Т е м а 1.1 Основы законодательства об охране труда

Содержание

Введение

1. Содержание дисциплины и методические рекомендации по её

изучению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Раздел 1 Правовые и организационные вопросы охраны труда . . . . . . . . . . . . 4

Тема 1.1 Основы законодательства об охране труда в Республике Беларусь . 4

Тема 1.2 Организация надзора и контроля за охраной труда . . .. . . . . . . . . . . .6

Тема 1.3 Организация работы по охране труда в организации... . . . . . . . . . . . 7

Тема 1.4 Травматизм и заболеваемость на производстве . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Раздел 2 Основы производственной санитарии и гигиены труда . . . . . . . . . 13

Тема 2.1Основы гигиены труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Тема 2.2 Санитарно-гигиенические требования к промышленным

организациям . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Тема 2.3 Микроклимат и вентиляция помещений . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . . . .14

Тема 2.4 Освещение производственных помещений . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . 15

Тема 2.5 Защита от шума и вибрации . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . .. . . . . .. 17

Тема 2.6 Защита от воздействия вредных газов, паров и пыли . . . . . . . . .. .. .18

Тема 2.7 Защита от воздействия производственных излучений . . . . . . . . . . 19

Раздел 3 Основы техники безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Тема 3.1 Основы электробезопасности . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Тема 3.2 Безопасность технологических процессов и производственного

оборудования отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Тема 3.3 Основы безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Тема3.4 Организация безопасной работы при погрузке, разгрузке и перемещении грузов. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Тема 3.5. Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных

терминалов и ЭВМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Раздел 4 Основы пожарной безопасности . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .. . ….. . . 27

Тема 4.1 Основы пожаро – и взрывобезопасности ………………... . . . . . . . 27

Тема 4.2 Основы профилактики пожаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Тема 4.3 Тушение пожаров …………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Тема 4.4 Организация пожарной охраны в отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

2 Задания для контрольной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

3 Методические рекомендации к выполнению контрольной работы . . . . . .42

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ

Программой учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучение организационных и правовых вопросов охраны труда, основ гигиены труда и производственной санитарии, безопасности технологического оборудования, а также пожаро- и взрывобезопасности производства. С целью осознания учащимися необходимости принятия адекватных защитных мер в будущей работе в программе раскрыт механизм биологического воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.

Изучение учебной дисциплины базируется на знаниях, полученных учащимися по общеобразовательным учебным дисциплинам и учебным дисциплинам профессионального компонента.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

правовую и нормативную основу деятельности по охране труда;

организацию работы по охране труда в структурном подразделении организации;

права и обязанности должностных лиц по охране труда;

основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

производственные пожароопасные вещества и материалы, их характеристики;

знать на уровне понимания:

организацию работы по охране труда в организации;

влияние вредных и опасных производственных факторов и меры защиты от них;

организацию и виды обучения работающих безопасным условиям труда;

источники и причины травматизма и профессиональных заболеваний на производстве;

опасные производственные факторы, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты от них;

способы обеспечения электробезопасности и средств защиты человека от поражения электрическим током;

требования безопасности к производственному образованию и технологическим процессам;

уметь:

обеспечивать выполнение правил и норм охраны труда, проводить инструктаж на рабочем месте;

применять безопасные приемы и методы работы;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов;

участвовать а расследовании несчастных случаев;

оказывать доврачебную помощь пострадавшим на производстве;

проверять исправность технических средств защиты;

пользоваться средствами пожаротушения.

При изучении учебного материала необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений технических величин в соответствии с действующими стандартами Международной системы единиц измерений.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена, который позволяет учащимся обобщить и закрепить полученные ранее знания, а преподавателю - оценить глубину этих знаний.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание программы

Цели и задачи учебной дисциплины «Охрана труда». Предмет учебной дисциплины «Охрана труда». Методологические основы охраны труда. Основные понятия и определения. Связь учебной дисциплины «Охраны труда» со специальными и общеобразовательными дисциплинами, её роль и значение в системе подготовки специалистов среднего звена.

