Микроэкономика (продвинутый уровень)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

     
     
     
     
         
Кафедра Экономическая теория и мировая экономика  
(название кафедры)  
Автор Елизарьев Михаил Юрьевич, к.э.н.  
(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)  
         

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Оценивание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Микроэкономика (продвинутый курс)» осуществляется посредством использования следующих видов оценочных средств:

- опросы: устный, письменный, в том числе блиц-опрос (не более 15 минут),

- решение ситуационных задач,

- решение заданий в тестовой форме с использованием учебного портала ИЭФ,

- решение расчетных задач,

- учебное исследовательское задание,

- экзамен.

Опросы

Устные опросы проводятся во время практических занятий и возможны при проведении экзамена в качестве дополнительного испытания при недостаточности письменного ответа и решения задачи. Вопросы опроса не должны выходить за рамки объявленной для данного занятия темы. Устные опросы необходимо строить так, чтобы вовлечь в тему обсуждения максимальное количество обучающихся в группе, проводить параллели с уже пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами, находить удачные примеры из современной действительности, что увеличивает эффективность усвоения материала на ассоциациях.

Основные вопросы для устного опроса доводятся до сведения студентов на предыдущем практическом занятии.

Письменные блиц-опросы позволяют проверить уровень подготовки к практическому занятию всех обучающихся в группе, при этом оставляя достаточно учебного времени для иных форм педагогической деятельности в рамках данного занятия. Письменный блиц-опрос проводится без предупреждения, что стимулирует обучающихся к систематической подготовке к занятиям. Вопросы для опроса готовятся заранее, формулируются узко, дабы обучающийся имел объективную возможность полноценно его осветить за отведенное время (10-15 мин.).

Письменные опросы целесообразно применять в целях проверки усвояемости значительного объема учебного материала, например, во время проведения экзамена, когда необходимо проверить знания студентов по всему курсу.

При оценке опросов анализу подлежит точность формулировок, связность изложения материала, обоснованность суждений, опора на методические материалы.

Решение ситуационных задач

Решение ситуационных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) студента по применению методов микроэкономического анализа при решении реальных проблем, встающих в бизнес-практике, по оценке вариантов решений. Данный вид проверочных средств характеризует способность студента действовать в нестандартных бизнес-ситуациях, взятых из реальной бизнес-практики.

Задания выполняются в группах по 3-4 человека самостоятельно и во время практических занятий. Результаты решений представляются в формате медиа-презентаций с 10-15 минутным выступлением команды и ответов на вопросы преподавателя и других студентов.

Кроме того, для самостоятельной индивидуальной работы студентов могут быть использованы мини-кейсы, представляющие собой краткие описания ситуаций из реальной практики, требующие краткого обоснованного решения. Такие задания выдаются студенту, после чего ему даётся 10-15 для подготовки решения.

Эффективным интерактивным способом решения задач является сопоставления результатов разрешения одного задания двумя и более малыми группами обучающихся.

При оценке решения задач анализируется понимание студентом конкретной ситуации, правильность применения методов экономической теории, способность обоснования выбранной точки зрения, глубина проработки проблем.

Решение расчетных задач

Расчетные задачи предлагаются студентам по темам курса, в которых предполагается усвоение обучающимися навыков использования микро- и макроэкономических моделей при анализе бизнес-ситуации.

Студенту объявляется условие задачи, решение которой он излагает письменно. Длительность решения задачи – до 40 минут, в зависимости от сложности задачи. Отдельные задачи, требующие длительных расчетов или анализа, целесообразно выдавать для самоподготовки.

При оценке решения задач целесообразно проверять, во-первых, правильность полученного решения, а, во-вторых, логику и последовательность выполнения расчетов (в особенности, в случае, если полученный расчетный ответ не верен).

Экзамен

Промежуточная аттестация по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый курс)» завершает изучение курса и проходит в виде экзамена. Экзамен проводится согласно расписанию зачетно-экзаменационной сессии. До экзамена не допускаются студенты, не сдавшие хотя бы одну из двух текущих аттестаций (тестирований). Экзамен может быть выставлен автоматически, по результатам текущих контролей и достижений, продемонстрированных студентом на практических занятиях. Фамилии студентов, получивших экзамен автоматически, объявляются в день проведения экзамена, до начала промежуточного испытания.

До начала экзамена все студенты группы размещаются в аудитории, по одному человеку за столом.

