Наблюдений за особенностями развития ребенка
Ф.И. ребенка:________________________________ возраст _____________
· Особенности самовыражения ребенка
№ п/п | Характеристика | Степень выраженности | ||||
· Поведение | ||||||
1.1 | Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство | |||||
1.2 | Пассивность, замкнутость, безразличие | |||||
1.3 | Беспокойство, возбудимость | |||||
· Эмоции | ||||||
2.1 | Положительно окрашенные | |||||
2.2 | Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.) | |||||
2.3 | Частая смена эмоций | |||||
· Особенности общения
№ п/п | Характеристика | ||||
· Особенности общения со взрослыми | |||||
3.1 | Непосредственность, искренность, эмоциональная близость | ||||
3.2 | Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание | ||||
3.3 | Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность | ||||
· Особенности общения со сверстниками | |||||
4.1 | Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба | ||||
4.2 | Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность | ||||
4.3 | Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов | ||||
4.4 | Деловое общение Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка | ||||
4.5 | Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка |
· Особенности познавательной деятельности
№ п/п | Характеристика | Степень выраженности | |||
· Мотивация | |||||
5.1 | Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство) | ||||
5.2 | Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении разнообразными видами деятельности, игрой) | ||||
5.3 | Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку, желание занять определенное место в группе детей) | ||||
5.4 | Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) | ||||
5.5 | Отсутствие интереса к познанию (познавательная пассивность, отсутствие любознательности) | ||||
5.6 | Виды мотивов Мотивы достижения успеха | ||||
5.7 | Мотивы избегания неудач | ||||
5.8 | Мотивы не связаны с познанием (альтернативные мотивы) | ||||
· Произвольность | |||||
6.1 | Особенности восприятия образца и правила: Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; | ||||
6.2 | Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием | ||||
6.3 | Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца | ||||
6.4 | Особенности решения познавательной задачи: Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) задачу | ||||
6.5 | Принимает, но не удерживает задачу | ||||
6.6 | Не принимает задачу. | ||||
6.7 | Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения | ||||
6.8 | Степень самостоятельности: Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) | ||||
6.9 | Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) | ||||
6.10 | Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания | ||||
6.11 | Саморегуляция Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого | ||||
6.12 | Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого | ||||
· Отношение к помощи со стороны взрослого | |||||
7.1 | Нуждается в помощи взрослого | ||||
7.2 | Принимает помощь взрослого | ||||
7.3 | Не принимает помощь взрослого |
Заключение (портрет ребенка):
Необходимо подробно описать, в чем заключаются достижения и трудности в развитии ребенка со стороны самовыражения, общения и познавательной деятельности.
Рекомендации:
Необходимо описать рекомендации педагогу и родителям по устранению трудностей в развитии ребенка.
Приложение 6
План консультации с родителями
1. Название консультации.
2. Для кого она направлена.
3. Цель и задачи консультации.
4. Методы и приёмы активизации внимания родителей
4. Далее отразите содержательную часть консультации (в ней важно начать с определения рассматриваемого понятия (проблемы)), далее описать особенности, отразить плюсы и минусы.
5. В заключении важно предложить конкретные варианты работы (игры, чтение конкретной литературы и т.д.).
6. В конце попрощаться и написать, кто оформил данный консультационный материал.
Не забывайте про ряд правил по оформлению консультации:
- шрифт 14, интервал 1,5;
- должна присутствовать красочность и краткость излагаемого материала.
Приложение 7