Методические указания

Трудовая человека деятельность протекает в условиях определенной производственной среды, которая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать неблагоприятное воздействие на работоспособность человека. Такие воздействия называются производственными факторами. Они подразделяются на вредные и опасные.

Вредный производственный фактор (ВПФ) – это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный производственный фактор (ОПФ) – это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

В зависимости от уровня и продолжительности воздействия отдельные ВПФ могут перейти в ОПФ. Поэтому нельзя провести четкой границы между ВПФ и ОПФ.

Охрана труда (ОТ) – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Охрана труда состоит из трех частей: производственной санитарии, техники безопасности, пожарной безопасности.

Контрольные вопросы

1. Какие производственные факторы влияют на человека в процессе трудовой деятельности?

2. Перечислите составные части охраны труда.

3. Каковы цели и задачи охраны труда?

Раздел 1 Правовые и организационные вопросы

Охраны труда

В Республике Беларусь

Содержание программы

Цель, принципы и направления государственной политики в области охраны труда.

Конституция Республики Беларусь как правовая основа охраны труда.

Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Суть основных законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны труда (Трудового кодекса, законов «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности» и др.)

Нормативные правовые акты по охране труда. Классификация по сфере действия подзаконных актов, норм и правил по охране труда. Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Значение стандартов в области охраны труда: системы стандартов безопасности труда (ССБТ), стандартов системы управления охраной труда (СУОТ), системы стандартов пожарной безопасности (ССПБ). Структура (ССБТ).

Методические указания

Закон Республики Беларусь «Об охране труда» определяет цель, основные принципы и направления государственной политики в области ОТ, уровни государственного управления ОТ, основные функции органов государственного управления по данному вопросу.

Практическая работа № 1

Изучение порядка разработки инструкции по охране труда

для профессий и отдельных видов работ (услуг).

Методические указания

Инструкция по охране труда является одним из важнейших локальных нормативных правовых актов. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008г. № 176 утверждена Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг).

Каждой инструкции присваивается наименование и обозначение. Текст инструкции разбивается на главы и пункты. Нумерация глав и пунктов должна быть сквозной для всей инструкции по охране труда, подпунктов – сквозной для каждого пункта. Требования инструкции излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа.

Инструкция должна содержать следующие главы:

общие требования по охране труда;

требования по охране труда перед началом работы;

требования по охране труда при выполнении работы;

требования по охране труда по окончании работы;

требования по охране труда в аварийных ситуациях.

В необходимых случаях в инструкцию могут включаться дополнительные главы.

Целью данной работы является изучение порядка разработки, согласования и утверждения инструкции по охране труда, принципы её построения и содержание. Приобретение навыков по составлению глав инструкции по охране труда для профессии и отельных видов работ.

Контрольные вопросы

1. Кем разрабатываются инструкции по охране труда?

2. На основании каких нормативных правовых актов разрабатываются инструкции по охране труда для профессии и отельных видов работ?

3. Каков порядок разработки, согласования и утверждения инструкции по охране труда?

4. Каков порядок проверки и пересмотра инструкций по охране труда?

5. Какие главы содержит инструкция по охране труда? Каково содержание каждой главы?

Практическая работа №2

Организация проведения инструктажа

по охране труда в организации

Методические указания

Целью практической работы является изучение правил проведения

вводного и первичного на рабочем месте инструктажей по охране труда и их регистрация в специальных журналах.

Вводныйинструктаж по охране труда проходят все вновь принима -емые на работу, командированные, учащиеся на производственной практике, аспиранты. Цель – ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии. Инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист, на которого возложены эти обязанности по специальной про–грамме, утверждённой нанимателем. Подтверждение прохождения инструк-тажа фиксируется подписями проводившего и прошедшего инструктаж в «Журнале регистрации вводного инструктажа». Журнал должен быть прону- мерован, прошнурован, скреплён печатью и подписью нанимателя. Хранится 10 лет после последней записи в журнале,

Первичный инструктаж на рабочем местепроводят для всех вновь принятых на предприятие перед первым допуском к работе, а также при переводе из одного подразделения в другое.