Проведение экзамена состоит из двух этапов:

1. Ответ на теоретический вопрос

2. Решение расчетных задач

Состав испытания определяется преподавателем самостоятельно исходя из уровня подготовки студента, продемонстрированного на текущей аттестации и практических занятиях.

Независимо от результата первого этапа преподаватель допускает студента до прохождения второго этапа экзамена. Только по итогам всех этапов и результатам текущей успеваемости выставляется итоговая отметка.

Итог каждого этапа испытания фиксируется преподавателем. Оценивание проводится по методике, описанной выше для оценки тестирования и решения задач. Преподаватель вправе повысить получившееся значение, основываясь на результатах текущей успеваемости студента и его работы на практических занятиях. Результаты прохождения экзамена объявляются всей группе.

В случае неудовлетворительного результата испытания начальником учебного отдела назначается день и время повторного.

ОК-1

595 Закон убывающей предельной полезности может быть проиллюстрирован следующим перечнем значений предельной полезности … (1)

1. 200, 350, 450, 600 (150–100–150)

2. 200, 300, 400, 500 (100–100–100)

3. 200, 450, 750, 1100 (250–300–350)

4. 200, 400, 1600, 9600 (100–1200–8000)

5. 200, 250, 270, 280 (50–20–10)

(разность между числами)

596 Кардиналистский подход к оценке полезности благ предполагает, что потребитель…

Бюджетная линия

601 Рост цены одного из покупаемых потребителем благ приведет к…

1. смещению бюджетной линии вправо

2. смещению кривой безразличия вправо

3. смещению бюджетной линии влево

Ютилях

4. денежных единицах

603 Закон убывающей предельной полезности отражает следующее положение

  1. отношение предельной полезности к цене для предметов роскоши меньше, чем для товаров первой необходимости
  2. полезность каждой последующей единицы товара убывает с увеличением количества приобретаемого товара
  3. полезность покупаемых товаров убывает с ростом дохода потребителей
  4. отношения предельных полезностей к их ценам одинаковы

604 На графике показаны кривые средних постоянных (AFC), средних переменных (AVC), средних общих (ATC) и предельных (MC) издержек.

Микроэкономика (продвинутый уровень) - student2.ru

Если тарифы на электроэнергию выросли на 10%, то (М)...

Кривая AVC сдвинется вверх

Кривая ATC сдвинется вверх

Кривая МС сдвинется вверх

4. кривые АFС и МС будут расположены ниже кривой АТС

605 Закон убывающей предельной производительности гласит, что..

Возрастает

4. уменьшается

609 Кривая безразличия представляет собой..

1. кривую возрастания потребности

2. ранжирование полезностей по их убыванию

ПК-8

617 Кривая безразличия...

Имеет отрицательный наклон

618 Точка потребительского оптимума (равновесия) – это точка..

1. на бюджетной линии

2. на кривой безразличия

Автомобиль и бензин

4. шоколадные конфеты и карамель

620 Пятое съеденное мороженное принесет меньше удовлетворения, чем первое. Это пример?

1. действия закона спроса

Раздел 3.

Выручка предприятия рассчитывается как…

Ведения переговоров

Поиска информации

ПК-3

1118 Предприятие выращивает арбузы. Если постоянные затраты = 40 д.ед., цена 10 д.ед., то прибыль фермера при производстве 30 ед. составит…

Количество 0 10 20 30 40 50 60

Переменные издержки 0 40 75 110…130.. 160… 200

30х10=300

300 –(110+40)=150

529 Общая выручка составляет 30000 рублей, переменные издержки – 15000 рублей, постоянные издержки –8000 рублей, бухгалтерская прибыль составила …

7000 15000 0 8000рублей

30000 –(15000+8000) = 7000

1119 Объем выпуска фирмы в неделю – 30 штук, а затраты составляют: сырье 200 руб., аренда помещения 100 руб., зарплата рабочих 900 руб., амортизация 100 руб., оклад управляющего 500 руб. Средние общие издержки фирмы равны …

(200+100+900+100+500) : 30 = 60

530 Если для увеличения производства в два раза фирма увеличила издержки в 3 раза, то в этом случае производственная функция имеет…

1) возрастающую отдачу от масштаба

ПК-13

1128 Станкостроительный завод производит в год 500 станков по 20 тыс рублей каждый. Затраты на производство одного станка равны 16 тыс рублей. Если себестоимость станка уменьшиться на 1 тысячу рублей, то прибыль завода возрастет на … тыс. руб 500 000

500 станков х 1000 = 500 000

Написать 500 тыс. руб.

