В России изучение теории отраслевых рынков началось в 1990-е, в связи с осуществлением реформ.

Понятие «теория отраслевых рынков»

Дать четкое определение теории (экономике) отраслевых рынков достаточно сложно, это связано, по мнению многих авторов, с тем, что границы его довольно расплывчаты.

Поэтому теорию отраслевых рынков можно определить как область теоретико-прикладных исследований, которая связана с анализом экономики и организации различных отраслевых секторов современной экономики и формирующихся в их рамках рыночных структур.

Согласно этому, теория отраслевых рынков имеет в качестве главной задачи изучение функционирования рынков, взаимодействия рынков и предприятий, а также исследование экономической политики государства, связанной с управлением рынками и рыночными структурами. В том числе политики поддержки конкуренции и регулирования деятельности монополий, включая естественные, а также промышленной, технологической, инновационной политики и ряда других аспектов государственного регулирования.

При этом экономика отраслевых рынков объединяет аспекты микро- и макроэкономического анализа рыночной конъюнктуры.

Из названия «теория отраслевых рынков» следует, что областью исследования дисциплины являются: организация отдельных рынков и отраслей, деятельность фирм в отрасли, влияние их решений на отраслевую организацию, закономерности формирования различных рыночных структур, принципы поведения фирм на различных рынках, результаты их поведения для всей экономики, варианты отраслевой политики государства.

Эта наука занимается также разработкой инструментария экономического анализа рыночных структур, углублением понимания закономерностей в этой области, изучением возможности и необходимости государственного регулирования.

Таким образом, теория отраслевых рынков – это область экономической науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать с помощью стандартных моделей совершенной конкуренции.

Предмет и объект дисциплины.

Многообразие контактов между всеми субъектами рыночной организации является базой для развития различных рынков: финансового, ресурсного, товарного, рынка труда. Однако дисциплина «Теория отраслевых рынков» исследует преимущественно товарные рынки, на которых в качестве субъектов присутствуют институты бизнеса, государства и домохозяйства.

Изучение взаимодействия субъектов рынка в рамках товарной организации производства является предметом исследования данной дисциплины.

Объект изучения – механизм, приводящий производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги.

Иными словами, исследование того, как производственная деятельность приводится в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги посредством некоего организующего механизма (такого, как свободный рынок) и как изменения и несовершенства в организующем механизме влияют на прогресс, достигнутый в удовлетворении экономических потребностей, является объектом данной дисциплины.

Теоретическая база дисциплины

Исследование экономики отраслевых рынков основано главным образом на теоретической базе микроэкономики, посредством методов которой определяется конкурентоспособность фирмы на рынке. Кроме этого данной дисциплиной используются методы маркетинга и менеджмента, позволяющие определить место фирмы на рынке и возможности привлечения новых покупателей, т.е. большие возможности сбыта производимого товара (рис. 1).

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
Маркетинга Конкуренции (микроэкономики) Менеджмента
Где и как применять стимулирование сбыта Как реагировать на действия конкурентов Как завоевать достойное место на рынке

Рис. 1. Теоретический фундамент экономики отраслевых рынков

Субъекты отраслевого рынка.

Любая экономическая система (и товарная организация хозяйства не является исключением) включает, как минимум, три группы экономических агентов: государство, представителей бизнеса (фирмы) и домохозяйства.

Домохозяйства представлены отдельными лицами или группами лиц, совместно принимающих решения, например семьями. Домохозяйство взаимодействует с другими субъектами рынка – фирмами и государственными органами. Взаимодействуя с фирмами, оно является участником ресурсного рынка, где представителями домохозяйств предлагается рабочая сила (рынок труда) или продукция и излишки домашнего производства (товарный рынок). На рынке товаров и услуг домохозяйства приобретают необходимые изделия для личного потребления или домашнего производства. То есть домашние хозяйства выступают одновременно и потребителем и продавцом на рынке благ, играя двоякую роль в любой экономической системе.

Доходы домохозяйств облагаются налогами – так осуществляется взаимодействие между домохозяйствами и государственными органами. Сбережения домохозяйств размещаются в финансовых институтах, таким образом, домохозяйства становятся участниками финансового рынка.

Бизнес (фирмы) делится на две группы. Первая поставляет готовую продукцию на рынок товаров и услуг. Вторая обслуживает эти производящие фирмы. Это институты рыночной инфраструктуры (банки, биржи, складские хозяйства, связь, транспорт, страховые компании). Все необходимое для бизнеса фирмы закупают на ресурсном рынке и рынке труда, выступая тем самым одним из их фундаментальных звеньев. Денежные средства, временно не задействованные в бизнесе, фирмы размещают на финансовом рынке, а недостающие деньги получают на этом же рынке в виде кредитов. Доходы, получаемые субъектами бизнеса, также облагаются налогами, а правила поведения фирм устанавливаются государством. Фирмы, как и домохозяйства, выполняют двойственную функцию с той лишь разницей, что на рынке факторов производства они выступают в роли покупателей, а на рынке благ – в роли продавцов.

Государство выступает главным хозяйствующим субъектом при любой экономической системе. Оно выступает как потребитель ресурсов для организации производственной деятельности по выпуску товаров и услуг. Реализует произведенные товары на рынке. Таким образом, государство, как и домохозяйства, и фирмы, играет на рынке двоякую роль: потребителя и поставщика. Государство кроме установления правил в экономике и взимания налогов, может участвовать в осуществлении ряда программ: социальных, военных, экологических, экономических. В определенных случаях, когда отдельные рынки товаров утрачивают свою состоятельность, в качестве одной из реакций государства может стать либо создание на этом рынке государственной фирмы (так зарождается государственный сектор в экономике), либо осуществление государственного вмешательства в деятельность фирм, действующих на несостоятельном рынке.

Наши рекомендации