Максимизация прибыли и эффективность.
Максимизация прибыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками. Pm = TR – TC. Фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.
Понятие фирмы и ее границы.Почему фирмы отличаются друг от друга.
Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями. Горизонтальные размеры тем больше, чем больше продукции какого-либо вида производит фирма и чем разнообразнее предлагаемая ею продукция. Под вертикальной интеграцией мы подразумеваем количество этапов обработки продукции фирмой. Горизонтальный размер фирмы определяется главным образом его издержками. Если график средних издержек U-образен, а доступ на рынок свободный, фирма выводит объем производства на такой уровень, при котором средние издержки минимизированы. Вертикальные границы являются следствием баланса мотивационной стороны инвестиций (специфических активов) и мотивационной стороны эффективности.
Монополия и монопольная власть. Понятие доминирующей фирмы.
Монополия – это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Степень монопольной власти находится в обратной зависимости от эластичности спроса, с которым сталкивается фирма.
ДОМИНИРУЮЩАЯ ФИРМА- Фирма, занимающая прочные лидирующие позиции на рынках. доминирующая фирма- имеющая возможность оказывать влияние на рыночную цену, и большое число конкурентных фирм-аутсайдеров. Доминирующая фирма обладает рыночной властью.
9. Естественная монополия и основные причины ее возникновения.
Естественная монополия — отрасль, в которой эффект масштаба столь велик, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть :
- особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
-экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
- недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.
Регулирование естественных монополий
Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме.
Модель Бертрана.
Модель Бертрана носит стратегический характер, который препятствует ценовой войне конкурентов производимых один и тот же продукт. Постоянное демпингование цен (искусственное снижение цен [dumping – сброс]) – не выгодно ни одному из участников рынка. С помощью модели Бертрана доказано, что существует только одна цена, которая будет приносить максимальную прибыль каждому предприятию находящиеся в единой товарной нише.
На рисунке цены двух фирм-конкурентов приведены в виде так называемой кривой реакции. Каждая кривая указывает на лучшую цену одной фирмы при заданной цене конкурента. Например, предприятие 1 единственное, которое предлагает на своем рынке уникальный продукт. Со временем на рынок выходит предприятие 2 и объявляет ценовую войну, предлагая потребителю более низкую цену. Данная стратегия приводит к снижению цен практически до уровня себестоимости продукции. На рисунке видно, где конкурирующие фирмы постепенно снижают цены (по точкам A, B, C, D) на свой продукт до уровня пересечения кривых (точка S) на пороге себестоимости. Поэтому конкурентам нужна оптимальная стратегия. Отсюда может вытекать либо сговор компаний либо ценовая война, до тех пор пака данные фирмы не будут работать себе в убыток.
Модель Курно.
Модель Курно базируется на следующих предпосылках:
1. Две фирмы производят однородный товар.
2. Фирмам известна кривая рыночного спроса.
3. Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно, при этом обе фирмы максимизируют прибыль.
4. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным.
В начальный момент в отрасли есть только одна фирма, производящая весь отраслевой объем продукции. Появляется новая фирма и начинает функционировать, считая, что производство и цена «старой» фирмы остаются прежними. Чтобы пробиться на рынок, новая фирма понижает цену на свой товар и отнимает некоторый сегмент рынка у старой фирмы. Старая фирма воспринимает сложившуюся ситуацию как данность и сокращает выпуск продукции соответственно снизившемуся на нее спросу. Новая фирма принимает ситуацию как данность и, чтобы еще более укрепиться на рынке, вновь снижает цену на свой товар и отвоевывает новый сегмент рынка. Старая фирма мирится с возросшим объемом производства и ценой новой фирмы и снова сокращает свой объем производства и свое присутствие на рынке. Так, постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению их сил.