Проводит непосредственный руководитель работ с каждым индивиду-ально или с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, в пре –делах одного рабочего места. Цель инструктажа – изучение конкретных тре-бований безопасности на конкретном оборудовании. После инструктажа

работник проходит стажировку 2-14 смен и после проверки знаний допуска-ется к работе. Прохождение инструктажа фиксируется подписями прошед –шего и проводившего инструктаж в «Журнале регистрации инструктажей по охране труда». Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплён печатями. Хранится 10 лет после последней записи в журнале.

Контрольные вопросы

1. С кем и кто проводит вводный инструктаж? По какому документу?

2. С кем и кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте?

3. В чём отличие первичного на рабочем месте и вводного инструктажей по охране труда?

4. Чем завершается проведение каждого вида инструктажа?

Гигиены труда

Работающих под давлением

Содержание программы

Определение сосудов, работающих под давлением, их виды. Причины аварий и взрывов сосудов, работающих под давлением. Запорная и запорно-регулирующая арматура. Правила безопасной эксплуатации и техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением.

Методические указания

К сосудам, работающим под давлением относятся баллоны, цистерны и бочки, наполненные сжиженными газами; компрессоры; паровые и водогрейные котлы. Их разгерметизация может привести к выбросу в рабочую зону токсичных паров, газов, ионизирующих излучений, тепловых излучений, резкому повышению давления, обрушению строительных конструкций и оборудования при взрыве. Сосуды, работающие под давлением, делятся на стационарные и передвижные. В связи с особой опасностью такого оборудования, его изготовление и эксплуатация регламентируются Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Постановлением МЧС Республики Беларусь 27.12.2005 №56. Владелец обязан обеспечить содержание сосудов в исправном состоянии и безопасные условия их работы.

Каждый сосуд, работающий под давлением, поставляется заказчику с паспортом установленной формы, к которому прикладывается инструкция по его монтажу и эксплуатации. На каждом сосуде должна быть прикреплена табличка со следующими данными : товарный знак или наименование изготовителя; наименование или обозначение сосуда; порядковый номер сосуда по системе нумерации предприятия – изготовителя; год изготовления; рабочее давление МПа; расчетное давление, МПа; пробное давление, МПа; допустимая максимальная и ( или ) минимальная рабочая температура стенки, °С; масса сосуда, кг.

Контрольные вопросы:

1. Что относится к сосудам, работающим под давлением ?

2. Как осуществляется регистрация и разрешение на пуск в эксплуатацию сосудов, работающих под давлением ? Их техническое освидетельствование?

3. Какие требования безопасности предъявляются при эксплуатации стационарных и передвижных сосудов, работающих под давлением?

4. Чем оснащают сосуды для управления их работой и обеспечения безопасных условий эксплуатации ?

Практическая работа № 5

Анализ устройства и принципа действия

установок пожаротушения

Методические указания

Целью данной работы является изучение назначения, классификации, характеристик, устройства и функционирования установок водяного, водопенного, газового, порошкового и комбинированного пожаротушения.

Следует иметь в виду, что внедрение автоматических установок пожаротушения является основным для обеспечения пожарной безопасности промышленных предприятий

Особое внимание при выполнении работы следует обратить на установки водяного тушения пожаров (спринклерные и дренчерные).

Изучить устройство спринклерной и дренчерной распылительных головок.

Рекомендуется ознакомиться с АУП водопенного, газового, порошко-вого и комбинированного тушения.

Контрольные вопросы

1. Какие установки пожаротушения Вы знаете?

2. Чем отличается распылительная дренчерная головка от спринклерной ?

3. Как функционирует спринклерная АУП ?

4. Как функционирует дренчерная АУП ?

5. Каковы достоинства комбинированного газопорошкового пожаротушения ?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы к контрольной работе

1 Объясните понятия «ОПФ» и «ВПФ». Дайте определение и раскройте содержание охраны труда. Объясните основу охраны труда (ОТ), решаемые ОТ задачи.

2 Объясните суть концепции государственного управления ОТ, принципы и направления государственной политики в области ОТ. Назовите и охарактеризуйте уровни государственного управления ОТ.

