Кафедра гигиены труда и коммунальной гигиены
Кафедра гигиены труда и коммунальной гигиены
«Утверждаю»
Зав.кафедрой
И.В.Федотова
Практическое занятие по теме:
Методы оценки профессионального риска
Учебно-методическое пособие для преподавателей
Медико-профилактический факультет
Курс
Разработано: Федотовой И.В.
Обсуждены и утверждены
на заседании кафедры, протокол № ___
«__» ______ 20__ г.
Рецензент: Некрасова М.М..
1. Место проведения занятия: учебная комната кафедры
1. Оснащение:
Нормативно-учебные, методические и справочные материалы, необходимые для проведения занятия:
Ø Постановление Минздрава РФ от 29.07.1999 №11 «О введении в действие Временного положения об аккредитации органов по оценке риска в Российской Федерации»
Ø Руководство P 2.2.2006–05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»;
Ø Руководство Р 2.2.1766–03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки»
Ø МР «Методика расчета профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника», утв. Председателем Научного Совета академика РАМН Н.Ф. Измеровым 23.06.2010
Ø «Методические рекомендации по оценке профессионального риска по данным периодических медицинских осмотров» № 47, утв. Председателем Научного Совета академика РАМН Н.Ф. Измеровым 13.06.2006
1.3. Учебно-методические разработки для студентов:
- тесты для контроля исходного уровня знаний (два варианта);
- описание практических заданий для выполнения самостоятельной работы студентами;
- ситуационные задачи.
2. Продолжительность изучения темы:
Продолжительность изучения темы: 7 учебных часов
Продолжительность данного занятия: 5 учебных часов
3. Актуальность темы:Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ПК-6, ПК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-35
Профессиональный риск –это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и (или) в иных установленных законом случаях.
Оценка профессионального риска является одним из элементов методологии анализа риска для здоровья, включающим оценку риска, управление риском и информирование о риске.
Для конкретного работника, занятого во вредных, опасных и (или) тяжелых условиях труда, оценка риска - это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиваться в результате воздействия производственно-профессиональных факторов на конкретном рабочем месте в определенной профессии при специфических условиях экспозиции с возможными вредными последствиями.
Важным этапом внедрения методологии оценки риска в целом для России явился выход Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10.11.97 г. № 25 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации". После выхода этого Постановления значительно возросло число научно-практических работ по оценке риска на различных территориях, в результате обобщения которых была выпущена монография и Руководство Р 2.1.10.1920-04.
Оценку профессионального риска осуществляют при проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда, производственного контроля, социально-гигиенического мониторинга; при оценке ущерба (вреда) здоровью работников при воздействии вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, обосновании компенсационных выплат при работе во вредных и (или) опасных условиях труда, установлении причин возникновения профессиональных и общих заболеваний, несчастных случаев на производстве; обосновании приоритетных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников и их социальной защите при экспертизе трудоспособности, проводимой учреждениями медико-социальной экспертизы, экспертизе страховых случаев, проводимой отделениями фонда социального страхования (ФСС) и др., а также при решении других задач, целью которых является сохранение и укрепление здоровья работников и их социальная защита.
Проведение исследований по оценке профессионального риска осуществляется в установленном порядке органами по оценке профессионального риска, аккредитованными в соответствии с «Временным положением об аккредитации органов по оценке риска в Российской Федерации», утвержденным Главным государственным санитарным врачом.
Оценка риска проводится по запросам органов государственной власти, в том числе территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебных органов, промышленных предприятий и проектных организаций, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций, юридических и физических лиц.
Методология оценки профессионального риска для здоровья работников дает возможность сравнивать и ранжировать различные факторы производственной среды и трудового процесса, идентифицировать в конкретных производственных условиях наиболее подверженные неблагоприятному воздействию и наиболее чувствительные (уязвимые) группы работников (несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, инвалиды). Все эти данные необходимы для принятия политических, управленческих и других решений.