Если функция общих затрат фирмы имеет вид TC=50Q+0,02Q2-2Q3+170, то постоянные издержки (FC) фирмы при Q=10 составят…

541 Если фирма производит 4 ед. продукции по цене 8 ден. ед. каждая, а постоянные издержки (TFC) равны 10 ден. ед., общие переменные издержки (TVC) равны 42 ден. ед., то общая экономическая прибыль (убыток) составляет …

1) -20 ден. ед.

2) -10 ден. ед.

3) 20 ден. ед.

4) 32 ден. ед.

4 х8 = 32 10+42 = 52 52–32 = – 20

542 Для студентов альтернативная ценность обучения в университете отражает…

Убывающей предельной отдачи

2. неудовлетворенного спроса

3. возрастающей предельной полезности

4. предложения.

1131 Доход предприятия при объёме реализации 50 шт составил 500 руб., а средние общие издержки 8 руб/шт. Прибыль предприятия составит……………руб.

500 : 50 = 10 рублей штука 10 руб – 8 рублей = 2 рубля прибыль 2 руб х 50 = 100 рублей

545 Динамика средних переменных издержек характеризует закон ...

1. спроса

2. предложения

3. возрастания альтернативных издержек

Спрос

3. необходимость

2. 4. кредитоспособность

627 Закон спроса, безусловно, действует в случае

Взаимозаменяемые

2. взаимодополняемые

3. независимые

4. Гиффена

632 Если спрос и предложение одновременно возрастут, то равновесная цена…

Обязательно вырастет

2. может вырасти, снизиться или остаться не изменой

3. останется без изменений

4. обязательно снизится

???? Функция спроса на некий товар описывается уравнением QD =50-2P, а предложения – QS =3P-10. Если правительство решит установить фиксированную цену 8 су за штуку, то возникнет дефицит _____штук

50–2 х8 = 34 3х8–10 = 14 34–14=20

633 На положение кривой спроса на говядину повлияют (М)…

Рост доходов потребителей

Увеличится

3. не изменится

4. может как уменьшится, так и остаться прежним

635 Рост цен на товар-заменитель приведет к ______ на другой товар.

1. снижению объемов спроса

2. снижению цен

3. снижению спроса

Росту цен

636 Повышение заработной платы…

Снижением цены на говядину

4. ростом доходов потребителей

638 На положение кривой спроса на кровельное железо не повлияют…

1. рост цены на шифер

Рост цены на шифер

Снижение цены на шифер

3. снижение процента по долгосрочным кредитам

4. рост процента по долгосрочным кредитам…

640 На положение кривой спроса на шифер повлияют...

1. потепление зимнего температурного режима

2. рост цены шифера по сравнению с ценой на кровельное железо

Дефицит товара Х

4. перепроизводство товара Х

643 Установление государством на рынке товара X цены выше равновесной вызовет...

1. перепроизводство товара У

Перепроизводство товара X

3. дефицит товара У

Снижению объема спроса

??? Функция спроса на товар задана уравнением QD=50-2Р, а функция предложения уравнением QS=5+3Р. Определите излишек потребителя.
Микроэкономика (продвинутый уровень) - student2.ru

1. 249 2 256 3 252 4 261

50–2P = 0 2P = 50 P = 25 (высшая цена)

50 – 2P = 5 + 3 P 50–5 =3P+2P 45 = 5 P P =9 (равновесная цена) 25 – 9 = 16 Q = 5 + 3P = 5 + 3 x 9 = 32

Прямоугольник 16 на 32, а его половина 1\2 x (16 x 32) = 256

Функция спроса Qд = 100–6р, функция предложения = –60+10p. Определите равновесную цены и равновесный объем реализации товара

Qд = Qs 100–6p=–60+10р 160 =16р р=160 : 16 =10 (равновесная цена).

100–6х10 = 100–60= 40 (равновесный объем реализации товара)

646 Потребительский излишек возрастает при прочих равных условиях…

1. с ростом налогов на потребителей

Дефицит

2. излишек

3. просфора

4. деферент

??? Спрос на апельсины и их предложение на рынке описываются уравнениями Qd=200–2P Qs=50+3P Цена и объем равновесия на данном рынке будут равны соответственно..

