Тема 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ

И ФУНКЦИИ планирования

Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители стремятся, чтобы потребители, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм, были удовлетворены их продукцией.

Рыночное планирование в настоящее время призвано обеспечивать не только производство новой продукции, пользующейся высоким спросом у покупателей, но и оно должно также обеспечивать предприятие всеми необходимыми экономическими ресурсами. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что, в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

Следовательно, сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных произ­водственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее прини­маемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата.

Во всяком процессе планирования выбор основных целей и расчет возможных средств их выполнения тесно связаны и переплетены между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях на выбор средств для их предстоящего осуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности влияют также и на выбор стратегических или тактических целей его развития. Возможность или способность стабилизации и подъема производства на отечественных предприятиях в период перехода к рынку существенно ограничивается уровнем их реальных доходов и состоянием платежеспособности. Иными словами, наше представление о возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о финансовом состоянии предприятия влияет на выбор тех важнейших или приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании их производственной деятельности. На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов производства.

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприяти­ях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождении путей более эффективного приближения к нему.

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним из­менениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.

Рыночное планирование как целенаправленная внутрихозяйственная деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем как единую целостную систему. Поэтому планирование на предприятии служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.

Во внутрифирменном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему соци­ально-экономического развития. Рыночное планирование, по существу, является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязанных частей единого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутрифирменный план в наиболее полной степени отражает свойства, функции и цели всего предприятия. Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия, представляющий собой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, технических, экономических, социальных, финансовых и иных функций и проблем, может быть осуществим, даже если ни одна из его частей, рассматриваемых порознь, неосуществима.

Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики — это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обос­нованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления.

Планирование является мыслительным и социальным процессом, сводящим то, что считается наиболее вероятным исходом ситуации, при заданных текущих действиях, политиках и силах окружающей среды, с тем, что представляется как желательный исход, который в свою очередь требует новых действий и политик.

Существуют различные взгляды на планирование и, прежде чем дать определение, нужно рассмотреть и классифицировать его различные концепции и теории.

Поиск сходимости базируется на совокупности качественных и количественных методов.

Общий процесс планирования может быть описан так:

а) структурирование проблемы;

б) определение целей;

в) ограничения (политические, экономические, социальные, технологические, окружающей среды и т.д.).

Но необходимо оставить возможность вмешательства и управления в:

а) идентификацию и оценку альтернативных реакций;

б) перечисление возможных решений;

в) оценку расходов и доходов, связанных с альтернативными средствами достижения желаемой цели.

Проводится проверка и оценка действий для осуществления плана.

Характерные черты планирования:

1. Оно связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека. Решается, что должно быть сделано и в какой степени таковое является обусловленной ценностями деятельностью, в которую желательно включать ценности тех, для кого производится планирование.

2. Планирование может формировать события как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения наличных ресурсов для выполнения краткосрочных (тактических) целей прогнозирования, направляя текущую деятельность к сходимости с долгосрочными (стратегическими) целями. Существует компромисс между тем, что представляется наилучшим при взгляде только на настоящее, и тем, что представляется наилучшим при одновременном рассмотрении настоящего и будущего.

3. Оно является прагматической деятельностью, которая связана с выбором разумных курсов действия из набора альтернатив, и должно быть ограничено тем, что возможно. Превращение творческой мысли в практические действия требует средств, которые либо имеются в настоящее время, либо достижимы в ближайшем будущем.

4. Планирование включает рациональный выбор, позволяет формулировать предварительную интерпретацию проблемы и выбирать соответствующие методы анализа.

Типы рационального выбора:

1) технический. Обсуждаются альтернативные направления действий на основе их потенциала, облегчающего эффективные решения воспринимаемых проблем;

2) экономический. Основным критерием выбора служит стоимость на единицу прибыли;

3) юридический. Оценивается степень, с которой альтернативные планы согласованы с законами общества;

4) социальный. Сравниваются планы в соответствии с их вкладом в поддержку или улучшение существующих социальных институтов;

5) контекстуальный. Оцениваются компромиссы, связанные с повышенным вниманием к одному кругу проблем при сравнительном пренебрежении другими проблемами;

6) игровой. Заостряется внимание на поведении эгоистичных лиц или групп, которые стремятся к индивидуальным целям, относительно других, которые воспринимаются как конкуренты; изучаются разумные объяснения образования коалиций или развитие совместных побудительных мотивов;

7) рациональность процесса. Рассматривается выбор из альтернативных процессов планирования, а не выбор самих планов;

8) рациональность здравого смысла. Не придерживается веры в технику или стандарты эмпирического исследования. Обоснованность плана опирается на прошлый опыт и причинный эмпиризм;

9) метарациональный. Выбирает альтернативные рациональности – технические, экономические, юридические и т.д. – какая из них является наилучшей в частном контексте.

В отдельной проблеме планирования возможна замена одного вида рациональности другим и установление приоритетов между ними в соответствии с тем, как воспринимается их воздействие на результат.

Планирование является мыслительным процессом. Рассуждая, исходя из предположений и следуя принятым ими методологическим ориентирам, планировщики делают выводы в отношении действий, необходимых для достижения желаемых результатов и изобретают стратегии их осуществления.

Как социальный процесс планирование имеет место в контексте человеческих взаимоотношений (кого вовлекать в процесс, как им взаимодействовать, какие решения принимать).

Планирование — сводящий процесс, т.к. целью его применения является уменьшение расхождения между вероятным и желаемым (оптимальным) будущим. Это повторение двух различных, но родственных процессов. При первом — проецируют вероятное будущее. При втором — выдвигают гипотезу о желаемом будущем и политиках его достижения. В результате достигается макро- и микроподходы к планированию.

Сравним три философии планирования – формальную, инкрементальную и системную.