3 Перечислите и поясните основные положения Конституции Республики Беларусь и Трудового кодекса Республики Беларусь в области охраны труда.

4 Перечислите и поясните основные положения Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Объясните право на охрану труда.

5 Объясните суть основных законодательных актов, регулирующих правоотношения в области ОТ: законов «Об основах государственного социального страхования», «О профессиональном пенсионном страховании», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности».

6 Охарактеризуйте нормативно-правовые акты в области охраны труда. Поясните классификацию подзаконных актов по сфере действия.

7 Дайте определение ССБТ, расшифруйте обозначение стандартов ССБТ. Перечислите и поясните подсистемы ССБТ. Перечислите и поясните какие ещё системы стандартов имеют отношение к ОТ.

8 Перечислите нормативные правовые акты, на основании которых разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг). Перечислите лиц, участвующих в разработке инструкции по охране труде. Объясните как излагаются требования в инструкциях по охране труда.

9 Объясните порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труде, порядок проверки и пересмотра инструкций по охране труда.

10 Перечислите разделы, которые содержит инструкция по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг). Объясните содержание каждого из разделов.

11 Объясните суть надзора и контроля за состоянием ОТ. Перечислите государственные органы надзора и контроля за состоянием ОТ и объясните их функции.

12 Объясните систему общественного контроля за состоянием ОТ.

13 Объясните виды ответственности за несоблюдение законодательства о труде и охране труда, особенности применения материальной ответственности.

14 Объясните систему управления ОТ в организации.

15 Объясните основные права и обязанности работодателей и работающих в области ОТ.

16 Объясните структуру и состав службы ОТ, её функции.

17 Объясните порядок организации обучения и проверки знаний работающих по вопросам ОТ.

18 Охарактеризуйте методику проведения и оформления вводного инструктажа по ОТ.

19 Охарактеризуйте методику проведения и оформления первичного на рабочем месте и повторного инструктажа по ОТ.

20 Охарактеризуйте методику проведения и оформления внепланового и целевого инструктажа по ОТ.

21 Объясните цель и виды контроля за состоянием ОТ в организациях. Поясните порядок проведения периодического контроля.

22 Объясните классификацию ОПФ и ВПФ по природе действия.

23 Объясните термин «средства защиты работающих». Охарактеризуйте виды и группы средств защиты работающих.

24 Дайте определение терминам «травма», «профессиональное заболевание». Охарактеризуйте виды травм и профессиональных заболеваний.

25 Объясните порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

26 Поясните порядок и условия обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27 Каковы действия работников, должностного лица работодателя и работодателя, страхователя при несчастном случае на производстве?

28 Дайте определение термину «несчастный случай на производстве». Объясните, какие несчастные случаи оформляются актом формы Н-1, а какие - актом формы НП. Перечислите, кому направляются экземпляры актов формы Н-1, НП и их копии.

29 Перечислите участников расследования несчастных случаев на производстве. Объясните методику расследования, оформления и регистрации несчастных случаев на производстве. Изложите, какое время и где хранится акты формы Н-1 или НП.

30 Назовите и объясните относительные статистические показатели оценки уровня травматизма в организациях.

31 Объясните термин «гигиена труда». Охарактеризуйте виды и условия трудовой деятельности человека. Дайте определение работоспособности, утомлению и переутомлению. Объясните пути снижения монотонности труда.

32 Объясните динамику работоспособности в течение рабочей смены, в течение суток, в течение недели.

33 Дайте определение оптимальному режиму труда и отдыха работающих. Объясните, чем он достигается. Перечислите и поясните пути снижения утомления в зависимости от вида трудовой деятельности.

34 Объясните, как осуществляется организация рабочих мест. Сформулируйте эргономические требования к устройству рабочих мест.

35 Объясните санитарную классификацию промышленных производств. Назовите минимальную продолжительность санитарно-защитных зон в зависимости от типа производств. Дайте определение генеральному плану промышленной организации. Назовите требования к территории промышленной организации.

36 Поясните санитарно-гигиенические требования к устройству зданий и помещений.

