Фирма в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды. Естественная монополия.

Монополия. Монополии присущи следующие черты:

a) Наличие единственного продавца на рынке.

b) Продукция не имеет близких заменителей.

c) Наличие непреодолимых барьеров для входа в отрасль (патенты, авторские права, права собственности, высокие первоначальные капиталовложения).

Монополия может преследовать следующие цели:

a) максимизация выручки (условие максимизации выручки монополии имеет вид Фирма в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды. Естественная монополия. - student2.ru ).;

Фирма в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды. Естественная монополия. - student2.ru

b) максимизация прибыли Условие максимизации прибыли монополии Фирма в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды. Естественная монополия. - student2.ru .;

Фирма в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды. Естественная монополия. - student2.ru

c) максимизация нормы прибыли на вложенный капитал (рентабельность) (условие максимизации рентабельности выглядит как Фирма в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды. Естественная монополия. - student2.ru ).

Ценообразование в условиях монополии.Преследуя разные цели, монополия должна выбирать не только объем продаж, но и цену. Следовательно, эту информацию (P и Q) она может получить из функции отраслевого спроса на свою продукцию, которая также является линией цены монополии. В отличие от конкурента, который не меняет рыночную цену, монополия путем снижения (увеличения) объема продаж должна увеличить (понизить) цену. Тогда линия спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон.

Ущерб, причиненный монополией – потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.

Ценовая дискриминация– продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

Различают три типа дискриминации:

1. Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) -продажа каждой единицы блага по ее цене спроса

2. Дискриминация второй степени - продажа отдельных партий блага по различным ценам. При этом монополия ставит цену в зависимости от размера партии: чем больше партия, тем меньше цена.

3. Дискриминация третьей степени (сегментирование рынка) - продажа однородного товара по различным ценам на разных сегментах рынка. Для данной дискриминации необходимы условия:

· Наличие групп покупателей (сегментов рынка) с разной эластичностью спроса.

· Невозможность рыночного арбитража (покупка блага по низкой цене и перепродажа по высокой с целью получения арбитражной (спекулятивной) прибыли).

Виды ценовой дискриминации:временная (продажа билетов на утренний, вечерний сеанс)), возрастная (цены на проездные билеты для школьников, граждан), территориальная (цена в различных районах города) и прочие виды.

Естественная монополия – фирма, монопольное положение которой обусловлено возможностью удовлетворить рыночный спрос с меньшими затратами, чем при развитии конкуренции из-за значительной доли постоянных затрат. Принципиальное отличие естественной монополии от обычной (чистой) в том, что линия отраслевого спроса пересекает линии ATC и MC до их минимума.


Наши рекомендации