30 и 140 20 и 110 60 и 230 50 и 100

200–2р=50+3р 200–50 = 3р+2р 5 р = 150 р = 30 200–2 х30 = 140

650 Если увеличиться рыночное предложение при неизменном спросе, то равновесная цена..

Возрастет

4.станет абсолютно неэластичным

652 Эффект дохода гласит, что…

1. с ростом дохода потребитель начинает приобретать только «престижные» товары

2. при постоянном доходе снижение цены вызовет уменьшение покупательной способности

3. в определённых ситуациях закон спроса нарушается, а кривая спроса получает положительный наклон

Олигополией

427 Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последуют вашему примеру. Это означает, что ваша фирма …

Дифференциацией продукта

429 Фирма действует на рынке ____________, если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, продукт однородный и/или дифференцированный

1. совершенной конкуренции

2. монопсонии

3. монополистической конкуренции

Олигополии

430 Наиболее яркой характеристикой монополистической конкуренции является

1 разнообразие цен

Количество продавцов

3 товарная дифференциация

4 дифференциация продавцов

431 Однородность или разнородность продукции, немногочисленность и крупные размеры фирм, несовершенная информация – это характеристики…

1. монопсонии

2. монополии

Олигополии

4. монополистической конкуренции

432 Рынки несовершенной конкуренции характеризуются..

1. совершенной рыночной информацией

2. однородностью продукции

3. значительной долей рынка у отдельного производителя

Крупные размеры фирм

2. Низкие барьеры

3. Несовершенная информация

4. Дифференциация продукции

434 Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры характеризуется …

1. наличием сговора покупателей

Дифференциацией продукта

Фирм

Однородной продукцией

4. наличием нескольких фирм, обладает значительной долей рынка

440 Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

1. выпускаются дифференцированные товары

2. поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов

3. обладают монопольной властью

Однородность продукции

4 значительная доля рынка у отдельных производителей

445 К общим чертам рынков монополистической и совершенной конкуренции относятся …

1 выпуск однородных товаров

2 отсутствие контроля над ценой

Чистой монополии

3. совершенной конкуренции

Олигополии

452 Расставьте типы конкуренции в порядке снижения входных барьеров

1. олигополия

2. совершенная конкуренция

3 Монополистическая конкуренция

4. монополия

4→1→3→2

453 Расставьте в порядке возрастания количества участников рынка

1. олигополия

2. совершенная конкуренция

3. монополистическая конкуренция

4. монополия

4–1–3–2

1141 Олигополия, являющаяся распространенной рыночной структурой, не характеризуется…

Однородной продукцией

Неценовая конкуренция

2. наличие рыночной власти у фирм

3. наличие взаимосвязи между фирмами

Выпуск однородных товаров

1142 Реклама как метод конкурентной борьбы обычно не используется на рынках

Чистой конкуренции

2. олигополии

Чистой монополии

4. монополистической конкуренции

1143 Реклама как метод конкурентной борьбы используется на рынках…

1. чистой монополии

Олигополии

3. чистой конкуренции

Учеба в ВУЗе

2. национальная оборона

3. уличное освещение

4. противопадковая защита

304 К провалам рынка не относят…

Отрицательными

308 Введение корректирующего налога на продукт, производство которого связано с отрицательным внешним эффектом, вызовет…

1. увеличение объема рыночного предложения продукта

2. Уход с рынка фирм, производящих данный продукт

Перераспределение доходов

313 Положительный внешний эффект возникает, когда предельные частные выгоды….

1. равны предельным общественным выгодам

Потребление табака

4. оплата предприятием обучения специалиста

317 К квазиобщественным благам не относят

1. систему образования

Национальную оборону

3 Пожарную охрану

4. библиотеки

318Распределите по группам следующие объекты:
1. Свободный товар
2. Экономический товар
3. Общественный товар

А. государственное управление

Б книга

В дождь

1–В 2–Б 3–А

319 К экономическим проблемам, которыми должно заниматься государство, относятся…

Защиту конкурентной среды

2. определение объёма производства товаров из имеющихся ресурсов

3. установление рыночного равновесия

Социальные

330 К провалам («фиаско») государства не относится …

Побочные (внешние) эффекты

2. альтернативные издержки

3.теневые доходы

4. неявные издержки

1149 К недостаткам рынка относятся…

1. неравномерность в распределении личных доходов

2. неэффективность отдельных компаний

3.возникновение монопольных тенденций в экономике

4.неконкурентноспособность отдельных экономических субъектов

1150 Согласно теореме Коуза наличие внешних эффектов главным образом связано…

Вопросы для письменных и устных опросов

ОК-1

К разделу 2.

