Способы координации хоз жизни
1.ТрадиционнаяКоординационный механизм, основанный на доминировании традиций, означает, что решения по использованию ресурсов принимаются на основе исторического опыта и устоявшихся национальных обычаев. Традиции всегда легко воспринимаются, стабилизируют экономическую систему, делают прогнозируемым поведение хозяйствующего субъекта, экономят время при выработке решений. Однако исторические традиции не обеспечивают альтернативность экономического поведения, а также конкуренцию разных вариантов экономических решений.
2.Командная В таких условиях все решает некий «мозговой центр». В роли такого центра могут выступить вождь страны, крупный феодал, орган государственного управления (например, министерство экономики), диктатор и его окружение. Это может быть центральный орган правящей партии и т. п. В любом случае только центр принимает стратегические решения, касающиеся распределения экономических ресурсов, уровня цен.
А так как одному центру (или вождю нации) физически невозможно все держать под контролем, то выстраивается система иерархии. Координационный механизм, основанный на иерархии, предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система строгих приказов направляется от центра к исполнителю. Иерархия всегда основана на власти - экономической и политической. 3.Рыночная В качестве главной черты такого координационного механизма выступает спонтанность. Это означает, что решения самостоятельно принимают сами хозяйствующие субъекты, среди которых доминируют частные предприниматели. Каждый из них руководствуется собственным экономическим интересом. Тот, кто принимает решения, несет полную экономическую ответственность за результаты хозяйствования. В условиях спонтанного механизма координации информация, необходимая для принятия решений, передается, прежде всего, через цены и объемы продаж, через уровень доходности и прибыльности отдельных видов производств. При этом производство ориентируется на платежеспособный спрос. Соотношение спроса и предложения определяет поведение покупателя и продавца.
Рынок
Рынок — место, где продают и покупают товары (услуги). Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В широком значении рынок—это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:
-когда, в каком количестве и какие товары производить
-как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);
-для какого потребителя производить.
Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:
1.свобода предпринимательской деятельности;
2.конкуренция (совершенная и несовершенная);
3.наличие различных форм собственности;
4.свободное ценообразование;
5.наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;
6.развитие инфраструктуры рынка;
7.стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.
Можно выделить следующие основные функции:
Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства. Современное производство основано на разделении труда, поэтому абсолютное большинство продуктов создается не для собственного , а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство — рынок — потребитель».
Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает цена — сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. В экономике существуют затратный и рыночный механизмы ценообразования. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.
Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Санирующая функция. Рыночный механизм — неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).
8. Конкуренция — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.
Основные условия возникновения конкуренции: 1)полная хозяйственная обособленность каждого товаропроизводителя; 2)полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка; 3)противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг. снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий. В различных отраслях экономики складывается разное со стояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия
Позитивные явления конкуренции: 1)снижение издержек; 2)быстрое внедрение НТП; 3)гибкое приспособление к спросу; 4)высокое качество продукции; 5)препятствие к завышению цен. Негативные явления конкуренции:1)разорение многих субъектов рыночной экономики;2)анархия и кризис производства;3)чрезмерная эксплуатация ресурсов;4)экологические нарушения.
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы: 1)ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;2)неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.
9. Чистая монополия — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, — положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Основные черты чистой монополии: 1)единственный продавец-производитель; 2)товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров заменителей; 3)продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; 4)очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятии. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.