В формальном планировании используют количественные модели и технику оптимизации. При инкрементальном –«здравый смысл» и качественные рассуждения для незначительных модификаций существующих политик посредством политических торгов и компромиссов для достижения консенсуса. При системном планировании пытаются формулировать проблемы планирования на языке множества участвующих сил и отношений между ними.

С помощью формального планирования ищутся решения, а не перспективы в его проблеме.

Достоинства:

- ясность;

- логическая согласованность;

- эмпирическая обоснованность средств.

Недостатки:

- пренебрежение человеческой стороной планирования;

- отсутствие эффективных процедур в тех случаях, когда решение принимают несколько лиц, имеющих противоречивые взгляды и стремящихся удовлетворить различные ценности;

- механический взгляд на будущее;

- изменяющаяся среда, где результаты принятых решений редко известны в точности и последствия плана во времени могут перестать соответствовать ценностям, которые определяли ранние выборы.

Инкрементальный подход рассматривается как наиболее распространенный. Он обретает свою форму и сущность исходя из определенной обстановки и нет двух ситуаций, в которых инкременталиум проявит одинаковые способы получения, обмена и анализа информации.

Достоинства:

- признаёт человеческий и политический аспекты планирования;

- считает, что проблемы не статичны, а динамичны, т.е. они «решаются» не на долго;

- выказывает больше доверия к человеческим суждениям, интуиции, знаниям из опыта.

Недостатки:

- вера в приверженное взаимное приспособление («сильные всегда победят»);

- отсутствие специфических методов построения сценариев, дебатов и диалога или выявление основных критериев для оценки плановых действий;

- упрощение инкрементальной модели становится сверхупрощёнными.

Инкрементализм является полной противоположностью формальному планированию. Необходим синтез этих двух философий. Системный подход представляет этот синтез.

Сейчас основная проблема системного планирования- приведение в действие его концепций на основе практических, разрешающих проблему структур.

Формальное планирование ставит акцент на предсказании, а инкрементальное — на реакции, при системном планировании стремятся способствовать взаимодействию с внешней средой, отдавая дань неопределенности, которая ассоциируется с бурным развитием процессов, все данные основаны на теории.

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Принципы планирования

Планирование — мыслительный и социальный процесс, сводящий то, что считается наиболее вероятным исходом ситуа­ции при заданных текущих действиях, санкционированных сред­ствах достижения цели и силах окружающей среды с тем, что представляется как желательный исход, который, в свою очередь требует новых действий и средств.

Принципы планирования определяют характер и содержа­ние плановой деятельности в экономической организации. Их соблюдение создает предпо­сылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа пла­нирования, назвав их общими чертами хорошей программы дей­ствия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования — принцип участия.

Принцип единства (холизма)

Он предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.

Понятие "система" означает:

· существование совокупности элементов;

· взаимосвязь между ними;

· наличие единого направления развития элементов систе­мы, поведения, ориентированного на общие цели.

Как основные составляющие понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Их можно опи­сать, используя категории "координация" и "интеграция".

Элементами планирования в организации являются отдель­ные подразделения и части процесса планирования. Взаимосвязь между структурными звеньями осуществля­ется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отделов маркетинга, про­изводственного, финансового и т.д.).

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации становятся воз­можными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организа­ция в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.

Координация плановой деятельности отдельных функцио­нальных подразделений выражается в том, что:

- работу ни одной части организации нельзя планиро­вать эффективно, если это не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня;

- изменения в планах одного из подразделений долж­ны быть отражены в планах других структурных подразделений.

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в ор­ганизации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов, то есть разнообразие подсистем, но каждая из них действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдель­ный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом.

Принцип участия

Он тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член экономической орга­низации становится участником плановой деятельности, незави­симо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непо­средственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Каковы выгоды реализации этого принципа? Во-первых, каждый из участников организации получает более обширную и объективную информацию о ней, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами сотрудников, а участие в достижении намеченных целей приносит удов­летворение собственным потребностям работников. У каждого из них появляются новые мотивы к эф­фективному труду, укрепляется командный дух.

В-третьих, применение принципа участия способствует то­му, что работники организации, занимаясь планированием, разви­вают себя как личность. У них появляются новые навыки, знания, расширяются их личные возможности, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоре­чие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей, т.к. они привлекаются к их составлению.

Как организовать партисипативное планирование? Если фирма невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между ру­ководством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками.

Практическое участие коллектива в планирова­нии может быть организовано в рамках круж­ков качества.

В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы более жесткие, верти­кально построенные структуры, которые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации.

Принцип непрерывности

Его смысл заключается в том, что:

3. процесс планирования на предприятиях должен осуществ­ляться постоянно в рамках установленного цикла;

4. планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй — на смену первому, третий — на смену второму и т.д.). Это условие, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планиро­вание до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из таких предпосылок, как:

- неопределенность внешней среды и наличие непредусмот­ренных изменений делают необходимой постоянную корректи­ровку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соот­ветствующее исправление и уточнение планов;

- изменение не только фактических предпосылок, но и представлений фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие перемены, заплани­рованный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгода­ми.

Принцип гибкости

Он взаимосвязан с принципом непрерывно­сти и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны со­ставляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увя­зывая их с внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат резервы, называемые «надбавками безопасности» или «подушками».

Однако есть определенные пределы резервов пла­нирования. Они не должны быть большими, иначе планы окажутся неточными, однако слишком низкие пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фир­мы.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные средства на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует его переналадки.

Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Они могут оказаться на­столько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преиму­щества не окупят их.

Принцип точности

Планы должны быть конкре­тизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени для отдельных подразделений организа­ции, конкретность и проработка деталей должны стать обязатель­ными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.


Наши рекомендации