К разделу 2. ПК-2

К разделу 4 ПК-3

Равновесие

1. Что понимается под экономической категорией «спрос» («предложение»)? Какие показатели исполь-зуются для количественной оценки спроса (предло-жения)? Всегда ли величина рыночного спроса долж-на совпадать с объемом рыночных продаж?

2. Каковы способы представления функциональной за-висимости между величиной спроса и ценой ( между величиной предложения и ценой)?

3. Объясните действие законов спроса и предложения. Приведите исключения из закона спроса.

4. В чем состоит различие между изменением величины спроса и изменениями в самом спросе на данный то-вар (между изменением величины предложения и из-менениями в предложении)?

5. Какие факторы вызывают правостороннее, а какие ле-востороннее смещение кривой спроса (кривой пред-ложения)?

6. Объясните действие ценовых и неценовых факторов спроса (предложения).

7. Что понимается под следующими экономическими категориями «цена спроса» и цена предложения», «излишек потребителя» и «излишек производителя»?

8. Объясните действие рыночного механизма на основе анализа двух ситуаций неравновесия: избытка и де-фицита товара на рынке. Какие факторы будут спо-собствовать изменению цены до равновесного уров-ня?

9. В чем заключается экономический смысл такого по-нятия как «общественная выгода»?

10. Что понимается под следующими экономическими категориями « эластичность спроса» и «эластичность предложения»? Какими факторами они определяют-ся?

11. Какие виды эластичности спроса и эластичности предложения вы знаете? Какой фактор эластичности предложения является наиболее важным?

12. В чем состоит практическое значение анализа эла-стичности спроса? Приведите пример с разными ви-дами эластичности спроса?

13. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?

14. Объясните содержание следующих экономических понятий: полезность, общая полезность, предельная полезность, кривая безразличия, бюджетная линия ( бюджетное ограничение).

15. В чем смысл первого и второго законов Госсена?

16. В чем состоит различие между кардиналистским и ординалистским подходами в теории предельной по-лезности?

17. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

К разделу 5. ПК-8

Стратегическая конкуренция

1. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми и достаточными для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?

3. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции? Каким образом они соотносится с концепцией «справедливой цены»? Является ли цена, складывающаяся в условиях совершенной конкуренции, справедливой?

4. Является ли совершенно конкурентное равновесие эффективным? Как оценить и какова будет эффективность (неэффективность) других рыночных структур?

5. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике?

6. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, какое захочет?

7. Какие методы ценообразования можно рассматривать как наиболее «эффективные» с точки зрения монополиста?

8. Каковы общественные издержки несовершенной конкуренции и каким образом их можно уменьшить?

9. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?

10. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В каких случаях монополия приводит к техническому прогрессу?

11. Какуие критерии общественной эффективности той или иной рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите преимущества и недостатки каждого подхода.

12. Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике? Является ли преобладание той или иной структуры характерным только для каких-то отдельных отраслей экономики или это закономерное явление современной экономики в целом?

13. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

14. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом модно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

15. Применим ли критерий Калдора - Хикса для оценки эффективности принятия решения в условиях монополистической конкуренции?

16. Характенризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему «да» или почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

17. Можно ли утверждать, что высокое расходы на рекламу тормозят развитие производства?

18. Всегда ли дуополия ведёт к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашения будет устойчивым и длительным, а в каких нет? Когда соглашение эффективно?

19. Почему не ценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники этой прибыли?

20. Какие олигополистические структуры являются устойчивыми, а какие нет? Каковы критерии и условия стабильности равновесия в условиях олигополии?

21. Каким образом можно оценить эффективность олигополии и степень олигополистической зависимости на рынке? Всегда ли издержки олигополии превышают выгоды от неё?

22. Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дискриминации в условиях олигополии?

23. Каким образом формируются потребительский излишек и прибыль фирмы в результате процесса ценообразования в условиях олигополии?

24. Каким образом можно оценить эффективность рыночного обмена в условиях олигополистической взаимозависимости?