Цели занятия:Учебная (реализация ПК-6, ПК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-35)
Код компетенции Задачи: | Студент должен знать: | Студент должен уметь: | Студент должен владеть: |
ПК-6 –способность и готовность к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека | показатели, характеризующие производственную среду и трудовой процесс; основные показатели здоровья работающих во вредных условиях труда; | производить измерения параметров производственной среды и трудового процесса на рабочих местах; оценивать влияние вредных профессиональных факторов на различные функции организма работающих; самостоятельно формулировать выводы на основе оценки результатов измерения | методикой сбора, обработки и анализа данных, характеризующих производственную среду и трудовой процесс, состояние здоровья работающих |
ПК-9–способность и готовность к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию, распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников | нормативные, нормативно-технические документы, регламентирующие требования к параметрам производственной среды и трудового процесса на рабочих метах, режимам труда и отдыха, средствам коллективной и индивидуальной защиты при работе в условиях воздействия вредных профессиональных факторов | применять нормативно правовые акты Российской Федерации, касающиеся обеспечения санитарных требований к производственной среде и трудовому процессу, направленных на поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работающих; | навыками работы с нормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией, касающейся обеспечения оптимальных и допустимых параметров производственной среды и трудового процесса на рабочих местах |
ПК-16 –пособность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения | методы установления причинно-следственных связей между степенью воздействия факторов производственной среды и трудового процесса и состоянием здоровья работающих; | выявлять ведущие факторы риска нарушения здоровья работающих в профессиональных группах с различным уровнем воздействия профессиональных факторов | методикой сбора и обработки данных о состоянии здоровья работающих в условиях воздействия неблагоприятных профессиональных факторов; |
ПК-17–способность и готовность к определению степени воздействия на организм работника вредных факторов, расследованию причин профессиональных заболеваний и отравлений | методы количественной оценки априорного и апостериорного профессионального риска | определить степень профессионального риска, связанного с воздействием вредных и опасных условий труда при различной длительности и продолжительности воздействия профессиональных факторов | методами анализа связи между уровнями параметров производственной среды и трудового процесса и состоянием здоровья работающих |
ПК-35–способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения | методы оценки влияния неблагоприятных профессиональных факторов на состояние здоровья работающих; | определить приоритетность профилактических мероприятий, направленных на снижение профессионального риска | методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека |
Задача 1
Изучение условий труда на производстве оргстекла позволило определить уровень загрязнения воздуха рабочих мест метилметакрилатом (ММА, ПДК –10 мг/м3). Рассчитаны среднесменные концентрации ММА для представителей различных профессий, которые представлены в таблице.
Таблица
Среднесменные концентрации ММА в воздухе на основных рабочих местах производства оргстекла и балльная оценка уровня воздействия и рассчитанные показатели в соответствие с заданием
Название профессии | Среднесменные концентрации, мг/м3 | Стаж работы на данном рабочем месте, лет | Среднедневная доза, СДД, мг/кг/день | Ранг уровня экспози-ции | Допусти-мый стаж | |
Аппаратчики: -заливки форм | 88,8 ± 14,9 | 1,38 | 3,4 | |||
-калибровки форм | 44,5 ± 6,2 | 1,67 | 6,7 | |||
-разъемки форм | 38,3 ± 8,0 | 0,35 | 7,8 | |||
-приготовления полимеризационной смеси | 31,0 ± 9,7 | 0,87 | 9,7 | |||
-изготовления форм | 22,6 ± 4,5 | 1,77 | 13,3 | |||
-сортировки оргстекла | 19,8 ± 4,2 | 0,43 | 15,2 | |||
-полимеризации | 13,7 ± 3,2 | 0,64 | 21,9 | |||
-оклейки оргстекла | 11,2 ± 0,7 | 0,63 | 26,8 | |||
-подготовки сырья | 9,4 ± 1,2 | 0,12 | 31,9 | |||
Бригадир смены | 13,1 ± 1,8 | 0,86 | 22,9 | |||
СДД, при допустимом уровне воздействия ММА | 10,0 | Максимальный стаж, N | СДДдоп = 0,94 |
Задание:
1. Рассчитать среднедневные дозы (СДД) ММА для представителей различных профессий, оценить уровень экспозиции.
