Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах
Составная часть транспортного процесса – погрузка и выгрузка грузов. Погрузочно-разгрузочные работы – наиболее трудоемкая операция в сельском хозяйстве. При погрузочно-разгрузочных работах и переноске тяжестей возможно действие на исполнителей следующих опасных и вредных производственных факторов: движущихся машин и механизмов, подвижных частей производственного оборудования, перемещаемых грузов, скользких поверхностей, острых кромок, заусенцев, колющих предметов на поверхности тары и грузов, недостаточной освещенности рабочей зоны и ее повышенной запыленности (продуктами известковых материалов, минеральных удобрений, сенной муки и др.), токсичных и раздражающих веществ (пестицидов, кислот, щелочей, удобрений и др.), горючих материалов, жидкостей, падающих предметов, повышенных усилий при перемещении грузов вручную, взрывов (взрывоопасные баллоны с ацетиленом, бутаном и другие емкости с лакокрасочными материалами, спиртом), агрессивных действий животных, повышенных или пониженных температур.
К ручным погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, проинструктированные по правилам безопасной работы, прошедшие медицинский осмотр и имеющие разрешение на выполнение этих работ.
Рабочим, занятым на погрузке и выгрузке животных и сырья животного происхождения, должны быть сделаны профилактические прививки.
К работам, связанным с применением грузоподъемных механизмов, допускается обученный персонал, имеющий удостоверение на право выполнения стропальных и такелажных работ. К управлению транспортными средствами при погрузочно-разгрузочных работах допускается персонал в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020-80.
Рабочих, занятых на погрузке-выгрузке железнодорожных вагонов или работающих вблизи прирельсовых путей, а также на речном транспорте, знакомят с соответствующими правилами по технике безопасности.
В обеспечении безопасности работ при погрузке и выгрузке немалое значение имеет правильная подготовка территории и погрузочно-разгрузочных площадок, которые должны соответствовать ГОСТ 12.3.009-76 и ГОСТ 12.3.020-80. Постоянные грузоприемные пункты (торговые базы, элеваторы и т.д.) следует оснастить необходимыми средствами механизации. Размеры площадок, складов и баз, где проходит погрузка или выгрузка, должны быть такими, чтобы при максимальной загрузке пункта выдерживались безопасные разрывы между транспортными средствами.
Фронт погрузки или разгрузки L (м) при боковой расстановке машин ориентировочно можно определить по формуле:
(3.20)
при торцевой расстановке машин:
(3.21)
где nт – число транспортных средств; – длина машины, м; В – ширина машины, м; а, b – расстояние между машинами (рекомендуется принимать а = 1 м, b = 1,5 м).
В целях безопасности движение транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях регулируется общепринятыми знаками и указателями.
Если платформа, на которую разгружают груз, выше (или ниже) пола кузова транспортного средства, то необходимо использовать трапы или покаты. Трапы должны быть жесткими, прогиб настила при максимальной расчетной нагрузке (масса человека и груза) не должен превышать 20 мм. Если длина трапа более 3 м, то под ним необходимо устанавливать промежуточные опоры. Ширина трапа должна быть не менее 0,6 м. Места для подъезда транспортного средства к погрузочно-разгрузочным механизмам, приемным бункерам и другому оборудованию снабжают отбойными брусками, предохраняющими от наезда. В зоне действия грузоподъемных машин и механизмов не следует проводить другие работы.
Перемещение грузов начинают только после проверки правильности их загрузки и строповки, а перед подъемом (опусканием) грузов подают предупредительный сигнал.
Погрузку и выгрузку пылящих материалов и минеральных удобрений проводят при закрытой кабине транспортного средства с наветренной стороны, при этом пестициды должны быть упакованы в прочную и закрытую тару предприятия-изготовителя.
Перед разливом жидких азотных удобрений и аммиачной воды тщательно проверяют исправность шланговых соединений и запорных устройств. Разлитые или рассыпанные дезинфицирующие вещества, минеральные удобрения и пестициды убирают или нейтрализуют с соблюдением требований, предусмотренных для работы с этими веществами. При погрузке-разгрузке в вечернее и ночное время территория и рабочие места освещают в соответствии со СНиП 234-05-95.
При укладке грузов в штабеля необходимо обеспечить устойчивость грузов, безопасность работающих на штабеле и около него, соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи. Штабеля сыпучих грузов должны иметь крутизну, соответствующую углу естественного откоса для грузов данного вида, как исключение допускается их ограждение прочными подпорными стенками. На местах погрузки и выгрузки лесоматериалов необходимо предусмотреть приспособления, исключающие развал лесоматериалов.
При загрузке (разгрузке) бункеров, силосных башен и других емкостей следует предусмотреть специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие падение рабочих в емкость.
Перед погрузкой-разгрузкой грузоподъемные машины и механизмы на погрузочно-разгрузочных площадках размещают так, чтобы обеспечить свободные проходы шириной не менее 0,8 м для рабочих и не менее 3,5 м для проезда транспортных средств.
Перед началом работы проверяют наличие на грузоподъемных машинах и механизмах защитных ограждений, звуковой сигнализации, исправность тросов, цепей, канатов и грузозахватных устройств. Перед проведением технического обслуживания и ремонтом подъемно-транспортных машин машины и механизмы с электроприводом обесточивают.
Все механизмы после окончания погрузочно-разгрузочных работ с минеральными удобрениями очищают от их остатков. Технику, используемую для работы с пестицидами и минеральными удобрениями, обезвреживают и хранят в соответствии с ОСТ 46.3.1.182-85. Кузова автомобилей-самосвалов очищают от остатков груза, используя скребки или лопаты с удлиненными рукоятками.