25. В каких условиях объём производства в отрасли будет выше: в условиях равновесия Курно, равновесия Бертрана или равновесия Штакельберга?

26. Возможно ли равновесие Курно (Бертрана, Штакельберга ) для фирм, выпускающих дифференцированную продукцию (например, разные виды ручных часов)? Какие условия при этом должны выполняться?

27. Совместима ли экономическая эффективность с рыночной ситуацией равновесия Курно, равновесия Бертана или равновесия Штакельберга?

28. Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации?Любая ли рыночная структура может привести к ценовой дискриминации?

29. Какие меры государственной политики применяются для регулирования олигополистического рынка? Всегда ли такое регулирование необходимо и выгодно с точки зрения общественного благосостояния?

30. Каковы критерии оценки эффективности государственного регулирования структуры рынка?

31. Какие меры государственного регулирования следует (или не следует) применять в условия равновесия Курно? Равновесия Бертрана? Равновесия Штакельберга?В каких отраслях возможнадуопсония и монопсония? Следует ли государству регулировать подобные рыночные структуры? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?

К разделу 6. ПК-13

Банк экономических кейсов

ОК-1, ПК-2, ПК-3

Кейс 1. ОК-1

По данным Российской антипиратской организации, в России в 2009 г. было продано 70 млн. DVD-дисков примерно на 70 млн. долл., из них легально - около 10 млн. Компании Warner Home Video и Universal Pictures International решили снизить цену на лицензионные DVD-диски, продаваемые в России, с 300 - 350 до 199 руб. за диск. За счет этого ли­деры продаж видеопродукции надеялись потеснить пиратов, продаю­щих нелегальные копии по 150 руб. и ниже. Продавцы DVD-дисков по­лагали, что новая цена благотворно отразится на объемах продаж лицензионной продукции. Они прогнозируют рост объема продаж DVD-дисков на легальном рынке на 30%.

Вопросы к кейсу

1. Проанализируйте ситуацию на рынке видеопродукции с пози­ции теории спроса и предложения.

2. Дайте на содержательном уровне экономическое обоснование ожиданиям продавцов лицензионной видеопродукции.

3. Почему продавцам лицензионной видеопродукции удастся по­теснить пиратов, ведь цена на лицензионные DVD-диски будет все-таки выше цены пиратских дисков?

Кейс 2. ПК-2

Многие аналитики прогнозировали в 2009 году рост рублевых тарифов мобильных операторов. В связи с девальвацией рубля сотовые компании будут вынуждены повысить тарифы, поскольку заинтересованы в сохранении долларовой выручки, – считает аналитик компании «Тройка–Диалог». Основной вопрос, по его словам, – насколько эластичен спрос на их услуги? Он предполагает, что тарифы сотовых операторов вырастут примерно на 30%, а использование сотовых сетей при этом снизится на 10%. Аналитики «Ренессанс Капитал» прогнозируют, что тарифы на сотовую связь вырастут на 10–15%. Они будут повышены в течение нескольких месяцев небольшими шагами, чтобы не создавать очевидного дисбаланса цен между игроками, считают они

1. По мнению аналитика компании «Тройка–Диалог», основным вопросом, возникающим в изложенной ситуации, выступает степень эластичности. Речь идет о (об)…

Доходы потребителей

Кейс 3 ПК-3

Алюминий является стратегическим конструкционным материалом. Он активно заменяет использование стали в автомобиле и авиастроении. Доля электроэнергии в себестоимости производства алюминия составляет 20–35%. Стремясь к снижению расходов на энергию, производители стимулируют вертикальную интеграцию. Желание снизить издержки за счет контроля над рынком приводит к горизонтальной интеграции. Транснациональные корпорации стараются перенести мощности в районы добычи алюминиевого сырья и в страны с низкой стоимостью электроэнергии. Информация по крупнейшим производителям алюминия представлена в таблице (Опущены названия компаний)

Страны производство млн т Доля по миру в 2002 г %

США 3.647 17.2

Россия 3.647 11.2

Канада 2.482 11.7

Норвегия 2.290 10.8

Австралия 1. 400 4.9

Франция 0.950 4.5

Россия 0.865 4.1.

Китай 0.742 3.5

1. Определите рыночную структуру мирового рынка алюминия

1. монополистическая конкуренция

Олигополия первого рода

3. Естественная монополия

4. олигополия второго рода

Олигополией первого рода считают 2–8 фирм в отрасли, а второго рода 9–24 фирм, больше – монополистический рынок. Существует конкретизация олигополии первого рода: 4–5 – жесткая олигополия, 7–8 – мягкая. Это можно показать дихотомной моделью Порфирия.