2. Рассчитать допустимый стаж работы для аппаратчиков СДД.
Эталон решения
Расчет ведем по формуле (дана в лекции, приведена в методичке у студентов):
СДД =(C ´ n ´ 10 ´ 240)/(70 ´ 365 ´ N), где
Ø СДД – среднедневная доза в мг/кг/день
Ø C - среднесменная концентрация ММА в воздухе рабочей зоны на данном рабочем месте
Ø n – стаж работы на данном рабочем месте (в годах и его долях);
Ø 10 – средний объем вдыхаемого воздуха за рабочую смену, м3;
Ø 240 – количество рабочих дней в году;
Ø 70 – средняя масса тела взрослого человека, кг;
Ø N – период осреденения (максимальный стаж) – 30 лет
Последовательно подставляя в формулу значения среднесменных концентраций и стажа работа для представителей различных профессий получаем значения СДД. Присвоения ранга позволяет определить, что наибольшая степень риска, обусловленная уровнем и продолжительностью воздействия характеризует аппаратчика калибровки форм.
Экспозиция ММА при указанном стаже работы уже превышает допустимую по величине СДД для аппаратчика калибровки форм, изготовления форм и заливки форм.
2.Допустимый стаж рассчитываем по формуле и вносим значения в таблицу:
n = (СДДдоп(70 ´ 365 ´ N)) /(C ´ 10 ´ 240)
Задача 2
Пенополиуретаны (ППУ) – уникальные полимеры, которые, завоевали особое место среди других пластических материалов, получив широкое распространение практически во всех отраслях народного хозяйства. Результаты комплексного изучения условий труда рабочих на производстве ППУ показали, что воздух рабочей зоны на ряде рабочих мест загрязняется аминами. Третичные алифатические амины обладают выраженным раздражающим действием на слизистые оболочки верхних дыхательных путей. При изучении состояния здоровья у работающих упомянутого производства выявлены однотипные изменения со стороны органов дыхания: риниты, риносинуситы, фарингиты, бронхиты.
С целью оценки риска развития патологии верхних дыхательных путей на данном производстве, были выделены две группы работающих, отличающиеся экспозицией воздействия смеси аминов: до ПДК=1,0 мг/м3 с числом работников 82 и выше ПДК – численность группы – 53 человека. Среднесменные концентрации в первой группе колебались до 1,0 мг/м3, во второй – от 1,5 до 7,0 мг/м3.
Уровень и характер воздействия других производственных факторов в обеих группах не отличались. В сравниваемые группы вошли лица, занятые на рабочих местах операторов-формовщиков и укладчиков-упаковщиков. Стажевые и возрастные характеристики этих групп также существенно не отличались.
Анализ данных поликлинического обследования рабочих обеих групп показал, что в группе с более высоким уровнем воздействия аминов выявлено 41 случай заболеваний органов дыхания, в группе с воздействием аминов ниже ПДК – 35 случаев.
Задание:
1.Рассчитать величину отношения шансов (OR) и относительного риска (RR) развития патологии органов дыхания, определить этиологическую долю (EF) экспозиции аминами и обусловленную этим степень профессионального риска для данного контингента.
2. Определить относится ли патология органов дыхания к профессионально обусловленным заболеваниям для персонала производств ППУ.
Эталон решения
1.Расчеты проводим по «Методическим рекомендациям по оценке профессионального риска по данным периодических медицинских осмотров» №47. Для расчета OR и RR построим четырехпольную таблицу:
Группы | Больные | Здоровые | Всего |
С высоким уровнем воздействия аминов | а =41 | b = 12 | е=а+b = 53 |
С допустимым уровнем воздействия аминов | c = 35 | d = 47 | f=c+d = 82 |
Вычислим величину отношения шансов по формуле:
OR = (а/b) / (c/d) = ad / bс = 41×47/12×35 =1927/420 = 4,59
Вычислим величину относительного риска по формуле:
RR = (a/e)/(c/f) = af/ce = 41×82/35×53 = 3362/1855 = 1,81
Вычислим этиологическую долю экспозиции к аминам по формуле:
EF = (RR -1) / RR или в процентах EF = [(RR -1) / RR] × 100% =
= [(1,81 -1) / 1,81] × 100% =44,75%
2.По таблице 5 определяем, что полученные уровни RR и EF соответствуют средней степени профессионального риска, а заболевания органов дыхания являются профессионально обусловленной патологией.
