Построение индикаторной диаграммы
1.6.1 Выбор масштабов
Индикаторная диаграмма строится для номинального режима работы двигателя на основании данных, полученных в тепловом расчете. При этом по оси ординат откладывается давление в абсолютных единицах (МПа), а по оси абсцисс – объем (л).
Определим масштаб по оси абсцисс для хода поршня, МS, ммх/ммд:
Определим масштаб давления, Мр, МПа/мм:
1.6.2 Характерные линии и точки
Определим объем камеры сгорания, Vc, л:
(51) |
Определим отрезок, характеризующий объем камеры сгорания, Sc, мм:
(52) |
Определим отрезок, характеризующий объем камеры сгорания с учетом принятого масштаба, ОА, мм:
(53) |
Определим ход поршня с учетом масштаба, АВ, мм:
(54) |
Определим отрезок, эквивалентный объему цилиндра после предварительного расширения, zz/, мм:
(55) |
Определим отрезок Аr, мм:
(56) |
Определим отрезок Ас, мм:
(57) |
Определим отрезок Аz, мм:
(58) |
Определим отрезок Ва, мм:
(59) |
Определим отрезок Вb, мм:
(60) |
1.6.3 Построение политроп сжатия и расширения
При построении политроп сжатия и расширения вычисляется ряд точек для промежуточных объемов (положений поршня), расположенных между Vc и Va по уравнению политропы:
(61) |
Для политропы сжатия:
(62) |
(63) |
где: рх –давление в искомой точке процесса сжатия;
Vx – объем в искомой точке процесса сжатия;
Отношение изменяется в пределах от ε до 1.
С учетом масштаба, рхс, мм:
(64) |
Определим исходное давление, рхс, МПа:
(65) |
Остальные расчеты аналогичны. Результаты сводим в таблицу 1.
Для политропы расширения:
(66) |
,
где: рх –давление в искомой точке процесса расширения;
Vx – объем в искомой точке процесса расширения;
Отношение изменяется в пределах от 1 до δ.
С учетом масштаба, рхс, мм:
(67) |
Определим исходное давление, рхс, МПа:
(68) |
Остальные расчеты аналогичны. Результаты сводим в таблицу 1.
Таблица 1 – Построение политроп сжатия и расширения
Политропы сжатия и расширения | ||||||||
№ точ. | Политропа сжатия | Политропа расширения | ||||||
ОХ, мм | ОВ/ОХ | рхс, мм | рхс, МПа | ОХ1, мм | ОВ/ОХ1 | рхс, мм | рхс, МПа | |
11,67 | 17,97 | 88,4 | 4,422 | 14,844 | 14,12 | 149,7 | 7,484 | |
0a | 22,67 | 9,25 | 35,8 | 1,792 | 24,5853 | 8,53 | 81,7 | 4,085 |
33,67 | 6,23 | 20,9 | 1,047 | 34,3266 | 6,11 | 54,7 | 2,737 | |
55,67 | 3,77 | 10,6 | 0,528 | 53,8092 | 3,9 | 31,9 | 1,596 | |
77,67 | 2,7 | 6,7 | 0,336 | 73,2918 | 2,86 | 1,101 | ||
99,67 | 2,1 | 4,8 | 0,239 | 92,7744 | 2,26 | 16,6 | 0,83 | |
121,67 | 1,72 | 3,6 | 0,182 | 112,257 | 1,87 | 13,2 | 0,66 | |
143,67 | 1,46 | 2,9 | 0,145 | 131,74 | 1,59 | 10,9 | 0,545 | |
165,67 | 1,27 | 2,4 | 0,12 | 151,222 | 1,39 | 9,2 | 0,462 | |
187,67 | 1,12 | 0,101 | 170,705 | 1,23 | 0,399 | |||
209,67 | 1,7 | 0,087 | 190,187 | 1,1 | 0,351 |
1.6.4 Скругления индикаторной диаграммы
Индикаторная диаграмма действительного цикла отличается от теоретической более плавным характером изменения давления.
Скругляются следующие участки индикаторной диаграммы:
- участок в конце процесса сжатия с определением положения точки с/, соответствующей началу фазы видимого сгорания, и точки с//, соответствующей действительному значению давления в момент достижения поршнем ВМТ;
- участок в начале процесса расширения с определением положения точки zд, соответствующей моменту достижения действительного максимального давления рzд после прохождения поршнем ВМТ;
- участок в конце процесса расширения, вид которого зависит от фаз газораспределения.
Кинематика и динамика КШМ