Этапы занятия и контроль их усвоения

№ пп Этапы занятия Формы и методы проведения каждого этапа Контроль усвоения (формы контроля, уровни усвоения) Приме-рное время, мин.
Вводный этап    
1.1 Проведение организационного момента Проверка присутствующих студентов. Преподаватель объявляет тему, учебные цели, план проведения заня­тия. Преподаватель проверяет наличие необходимых руководящих докумен­тов, литературы у студентов (методических разработок для студентов).    
1.2 Постановка цели практического занятия Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей   Преподаватель определяет общую цель практического занятия: обучиться методике оценки профессионального риска и частные дидактические цели: -усвоить понятия о допустимом риске, профессиональном риске; -овладеть методологией анализа и оценки профессионального риска; - овладеть методикой оценки априорного и апостериорного риска, знать категории риска; -освоить принципы управления профессиональным риском. Преподаватель подробно знакомит студентов с профессиональными компетенциями, которыми должен обладать выпускник МПФ по данной теме, уделяет внимание практическим навыкам, приобретаемым в ходе занятия: - освоение навыков интегральной оценки профессионального риска; - освоение статистических методов при оценке апостериорного риска; -умение проводить оценку и разрабатывать мероприятия направленные на снижение профессионального риска    
Контроль исходного уровня знаний Опрос студентов, в ходе которого преподаватель выясняет и уточняет их знания, дополняет и обобщает ответы по вопросам, предложенным студентам для самоподготовки (см. п. 8). Тестовый контроль Каждому студенту предлагается ответить на 10 тест-вопросов
Основной этап    
3.1 Выполнение самостоятельной работы Преподаватель объясняет план проведения са­мостоятельной работы, Студенты под контролем преподавателя знакомятся с комплексом нормативно-методических документов по оценке профессионального риска, изучают методы его количественной оценки. Контроль со стороны преподава-теля за соб-людением требований к проведе-нию измере-ний
3.2 Решение ситуационных задач Каждому студенту предлагается решить ситуационные задачи по выбору преподавателя. Проверка правильнос-ти решения ситуацион-ных задач
Заключительный этап    
4.1 Заключительный контроль При обсуждении результатов самостоятельной работы студентов преподаватель обращает внимание на грамотное использование норматив­но-методических документов, на четкость формулировок в заключении и аргументированности гигиенической оценки профессионального риска, выводов и предложений по его снижению.  
4.2   Подведение итогов занятия Преподаватель подводит итоги подготовки, самостоятельной работы студентов, контроля усвоения материалов занятия, отвечает на возникшие у студентов вопросы.  
4.3 Домашнее задание Преподаватель уточняет задание на следующее занятие.  
Общее время занятия


Методическая разработка подготовлена

заведующей кафедры

гигиены труда и коммунальной гигиены

Федотовой И.В.

______________________________________ (И.В.Федотова)

«_____» _________________ 2015 г.

Ситуационные задачи по теме:

Методы оценки профессионального риска

Задача 1

Изучение условий труда на производстве оргстекла позволило определить уровень загрязнения воздуха рабочих мест метилметакрилатом (ММА, ПДК –10 мг/м3). Рассчитаны среднесменные концентрации ММА для представителей различных профессий, которые представлены в таблице.

Таблица

Среднесменные концентрации ММА в воздухе на основных рабочих местах производства оргстекла и балльная оценка уровня воздействия и рассчитанные показатели в соответствие с заданием

Название профессии Среднесменные концентрации, мг/м3 Стаж работы на данном рабочем месте, лет Среднедневная доза, СДД, мг/кг/день Ранг уровня экспози-ции Допусти-мый стаж  
 
Аппаратчики: -заливки форм   88,8 ± 14,9   1,38 3,4  
-калибровки форм 44,5 ± 6,2 1,67 6,7  
-разъемки форм 38,3 ± 8,0 0,35 7,8  
-приготовления полимеризационной смеси 31,0 ± 9,7 0,87 9,7  
-изготовления форм 22,6 ± 4,5 1,77 13,3  
-сортировки оргстекла 19,8 ± 4,2 0,43   15,2  
-полимеризации 13,7 ± 3,2 0,64 21,9  
-оклейки оргстекла 11,2 ± 0,7 0,63 26,8  
-подготовки сырья 9,4 ± 1,2 0,12 31,9  
Бригадир смены 13,1 ± 1,8 0,86 22,9  
СДД, при допустимом уровне воздействия ММА 10,0 Максимальный стаж, N СДДдоп = 0,94      


Задание:

1. Рассчитать среднедневные дозы (СДД) ММА для представителей различных профессий, оценить уровень экспозиции.