Задача 3
При аттестации рабочего места (АРМ) водителя автобуса определены классы условий труда по следующим факторам:
химический фактор – 2
шум – 3.2
вибрация – 3.1
микроклимат – 2
освещенность – 2
тяжесть – 3.2
напряженность – 3.3.
Водитель автобуса 38 лет, стаж работы 12 лет, относится к группе диспансеризации Д-II. За истекший год на данном рабочем месте не было зарегистрировано случаев травматизма и профессиональных заболеваний. Степень риска травмирования – низкая, СИЗ водитель обеспечен в соответствие с ГОСТ.
Задание:
1. Дать определение понятиям «допустимый» или «приемлемый» риск, «профессиональный риск» (ПР). Указать уровень допустимого профессионального риска.
2. Дать определение понятиям «априорного» и «апостериорного» риска.
3. Определить общий класс условий труда и уровень априорного риска в соответствие с Р 2.2.1766-03.
4. Дать интегральную оценку условиям труда (ИОУТ) для водителя автобуса по результатам АРМ.
5. Рассчитать индивидуальный профессиональный риск (ИПР) для данного водителя и дать оценку его уровню.
6. Перечислите основные принципы управления ПР и определите мероприятия по его снижению.
Эталон решения
1. Допустимый (приемлемый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям; представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. В настоящее время по международной договоренности принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах от 10-7 … 10-6 (1/год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска.
Профессиональный риск - это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (формулировка Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Для профессиональный групп приемлемый риск – более 1 × 10-4, но менее 1 × 10-3.
2. Априорный риск (или предварительная оценка профессионального риска) – это оценка прогнозируемого профессионального риска на основании определения степени вредности и опасности условий труда (по Р 2.2.2006-05).
Апостериорный риск (или окончательная оценка профессионального риска) – это риск, обусловленный определенными условиями труда и стажем работы, оценивается по таким критериями безопасности условий труда, как сохранение здоровья, функциональные способности организма, продолжительность предстоящей жизни и здоровье будущих поколений.
3. В соответствие с Р 2.2.2006-05 общий класс условий труда определяется по наиболее вредному фактору. В данном примере этим фактором является напряженность труда – класс вредный третьей степени (3.3), итоговая оценка класса условий труда водителя автобуса также 3.3. В соответствие с Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» по степени доказательности (п. 3.5) данная оценка относится к категории 2 (подозреваемый профессиональный риск), а по уровню (Приложение 1, табл. 1) – к высокому (непереносимому) риску, что требует осуществление неотложных мер по его снижению.
4. ИОУТ определяется по алгоритму, приведенному в Приложении 2 МР «Методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работников» и является одним из этапов оценки ИПР.
ИОУТ определяется на основе следующих трех показателей:
1) показателя вредности условий труда на рабочем месте работника – ПВ;
2) показателя защищенности работника средствами индивидуальной защиты – ОЗ;
3) показателя риска травмирования работника – РТ.
Для вычисления величины показателя вредности условий труда работника на его рабочем месте каждому профессиональному фактору присваивается балл в соответствие с табл. П3 и определяется суммарная вредность – Вф – путем суммирования баллов, присвоенных каждому фактору:
Профессиональный фактор | Класс условий труда | Балл | Приведение к допустимому классу |
химический фактор | |||
шум | 3.2 | ||
вибрация | 3.1 | ||
микроклимат | |||
освещенность | |||
тяжесть | 3.2 | ||
напряженность | 3.3. | ||
Суммарная вредность | Вф = 42 | Вд =14 |
Значение Вф характеризует фактическое состояние условий труда на рабочем месте работника. Далее производственные факторы, имеющиеся на рабочем месте, условно приводятся к допустимому классу. В таком случае каждый производственный фактор получит балл, равный двум, а общая сумма баллов на рабочем месте - Вд составит Вд = 2´m.
