Оценка уровня состояния безопасности подсистемы «Машина»
Безопасность производственного оборудования (машины) - свойство оборудования (машины) сохранять безопасное состояние при выполнении, заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документации.
Основными этапами в оценке уровня состояния безопасности подсистемы "Машина" являются:
- декомпозиция подсистемы "машина" на элементы (предполагает расчленение общей конструкции машины или оборудования на отдельные механизмы, узлы или части для выявления исходящих от них опасностей или их опасных сочетаний);
- идентификация опасностей в подсистеме "машина" (предполагает установления опасностей и их причин, которые создаются каждым элементом - механизмом, узлом или частью конструкции машины);
- идентификация средств защиты от опасностей в подсистеме машина" (предполагает установления полного перечня средств защиты от опасностей исходящих от каждого элемента, механизма, узла или части конструкции машины);
- определение критерия состояния безопасности подсистемы "Машина " (показатель характеризующий отношение выявленного количества средств защиты от опасностей в подсистеме "машина" к необходимому количеству согласно нормативно-технической документации).
Процедура оценки уровня безопасности подсистемы "машина" предполагает оценку безопасности конструкции машины или оборудования при испытаниях (новых или после ремонта) методами осмотра, апробирования и изучения с последующими сравнениями с требованиями нормативно-технической документации.
Осмотром и апробированием оценивают:
- наличие защитных кабин (каркаса безопасности);
- безопасность входа и выхода на рабочее место;
- удобство и безопасность эксплуатации его в темное время;
- удобство наблюдения за рабочим органом, приборами и ориентирами;
- электробезопасность и пожаробезопасность;
- наличие и работа устройств исключающих запуск двигателя при включенной коробке переменных передач;
- наличие средств обеспечения безопасности сборочных единиц машин, работающих под давлением или при высокой температуре;
- обеспечение условий труда (наличие отопления, кондиционирования, стеклоочистителей, ремней безопасности, устройств фиксирующих навеску машины в транспортном положении);
- наличие, надежность и окраску ограждений опасных мест;
- наличие площадок, поручней и упоров для ног, мест зачаливания и домкратов.
Измерением оценивают:
- ограждения опасных зон;
- нагрузку на управляемые колеса;
- статическую устойчивость машины;
- осевой зазор рулевого колеса и эффективность тормозов;
- размер рабочего места оператора и обзорность с него;
- шум, вибрации, и параметры микроклимата на рабочем месте;
- габаритные размеры машины;
- крепление привязных ремней безопасности;
- содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
- освещенность рабочей зоны в темное время суток;
- внешний шум;
- защитные свойства кабины и каркаса;
- размеры рабочего места оператора.
Методика и аппаратура для оценки безопасности предусмотрена определенной нормативно-технической документации.
Безопасность труда оценивается вероятностью безопасной работы (Рб), определяемой по формуле:
, ()
где: mt - математическое ожидание суммарной продолжительности опасных ситуаций в течение смены, ч; Т - длительность смены, ч.
Безопасность на машинах различной конструкции, но одного назначения оценивают по коэффициенту (Ку), определяемому по формуле:
, ()
где: N - число опасных ситуаций, ед.; W - единица выполненной сменной работы, ед.
Уровень состояния безопасности подсистемы "машина" может быть оценен коэффициентом уровня безопасности (Куб) и определен по формулам:
, ()
, ()
где: N - общее количество соответствия требованиям нормативно-технической документации, ед.; n - количество фактического соответствия требованиям нормативно-технической документации, ед.