2. Рассчитать допустимый стаж работы для аппаратчиков СДД.

Эталон решения

Расчет ведем по формуле (дана в лекции, приведена в методичке у студентов):

СДД =(C ´ n ´ 10 ´ 240)/(70 ´ 365 ´ N), где

Ø СДД – среднедневная доза в мг/кг/день

Ø C - среднесменная концентрация ММА в воздухе рабочей зоны на данном рабочем месте

Ø n – стаж работы на данном рабочем месте (в годах и его долях);

Ø 10 – средний объем вдыхаемого воздуха за рабочую смену, м3;

Ø 240 – количество рабочих дней в году;

Ø 70 – средняя масса тела взрослого человека, кг;

Ø N – период осреденения (максимальный стаж) – 30 лет

Последовательно подставляя в формулу значения среднесменных концентраций и стажа работа для представителей различных профессий получаем значения СДД. Присвоения ранга позволяет определить, что наибольшая степень риска, обусловленная уровнем и продолжительностью воздействия характеризует аппаратчика калибровки форм.

Экспозиция ММА при указанном стаже работы уже превышает допустимую по величине СДД для аппаратчика калибровки форм, изготовления форм и заливки форм.

2.Допустимый стаж рассчитываем по формуле и вносим значения в таблицу:

n = (СДДдоп(70 ´ 365 ´ N)) /(C ´ 10 ´ 240)

Задача 2

Пенополиуретаны (ППУ) – уникальные полимеры, которые, завоевали особое место среди других пластических материалов, получив широкое распространение практически во всех отраслях народного хозяйства. Результаты комплексного изучения условий труда рабочих на производстве ППУ показали, что воздух рабочей зоны на ряде рабочих мест загрязняется аминами. Третичные алифатические амины обладают выраженным раздражающим действием на слизистые оболочки верхних дыхательных путей. При изучении состояния здоровья у работающих упомянутого производства выявлены однотипные изменения со стороны органов дыхания: риниты, риносинуситы, фарингиты, бронхиты.

С целью оценки риска развития патологии верхних дыхательных путей на данном производстве, были выделены две группы работающих, отличающиеся экспозицией воздействия смеси аминов: до ПДК=1,0 мг/м3 с числом работников 82 и выше ПДК – численность группы – 53 человека. Среднесменные концентрации в первой группе колебались до 1,0 мг/м3, во второй – от 1,5 до 7,0 мг/м3.

Уровень и характер воздействия других производственных факторов в обеих группах не отличались. В сравниваемые группы вошли лица, занятые на рабочих местах операторов-формовщиков и укладчиков-упаковщиков. Стажевые и возрастные характеристики этих групп также существенно не отличались.

Анализ данных поликлинического обследования рабочих обеих групп показал, что в группе с более высоким уровнем воздействия аминов выявлено 41 случай заболеваний органов дыхания, в группе с воздействием аминов ниже ПДК – 35 случаев.

Задание:

1.Рассчитать величину отношения шансов (OR) и относительного риска (RR) развития патологии органов дыхания, определить этиологическую долю (EF) экспозиции аминами и обусловленную этим степень профессионального риска для данного контингента.

2. Определить относится ли патология органов дыхания к профессионально обусловленным заболеваниям для персонала производств ППУ.

Эталон решения

1.Расчеты проводим по «Методическим рекомендациям по оценке профессионального риска по данным периодических медицинских осмотров» №47. Для расчета OR и RR построим четырехпольную таблицу:

Группы Больные Здоровые Всего
С высоким уровнем воздействия аминов а =41 b = 12 е=а+b = 53
С допустимым уровнем воздействия аминов c = 35 d = 47 f=c+d = 82

Вычислим величину отношения шансов по формуле:

OR = (а/b) / (c/d) = ad / bс = 41×47/12×35 =1927/420 = 4,59

Вычислим величину относительного риска по формуле:

RR = (a/e)/(c/f) = af/ce = 41×82/35×53 = 3362/1855 = 1,81

Вычислим этиологическую долю экспозиции к аминам по формуле:

EF = (RR -1) / RR или в процентах EF = [(RR -1) / RR] × 100% =

= [(1,81 -1) / 1,81] × 100% =44,75%

2.По таблице 5 определяем, что полученные уровни RR и EF соответствуют средней степени профессионального риска, а заболевания органов дыхания являются профессионально обусловленной патологией.

Задача 3

При аттестации рабочего места (АРМ) водителя автобуса определены классы условий труда по следующим факторам:

химический фактор – 2

шум – 3.2

вибрация – 3.1

микроклимат – 2

освещенность – 2

тяжесть – 3.2

напряженность – 3.3.

Водитель автобуса 38 лет, стаж работы 12 лет, относится к группе диспансеризации Д-II. За истекший год на данном рабочем месте не было зарегистрировано случаев травматизма и профессиональных заболеваний. Степень риска травмирования – низкая, СИЗ водитель обеспечен в соответствие с ГОСТ.

Задание:

1. Дать определение понятиям «допустимый» или «приемлемый» риск, «профессиональный риск» (ПР). Указать уровень допустимого профессионального риска.

2. Дать определение понятиям «априорного» и «апостериорного» риска.

3. Определить общий класс условий труда и уровень априорного риска в соответствие с Р 2.2.1766-03.

4. Дать интегральную оценку условиям труда (ИОУТ) для водителя автобуса по результатам АРМ.

5. Рассчитать индивидуальный профессиональный риск (ИПР) для данного водителя и дать оценку его уровню.

6. Перечислите основные принципы управления ПР и определите мероприятия по его снижению.

Эталон решения

1. Допустимый (приемлемый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям; представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. В настоящее время по международной договоренности принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах от 10-7 … 10-6 (1/год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска.

Профессиональный риск - это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (формулировка Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Для профессиональный групп приемлемый риск – более 1 × 10-4, но менее 1 × 10-3.

2. Априорный риск (или предварительная оценка профессионального риска) – это оценка прогнозируемого профессионального риска на основании определения степени вредности и опасности условий труда (по Р 2.2.2006-05).

Апостериорный риск (или окончательная оценка профессионального риска) – это риск, обусловленный определенными условиями труда и стажем работы, оценивается по таким критериями безо­пасности условий труда, как сохранение здоровья, функциональные способности организма, продолжительность предстоящей жизни и здоровье будущих поколений.

3. В соответствие с Р 2.2.2006-05 общий класс условий труда определяется по наиболее вредному фактору. В данном примере этим фактором является напряженность труда – класс вредный третьей степени (3.3), итоговая оценка класса условий труда водителя автобуса также 3.3. В соответствие с Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» по степени доказательности (п. 3.5) данная оценка относится к категории 2 (подозреваемый профессиональный риск), а по уровню (Приложение 1, табл. 1) – к высокому (непереносимому) риску, что требует осуществление неотложных мер по его снижению.

4. ИОУТ определяется по алгоритму, приведенному в Приложении 2 МР «Методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работников» и является одним из этапов оценки ИПР.

ИОУТ определяется на основе следующих трех показателей:

1) показателя вредности условий труда на рабочем месте работника – ПВ;

2) показателя защищенности работника средствами индивидуальной защиты – ОЗ;

3) показателя риска травмирования работника – РТ.

Для вычисления величины показателя вредности условий труда работника на его рабочем месте каждому профессиональному фактору присваивается балл в соответствие с табл. П3 и определяется суммарная вредность – Вф – путем суммирования баллов, присвоенных каждому фактору:

Профессиональный фактор Класс условий труда Балл Приведение к допустимому классу
химический фактор
шум 3.2
вибрация 3.1
микроклимат
освещенность
тяжесть 3.2
напряженность 3.3.
Суммарная вредность Вф = 42 Вд =14

Значение Вф характеризует фактическое состояние условий труда на рабочем месте работника. Далее производственные факторы, имеющиеся на рабочем месте, условно приводятся к допустимому классу. В таком случае каждый производственный фактор получит балл, равный двум, а общая сумма баллов на рабочем месте - Вд составит Вд = 2´m.

Вычисляем показатель вредности условий труда работника на его рабочем месте с учетом числа факторов по формуле:

ПВ = (Вф – Вд) / 2,

где 2 – коэффициент равный двум баллам, для перевода ПВ к безразмерной величине.

ПВ = (42 – 14)/2 = 14

Определение показателя защищенности – ОЗ производится на основе результатов оценки защищенности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) при аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с правилом:

а) если работник не защищен СИЗ, то показатель защищенности ОЗ равен 0;

б) если работник защищен СИЗ или на рабочем месте работнику не требуются СИЗ, то показатель защищенности ОЗ равен 1.

В нашем примере водитель обеспечении СИЗ, поэтому ОЗ = 1.

Показатель риска травмирования работника – РТ на рабочем месте определяется на основе результатов оценки рисков травмирования в соответствии с таблицей П4.

В нашем примере степень риска травмирования по АРМ низкая, показатель РТ = 1.

С учетом оценки РТ и ОЗ ранжируем условия труда, присваивая соответствующий ранг по табл. П5. Значение РТ – 1 и ОЗ – 1 соответствуют рангу (Р) – 1.

При ПВ ³ 1 значение интегральной оценки условий труда на рабочем месте рассчитывается по формуле:

Этапы занятия и контроль их усвоения - student2.ru

где ПВ – показатель вредности условий труда работника на его рабочем месте;

Р – ранг, определенный в соответствии со значениями РТ и ОЗ для данного рабочего места по таблице П5;

100 – коэффициент пропорциональности;

2334 – число, характеризующее все теоретически возможные уникальные комбинации значений ПВ ³ 1, РТ и ОЗ.

ИОУТ = 100[(14 – 1)6 +1]/2334 =3,38

По табл. П6, в которой приведена шкала ИОУТ, определяем, что полученное значение ИОУТ соответствуют неприемлемо вредным условиям труда.

5.Для вычисления ИПР используем следующую формулу, приведенную в п. 4.2. упомянутого МР:

ИПР = (wтkтИОУТ+ wзkзЗд+ wвkвВ+ wсkсС )×Птр×Ппз,

где: ИОУТ – интегральная оценка условий труда на рабочем месте;

Зд – показатель состояния здоровья работника;

В – показатель возраста работника;

С – показатель трудового стажа работника во вредных и (или) опасных условиях труда;

Птр – показатель травматизма на рабочем месте;

Ппз – показатель профессиональной заболеваемости на рабочем месте;

wт,wв,wз,wс – весовые коэффициенты, учитывающие значимость параметров;

kт, kв, kз, kс – коэффициенты перевода параметров из абсолютных величин в относительные величины.

Весовые коэффициенты (wi) параметров, используемых для оценки ИПР, и коэффициенты перевода параметров из абсолютных величин в относительные (ki) приведены в Приложении 1.

Подставляем в формулу соответствующие значения, используя рассчитанное значение ИОУТ и показатели таблиц 1, 2, 3, 4, 5, П1 и П2:

ИПР = (0,5×1/15×3,38 + 0,2×1/5×2 + 0,1×1/5×2 + 0,2×1/5×2)×1×1=(0,11+0,08+0,04+0,08)=0,31

По Приложению 4 определяем, что полученное значение ИПР соответствует высокому профессиональному риску.

6. Основные принципы управления ПР – это:

- устранение опасного фактора или риска,

- борьба с опасным фактором или риском в источнике,

- снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы,

- при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.

В приведенном примере факторами риска для водителя автобуса являются шум, вибрация, тяжесть и напряженность труда. Соответственно профилактические мероприятия должны быть направлены на снижение их уровней до допустимых значений.

Наши рекомендации