37 Объясните влияние микроклимата производственных помещений на работающих и необходимость его нормирования.

38 Перечислите параметры микроклимата производственной среды. Объясните нормирование и контроль этих параметров.

39 Объясните методы обеспечения нормативных параметров микроклимата: отопление, естественная вентиляция, кондиционирование.

40 Объясните суть и виды механической вентиляции, как метода обеспечения нормативных параметров микроклимата.

41 Дайте определение ионизации. Перечислите источники аэроионизации воздуха. Объясните действие положительных и отрицательных аэроионов на человека. Назовите уровни аэроионизации воздушной среды производствнных и общественных помещений и пути нормализации ароионного состава воздуха.

42 Объясните влияние освещенности рабочего места на безопасность и производительность труда. Назовите и поясните основные количественные и качественные показатели производственного освещения.

43 Объясните виды производственного освещения в зависимости от источника света. Объясните виды естественного и искусственного освещения.

44 Объясните виды искусственного освещения по назначению. Назовите прибор, используемый для контроля освещенности. Объясните его устройство.

45 Объясните нормирование производственного освещения.

46 Перечислите и поясните основные требования к эксплуатации осветительных установок.

47 Дайте определение звуку и производственному шуму. Перечислите и поясните виды шума по происхождению. Объясните нормирование шума.

48 Объясните влияние производственного шума на организм человека. Перечислите способы снижения этого влияния на человека.

49 Объясните вредное воздействие инфразвука и ультразвука на человека, их нормирование, защиту от инфра- и ультразвука.

50 Дайте определение производственной вибрации. Перечислите её источники. Поясните воздействие общей и локальной вибрации на человека.

51 Объясните нормирование производственной вибрации. Перечислите способы снижения воздействия вибрации на человека.

52 Дайте определение терминам «вредные вещества» (ВВ), «токсичность». Назовите пути проникновения ВВ в организм человека. Перечислите заболевания, которые они вызывают. Поясните нормирование ВВ.

53 Объясните классификацию ВВ по характеру воздействия на человека и по степени воздействия на организм человека.

54 Перечислите и поясните мероприятия по защите от воздействия ВВ.

55 Дайте определение электростатическому полю, статическому электричеству. Поясните их воздействие на человека и нормирование. Объясните способы снижения вредного воздействия электростатического поля и статического электричества на человека.

56 Дайте определение электромагнитному полю (ЭМП). Перечислите источники ЭМП. Объясните нормирование ЭМП.

57 Объясните воздействие ЭМП на человека. Перечислите и поясните методы и средства защиты от ЭМП.

58 Объясните природу инфракрасных излучений. Объясните их воздействие на человека и нормирование. Перечислите способы снижения вредного воздействия ультрафиолетовых и инфракрасных излучений на человека.

59 Дайте определение ионизирующему излучению, облучению. Объясните виды облучения. Перечислите источники ионизирующего излучения.

60 Перечислите нормативные документы в области обеспечения радиационной безопасности. Поясните нормирование облучения. Объясните воздействие ионизирующего излучения на человека.

61 Объясните принципы радиационной безопасности. и обеспечение радиационной безопасности в соответствии с ОСП-2002.

62 Назовите условия и основные причины поражения человека электрическим током. Объясните виды воздействий электрического тока на организм человека.

63 Дайте определение первой доврачебной помощи. Перечислите последовательность действий при оказании первой помощи. Объясните, как оказать помощь пострадавшему при электрических ожогах и разрывах тканей.

64 Дайте определение электрической травме. Перечислите виды электрических травм. Дайте характеристику каждого вида травм. Объясните степени электрического удара.

65 Перечислите и поясните способы освобождения пострадавшего от действия электрического тока. Назовите признаки оценки состояния пострадавшего и их контроль. Назовите порядок оживления пострадавшего.

66 Перечислите и поясните основные факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.

67 Назовите случаи, в которых происходит замыкание на землю в электроустановках. Объясните явления при стекании тока в землю: напряжение шага и прикосновения.

68 Объясните классификацию помещений по степени опасности поражения электрическим током.

69 Объясните обеспечение электробезопасности электроустановок применением защитного заземления и зануления.

