Фирма в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды. Естественная монополия.
Монополия. Монополии присущи следующие черты:
a) Наличие единственного продавца на рынке.
b) Продукция не имеет близких заменителей.
c) Наличие непреодолимых барьеров для входа в отрасль (патенты, авторские права, права собственности, высокие первоначальные капиталовложения).
Монополия может преследовать следующие цели:
a) максимизация выручки (условие максимизации выручки монополии имеет вид ).;
b) максимизация прибыли Условие максимизации прибыли монополии .;
c) максимизация нормы прибыли на вложенный капитал (рентабельность) (условие максимизации рентабельности выглядит как ).
Ценообразование в условиях монополии.Преследуя разные цели, монополия должна выбирать не только объем продаж, но и цену. Следовательно, эту информацию (P и Q) она может получить из функции отраслевого спроса на свою продукцию, которая также является линией цены монополии. В отличие от конкурента, который не меняет рыночную цену, монополия путем снижения (увеличения) объема продаж должна увеличить (понизить) цену. Тогда линия спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон.
Ущерб, причиненный монополией – потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.
Ценовая дискриминация– продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.
Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
Различают три типа дискриминации:
1. Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) -продажа каждой единицы блага по ее цене спроса
2. Дискриминация второй степени - продажа отдельных партий блага по различным ценам. При этом монополия ставит цену в зависимости от размера партии: чем больше партия, тем меньше цена.
3. Дискриминация третьей степени (сегментирование рынка) - продажа однородного товара по различным ценам на разных сегментах рынка. Для данной дискриминации необходимы условия:
· Наличие групп покупателей (сегментов рынка) с разной эластичностью спроса.
· Невозможность рыночного арбитража (покупка блага по низкой цене и перепродажа по высокой с целью получения арбитражной (спекулятивной) прибыли).
Виды ценовой дискриминации:временная (продажа билетов на утренний, вечерний сеанс)), возрастная (цены на проездные билеты для школьников, граждан), территориальная (цена в различных районах города) и прочие виды.
Естественная монополия – фирма, монопольное положение которой обусловлено возможностью удовлетворить рыночный спрос с меньшими затратами, чем при развитии конкуренции из-за значительной доли постоянных затрат. Принципиальное отличие естественной монополии от обычной (чистой) в том, что линия отраслевого спроса пересекает линии ATC и MC до их минимума.