2. Способами снижения издержек производства алюминия, кроме уменьшения стоимости электроэнергии, являются…

Горизонтальная интеграция

3. стимулирование авиастроения

4. концентрация производства

3. Установите последовательность результатов возможного поведения фирмы на рынке олигополии

  1. сговор с целью создания картеля
  2. ограничение конкуренции
  3. сокращение объемов предложения алюминия
  4. снижение эффективности и благосостояние общества

4. Индекс концентрации крупнейших корпораций, производящих более 1 млн. т. алюминия, составляет …. (Ответ сократите до целого числа)

Формула Герфиндаля: сумма квадратов долей рынка:

295.84+125.44+ 136ю89+ 116.64+24.01=698.82 = 699

Задание

Изучите состояние рынка пригородных перевозок в России в 2012-2015 гг. и сформулируйте предложения по путям повышения экономической эффективности перевозок. При выполнении задания используйте представленные ниже аналитические материалы.

Инвестиции в инфраструктуру

Инвестиции в строительство объектов ин-фраструктуры - наиболее существенная часть инвестиционных программ в городах, где транспортная сеть развита недостаточ-но; по мере роста плотности покрытия тер-риторий агломерации железнодорожным транспортом доля этой статьи инвестиро-вания сокращается, уступая место инве-стициям в повышение эффективности ис-пользования инфраструктуры и подвижного состава, повышение комфортности перево-зок, энергосберегающие технологии, тех-нологии "умного транспорта".

Москва на сегодня испытывает острый ин-фраструктурный голод, плотность желез-нодорожных линий на 1 км площади агло-мерации существенно ниже, чем в боль-шинстве развитых городов мира. Это со-здает дополнительные сложности для раз-вития транспортного бизнеса и требует се-рьезных капиталовложений в строитель-ство путей.

Стоит отметить, что бизнес по созданию железнодорожной инфраструктуры, в по-давляющем большинстве случаев, убыто-чен, поэтому такие инвестиции могут и должны осуществляться при непосред-ственном участии государства.

Средняя стоимость строительства 1 км же-лезнодорожного пути с электрификацией и оборудованием средств СЦБ, а также тех-ническим оснащением такого строитель-ства - от 210 млн. руб. за км пути при строи-тельстве дополнительных главных путей до 330 млн. руб. за км при строительстве новой линии. Дополнительная потребность в инвестициях возникает, когда необходи-мо укладывать также приемо-отправочные пути на станциях, прокладывать линии в условиях плотной городской застройки; бо-лее высокой стоимостью характеризуются также пути для высокоскоростного по-движного состава (до 2,5 раз дороже).

Доходы компании-перевозчика

Доходная часть компании-перевозчика формируется из двух основных источников: основной перевозочной деятельности, и дополнительных и сопутствующих бизне-сов.

Доход по основной деятельности

Доход по основной деятельности опреде-ляется количеством и стоимостью продан-ных проездных билетов - разовых, абоне-ментных, льготных; а также величиной компенсации выпадающих доходов, кото-рую производит федеральный бюджет или бюджет субъекта федерации, заключающий соглашение на транспортное обслуживание на своей территории. Последние компенса-ции создают дополнительные регулятор-ные сложности в том случае, когда компа-ния-оператор обслуживает несколько свя-занных регионов.

Доходы компании-перевозчика, таким об-разом, зависят от количества фактически проданных билетов, средней дальности по-ездки, типа билетов, полноты покрытия выпадающих вследствие исполнения соци-альных обязательств доходов бюджетами всех уровней.

Существенный ущерб экономике компании-перевозчика наносят безбилетные пасса-жиры, доля которых по разным оценкам варьируется от 5 до 20% (это зависит ещё и от железнодорожного направления. По данным исследований 2013-2014 гг., прове-дённых независимыми исследовательски-ми компаниями, диапазон значений для различных направлений - от 7 до 15%). Кроме того, около 10% пассажиров оплачивает свой проезд не полностью (например, при-обретают билеты "на вход", оформляют билеты до ближайшей станции при встрече с кассирами-контролёрами).

Доля безбилетных пассажиров на станци-ях, не оборудованн

Наши рекомендации