Вычисляем показатель вредности условий труда работника на его рабочем месте с учетом числа факторов по формуле:
ПВ = (Вф – Вд) / 2,
где 2 – коэффициент равный двум баллам, для перевода ПВ к безразмерной величине.
ПВ = (42 – 14)/2 = 14
Определение показателя защищенности – ОЗ производится на основе результатов оценки защищенности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) при аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с правилом:
а) если работник не защищен СИЗ, то показатель защищенности ОЗ равен 0;
б) если работник защищен СИЗ или на рабочем месте работнику не требуются СИЗ, то показатель защищенности ОЗ равен 1.
В нашем примере водитель обеспечении СИЗ, поэтому ОЗ = 1.
Показатель риска травмирования работника – РТ на рабочем месте определяется на основе результатов оценки рисков травмирования в соответствии с таблицей П4.
В нашем примере степень риска травмирования по АРМ низкая, показатель РТ = 1.
С учетом оценки РТ и ОЗ ранжируем условия труда, присваивая соответствующий ранг по табл. П5. Значение РТ – 1 и ОЗ – 1 соответствуют рангу (Р) – 1.
При ПВ ³ 1 значение интегральной оценки условий труда на рабочем месте рассчитывается по формуле:
где ПВ – показатель вредности условий труда работника на его рабочем месте;
Р – ранг, определенный в соответствии со значениями РТ и ОЗ для данного рабочего места по таблице П5;
100 – коэффициент пропорциональности;
2334 – число, характеризующее все теоретически возможные уникальные комбинации значений ПВ ³ 1, РТ и ОЗ.
ИОУТ = 100[(14 – 1)6 +1]/2334 =3,38
По табл. П6, в которой приведена шкала ИОУТ, определяем, что полученное значение ИОУТ соответствуют неприемлемо вредным условиям труда.
5.Для вычисления ИПР используем следующую формулу, приведенную в п. 4.2. упомянутого МР:
ИПР = (wтkтИОУТ+ wзkзЗд+ wвkвВ+ wсkсС )×Птр×Ппз,
где: ИОУТ – интегральная оценка условий труда на рабочем месте;
Зд – показатель состояния здоровья работника;
В – показатель возраста работника;
С – показатель трудового стажа работника во вредных и (или) опасных условиях труда;
Птр – показатель травматизма на рабочем месте;
Ппз – показатель профессиональной заболеваемости на рабочем месте;
wт,wв,wз,wс – весовые коэффициенты, учитывающие значимость параметров;
kт, kв, kз, kс – коэффициенты перевода параметров из абсолютных величин в относительные величины.
Весовые коэффициенты (wi) параметров, используемых для оценки ИПР, и коэффициенты перевода параметров из абсолютных величин в относительные (ki) приведены в Приложении 1.
Подставляем в формулу соответствующие значения, используя рассчитанное значение ИОУТ и показатели таблиц 1, 2, 3, 4, 5, П1 и П2:
ИПР = (0,5×1/15×3,38 + 0,2×1/5×2 + 0,1×1/5×2 + 0,2×1/5×2)×1×1=(0,11+0,08+0,04+0,08)=0,31
По Приложению 4 определяем, что полученное значение ИПР соответствует высокому профессиональному риску.
6. Основные принципы управления ПР – это:
- устранение опасного фактора или риска,
- борьба с опасным фактором или риском в источнике,
- снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы,
- при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.
В приведенном примере факторами риска для водителя автобуса являются шум, вибрация, тяжесть и напряженность труда. Соответственно профилактические мероприятия должны быть направлены на снижение их уровней до допустимых значений.
Кафедра гигиены труда и коммунальной гигиены
«Утверждаю»
Зав.кафедрой
И.В.Федотова
Практическое занятие по теме: