевая розница, поскольку единичным ритейлерам сегодня приходится несладко.
В крупных федеральных сетях идет тенденция к снижению розничной минимальной цены. Находясь в условиях жесткой конкуренции, торговые сети заняли достаточно жесткую позицию относительно сбыта, цены на мясо и молоко остаются на том же уровне, что и до вступления в силу экономических санкций.
В частности, это подтверждает «Молния», предупреждая тем не менее, что сезонного повышения цен на молоко все равно не избежать. А вот в случае с поставщиками мяса и колбасных изделий уместно говорить о влиянии экономических санкций и, как следствие, ограничение выбора поставляемой продукции. При этом производители в свою очередь высказались о том, что в отсутствие неприятных экономических инцидентов в этом году цены существенно повышены не будут.
Так, например, ежедневный мониторинг цен, проводимый на предприятиях торговли по данным областного штаба по оперативному мониторингу и контролю ситуации на региональных рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия показал, что за период с 20 по 27 августа 2014 года по ценам на тушку курицы наблюдается следующая ситуация:
– магазины федеральных сетей – прослеживается спад цен от 119,1 до 118,9 руб./кг (на 0,17%);
– магазины локальных сетей – цена на прежнем уровне 128,3 рублей /кг;
– несетевые магазины – цена поднялась от 135,0 до 136,5 руб./кг (на 0,74%);
– в нестационарных торговых объектах – цена подросла от 130,2 до 132,8 руб./кг (на 1,5%);
– на рынках Челябинской области – колебание цены от 144,2 до 145,5 руб./кг (на 0,7%).
По некоторому мнению, нужно понимать, что, с одной стороны, всегда будут нечестные продавцы, которые, пользуясь случаем, удваивают цену, а с другой – всегда будут паникующие покупатели, которые готовы в рамках эмоционального порыва купить и втрое дороже.
Вопросы.
1. Укажите факторы влияющие на динамику цен потребительских товаров.
2. Как указанные Вами факторы отразятся на спросе потребителей продукции. Изобразите ситуацию графически.
3. Почему несетевые торговые компании находятся в худшем положении по сравнению с федеральными сетями.
4. Как экономические санкции сказываются на предложении потребительских товаров на рынки Южного Урала.
5. Какие меры на Ваш взгляд помогут бороться с нечестными продавцами, с одной стороны и паникующими покупателями - с другой.
Задание 3 Почему растет спрос на недвижимость[3]
Эксперты отмечают, что на фоне международной политической и экономической нестабильности не только в России, но и во всем мире увеличился спрос на жилую недвижимость с целью инвестирования. Так, к примеру, в Европе еще лет пять назад жилье приобреталось исключительно для собственного пользования, а сегодня оно стало привлекательным инвестиционным активом.
Доля жилой недвижимости в структуре инвестиционного портфеля в прошлом году занимала 15 процентов – больше, чем аналогичный показатель позапрошлого года. Ожидается дальнейший достаточно бурный рост жилой недвижимости как объекта для инвестиций.
Уже сейчас наблюдается увеличивающийся интерес со стороны непрофессиональных инвесторов, которые готовы вкладываться в недвижимость. Это не девелоперские проекты, а чисто инвестиционные сделки, как вложение на ранней стадии и последующая реализация.
Россияне уже не раз имели возможность убедиться, что самой устойчивой валютой является все-таки недвижимость. В отличие от золота, акций и валюты, жилье не подвержено инфляционному риску. Оно является приоритетной необходимостью для жизни человека, а производственные и коммерческие площади – неотъемлемой частью его существования.
Серьезная волатильность валют, а также элементарная невозможность прогнозировать развитие ситуации вокруг Украины заставляют россиян и сегодня вкладывать свободные средства в недвижимость. При этом, одним из драйверов роста экономики выступает ипотека, стимулирующая потребительский спрос и способствующая развитию строительного сектора.
Ипотека становится подспорьем для тех, кто не обладает суммой для качественного вложения, и объективным показателем этого стало значительное увеличение ее объемов в этом году. Частные клиенты получили кредитных средств на три миллиарда рублей больше, чем в первом полугодии 2013 года. Сегодня размер средней ипотечной ставки по рынку – 12,5%, и держится он неизменным с начала 2014 года. Какова будет стоимость ипотеки в обстановке нестабильности уже завтра – большой вопрос (эксперты чуть ли не каждый месяц прогнозируют увеличение ипотечной ставки, да и все остальные банковские кредиты давно поднялись в цене). Соответственно, в случае развития негативного сценария и роста инфляции покупка квартиры сегодня, даже с помощью ипотеки, выгодна уже в самой кратчайшей перспективе.
Инвестиционная привлекательность челябинских объектов недвижимости уже вышла за границы области. Как отмечают застройщики и представители риелторских компаний, среди покупателей-инвесторов увеличилась доля жителей соседнего Екатеринбурга, северных регионов, ближнего зарубежья. Цены на недвижимость в крупных городах неуклонно растут: например, в том же Екатеринбурге цена за квадратный метр за три квартала поднялась на четыре процента и теперь составляет около 75 тысяч 722 рублей. Челябинск показал еще большую динамику роста цены – 5,9 процента, в то время как цена на жилье в столице Южного Урала значительно ниже, чем в Екатеринбурге – 46 тысяч рублей за квадратный метр, что и привлекает инвесторов из других регионов.
По мнению А. Унаняна, стоимость жилья в Челябинске могла бы быть гораздо выше, если бы не пул крупных застройщиков, которые работают сегодня в Челябинской области. Стоимость квадратного метра составила бы 55 тысяч рублей, и рынок бы встал.
Высокий спрос на челябинские новостройки связан отчасти с тем, что застройщики услышали пожелания покупателей и стали сдавать жилье с чистовой отделкой и сантехникой, межкомнатными и входными дверями.
Самые популярные у инвесторов, безусловно, объекты, находящиеся на стадии строительства: когда стройка будет завершена, квартира значительно вырастет в цене. Так, например, на момент старта проекта у двух челябинских бестселлеров на рынке жилья: жилых районов «Парковый» и «АКАДЕМ-Riverside» – стоимость популярных квартир-студий на момент начала бронирования составляла 870 000 руб. в «Парковом» и 1035000 руб. в «АКАДЕМе». В ходе строительства цена выросла более чем на треть. Сегодня, по данным Domchel.ru, средняя цена на вторичном рынке квартиры-студии в «Парковом» – 1455000 руб., в «АКАДЕМе» – 1524000 руб. Учитывая, что «Гринфлайт» – лидер строительного рынка региона, его политика доступных цен формирует общий ценовой климат на рынке жилья и сдерживает рост цен в Челябинске.
В последнее время стоимость жилья диктует новостройка поскольку застройщики поднимают цены на стоимость квадратного метра не менее двух-трех раз в год, что выгодно владельцу помещения. Обычно это происходит весной, в августе–сентябре и ноябре–декабре. Вторичка востребована меньше, в то время как объем предложений достаточно большой и динамика роста цен на старый жилой фонд методично снижается.
При выборе объекта инвестирования необходимо чтобы дом был расположен в благополучном районе, имел хорошее качество строительных работ, квартиры обладали оптимальными планировочными решениями, компания-застройщик была надежной. Перед принятием решения инвестировать следует обратить особое внимание на застройщика: насколько часто компания фигурирует на сайте правительства, участвует ли в крупных социальных проектах, заботясь о своем имидже надежного партнера. Это хороший показатель того, что застройщики крепко стоят на ногах.
В число гарантированных плюсов собственной недвижимости, которые называют эксперты, входят все способы ее использования. Так, помещение можно сдавать в аренду, регулярно получая ренту. Его можно выгодно перепродать, и тогда доход будет значительным, хотя и единовременным. Есть вариант самостоятельной эксплуатации, который тоже может принести значительную пользу владельцу. И даже если не пользоваться недвижимостью самостоятельно и не привлекать к этому других лиц, капитал инвестора все равно будет расти – за счет постоянного увеличения стоимости квадратного метра.
Вопросы:
1. Дайте определение спроса на рынке жилья?
2. Объясните причину, сдерживания роста цен на жилье в Челябинске?
3. Назовите основные особенности спроса и предложения на рынке жилья?
4. Почему вложения в недвижимость являются привлекательными для частных инвесторов?
5. Что является основанием для выделения первичного и вторичного рынка жилья?
6. Какие факторы позволяют поддерживать положительную динамику роста спроса на рынке жилья?
7.Обозначьте дальнейшие возможные перспективы развития рынка жилья в Челябинской области?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ
При оценке знаний учитывается:
1. Понимание и степень усвоения теории курса.
2. Уровень знания фактического материала в объеме программы.
3. Правильность формулировки основных понятий и закономерностей.
4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.
5. Использование примеров из учебной и научной литературы
6. Умение связать теорию с практическим применением.
7. Умение сделать обобщения, выводы.
8. Умение ответить на дополнительные вопросы.
«Отлично»
- всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала,
- правильность формулировки понятий и закономерностей,
- умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой,
- освоение основной и дополнительной литературы,
- самостоятельное пополнение и обновление знаний в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
«Хорошо»
- полное знание учебно-программного материала,
- успешное выполнение предусмотренных в программе задания,
- освоение основной литературы, рекомендованной в программе,
- наличие систематического характера знаний по дисциплине.
«Удовлетворительно»
- знание основного учебно-программного материала в необходимом объеме,
- выполнение заданий, предусмотренных программой,
- наличие погрешности в ответе при выполнении экзаменационных заданий,
- наличие необходимых знаний для их устранения под руководством преподавателя
«Неудовлетворительно»
- существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала,
- незнание и грубые ошибки в основных категориях, определениях и закономерностях курса,
- допущение принципиальных ошибок в выполнении предусмотренных программой заданий.
[1] При подготовке ситуации использованы материалы: http://chelfin.ru/text/money/821029.html
[2] При подготовке ситуации использованы материалы: http://chel.ru/text/business_analytic/837805.html?block
[3] При подготовке ситуации использованы материалы: http://chel.ru/text/newscomp_business/842359.html?block