70 Объясните обеспечение электробезопасности электроустановок применением защитного отключения, питания малым напряжением, электрическокого разделения сетей, изоляции, контроля изоляции, защиты от случайного прикосновения.

71 Перечислите и охарактеризуйте виды средств защиты человека от поражения электрическим токам.

72 Объясните способы обеспечения безопасности производственных процессов. Перечислите требования безопасности при организации производственных процессов.

73 Перечислите и поясните общие требования к производственному оборудованию в процессе эксплуатации. Поясните меры обеспечения безопасности оборудования.

74 Перечислите и охарактеризуйте средства защиты, входящие в конструкцию оборудования.

75 Назовите основные причины, формирующие опасные критические и аварийные ситуации при эксплуатации промышленных роботов (ПР), робототехнических комплексов (РТК), гибких производственных систем (ГПС). Перечислите основные требования к ПР и методы защиты человека от опасностей при эксплуатации РТК и ГПС.

76 Дайте определение сосуду, работающему под давлением. Назовите причины взрывов и аварий при эксплуатации таких сосудов. Сформулируйте требования безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Приведите примеры средств безопасности при использовании таких сосудов и дайте пояснения.

77 Сформулируйте основные требования безопасности при погрузке, разгрузке и перемещении грузов.

78 Сформулируйте основные требования безопасности при организации работы и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. Объясните порядок технического освидетельствования грузоподъёмных машин и механизмов.

79 Перечислите и охарактеризуйте основные ОПФ и ВПФ, возникающие при работе на ЭВМ.

80 Перечислите санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, предъявляемые к ВДТ и ЭВМ, требования к помещениям для их эксплуатации.

81 Объясните категорирование работ на ЭВМ по сложности, оптимальные режимы труда и отдыха пользователей.

82 Дайте определение горению. Перечислите факторы горения. Приведите примеры окислителей. Охарактеризуйте виды горения.

83 Перечислите и поясните пути возникновения горения горючей системы.

84 Объясните классификацию веществ с точки зрения пожароопасности.

85 Дайте определение пожару. Назовите основные причины пожаров на производстве. Перечислите и поясните опасные факторы пожара и вторичные проявления опасных факторов пожара.

86 Дайте определение взрыву и детонационному процессу. Назовите основные причины взрывов на производстве. Перечислите источники энергии при взрыве и дайте пояснения.

87 Объясните категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

88 Дайте понятие огнестойкости строительных конструкций, зданий и сооружений. Объясните классификацию зданий по степени огнестойкости.

89 Перечислите меры против распространения пожара, требования к эвакуационным путям, эвакуационным выходам.

90 Перечислите и поясните этапы тушения пожара. Назовите и охарактеризуйте методы прекращения горения.

91 Охарактеризуйте основные огнетушащие вещества.

92 Дайте определение термину «противопожарное водоснабжение». Перечислите и поясните основные элементы водоснабжения для наружного пожаротушения зданий и сооружений, требования к ним.

93 Перечислите первичные средства пожаротушения, которые должны иметь здания, сооружения и помещения на случай возникновения пожаров. Объясните правила размещения первичных средств пожаротушения в производственных и других помещениях, а также на территории организации.

94 Дайте определение термину «огнетушители». Объясните классификацию огнетушителей.

95 Объясните назначение, устройство и принцип действия углекислотных огнетушителей.

96 Объясните назначение, устройство и принцип действия порошковых огнетушителей.

97 Объясните устройство и принцип действия спринклерных установок пожаротушения.

98 Объясните устройство и принцип действия дренчерных установок пожаротушения.

99 Назовите средства оповещения о пожаре. Объясните устройство и принцип действия пожарной сигнализации и ее составных частей.

100 Объясните ответственность работающих в организации за противопожарное состояние объекта.

101 Перечислите и поясните порядок действия работодателя и работающих при возникновении пожара в организации.

102 Дайте определение противопожарному режиму в организации. Объясните порядок его установки. Перечислите мероприятия, которые охватывает противопожарный режим.

103 Охарактеризуйте методику проведения и оформления вводного, первичного на рабочем месте и повторного противопожарного инструктажа.

104 Охарактеризуйте методику проведения и оформления внепланового и целевого противопожарного инструктажа.

105 Охарактеризуйте состав и функции добровольной пожарной дружины.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

3.1. Общие рекомендации по выполнению контрольной работы

3.1.2. Контрольную работу нужно выполнять в тетради в клетку, оставляя поля для замечаний рецензента.

3.1.3. Вопросы, поставленные в контрольной работе, нужно полностью переписывать.

3.1.4.Ответы на вопросы должны выполняться черной или синей ручкой, схемы – карандашом.

3.1.5. Для ответов рекомендуется использовать литературу, указанную в разделе «Литература» методических рекомендаций.

3.1.6. На титульном листе (на обложке тетради) указывается фамилия и инициалы учащегося, номер группы, шифр специальности, название предмета, адрес учащегося, номер варианта.

3.1.7. В конце контрольной работы необходимо указать используемую литературу, поставить дату выполнения работы и свою подпись, кроме того, в конце работы следует оставить 1-2 страницы для рецензии.

3.1.8.Контрольные работы, неудовлетворяющим указанным требова- ниям, рецензироваться не будут.

В случае затруднений при выполнении контрольной работы следует пользоваться консультацией преподавателя.

3.1.9. Получив прорецензированную работу, учащийся должен испра- вить все отмеченные ошибки и выполнить предложенные рецензентом указания.

Не зачтённую контрольную работу необходимо выполнить заново и в кратчайший срок предоставить на повторную проверку вместе с незачтённой работой и рецензией на неё.

3.1.10. для допуска к сдаче экзамена необходимо, чтобы контрольная работа была зачтена и предъявлена со всеми исправлениями и дополнениями.


ЛИТЕРАТУРА

1 Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда.– Мн.: Вышейшая школа,

2006 г.

2 Сокол Т.С. Охрана труда. –Мн.: Дизайн ПРО, 2005 г.

3 Крыжановский И.Ю. Охрана труда. – Мн.: Беларусь, 2007 г.

4 Михнюк Т.Ф. Безопасность жизнедеятельности. – Мн.: Дизайн ПРО 2004 г

5 Михнюк Т.Ф. Охрана труда. – Минск, 2009 г.

6 Семич В.П., Семич А.В. Практическое пособие по охране труда. – Мн.: ЦОТЖ, 2005 г.

7 Семич В.П., Семич А.В. Вводный инструктаж по охране труда. – Мн.: ЦОТЖ, 2004 г.

8 Конституция Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2002 г.

9 Трудовой кодекс Республики Беларусь. –2-е изд., с изм. и доп. - Минск:

нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2007 г.

10 Куценко Г.Ф. Охрана труда в электроэнергетике. Произв.- практ.пособие.-

Мн.: Дизайн ПРО, 2005 г.

11 Лоскавнев В.П., КорольВ.В.,. Гракович Л.А., Лазаренков А.М., Под общ.

ред. И.И. Селедевского. Охрана труда на предприятиях. Практ. пособие. –

Мн; Киреев Н.Б., 2002 г.

12 Федорчук А.И. и др. Охрана труда при эксплуатации электроустановок. -

Мн.: ЗАО Техноперспектива, 2003 г.

13 Об охране труда: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008г.

14 Технический кодекс установившейся практики. ТКП 181-2009 (02230)

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

Минск «Энергопресс», 2010г.

15 Технический кодекс установившейся практики. ТКП 339-2011 (02230)

Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи

воздушные и токопроводы, устройства распределительные и

трансформаторные подстанции, установки электросиловые и

аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных зданий.

Правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет

электроэнергии. Нормы приёмно-сдаточных испытаний. Минск «Энергопресс», 2011г.

16 Технический кодекс установившейся практики. ТКП 427-2012 (02230)

Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

Минск «Энергопресс», 2013г.

Содержание

Введение

1. Содержание дисциплины и методические рекомендации по её

изучению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Раздел 1 Правовые и организационные вопросы охраны труда . . . . . . . . . . . . 4

Наши рекомендации