Меры безопасности при заготовке кормов и их приготовлении
Тракторные агрегаты в животноводстве применяют для заготовки кормов, их погрузки, разгрузки и раздачи. Эксплуатация этих машин имеет свои специфические особенности в отличие от машин, используемых в полеводстве.
Безопасность труда на этих видах работ во многом будет зависеть не только от технического состояния машин и механизмов, но и от состояния организации труда, особенно там, где работают вместе несколько человек. Работы должны выполняться в соответствии с разработанными технологией и маршрутом движения, утвержденными руководителем или главным специалистом.
Администрация обязана назначить ответственное лицо за организацию и безопасную работу на заготовке грубых кормов. Основными его обязанностями являются: выбор площадки для скирдования, установление рациональной схемы расположения и подъезда к ней транспортных и погрузочных средств, выбор допустимых скоростей движения, инструктаж рабочих по безопасным приемам работы, выделение старшего рабочего при скирдовании и разъяснение его обязанностей, систематический надзор за ходом работ. Работы по скирдованию необходимо проводить только в светлое время суток и силе ветра не более 6 м/с. Перед началом вое работающие на скирдовании должны пройти медицинское освидетельствование на допуск к работе на высоте.
Ответственное лицо обязано обеспечить работающих исправным инструментом, а также приставными или веревочными лестницами. Скорость передвижения стогометателя с грузом на грабельной решетке не должна превышать 3 км/ч, без груза – 17 км/ч. Одновременно на скирде не могут находиться более 6 рабочих, причем располагаться они должны не ближе 1,5 м от края скирды и 3 м от грабельной решетки стогометателя.
При закладке силоса или сенажа в башне старшим назначается механизатор, обслуживающий загружающий агрегат, а при траншейной закладке – один из опытных механизаторов, трамбующих силосную массу. К работе по трамбованию силосной массы допускаются опытные трактористы. В качестве вспомогательных рабочих могут работать лица не моложе 18 лет и лица, не имеющие физических недостатков. Для трамбования массы разрешается использовать только гусеничные тракторы общего назначения. Допускается одновременное использование в траншее не более двух тракторов при ширине траншеи не менее 12 м.
Разрешается использовать тракторы с передней навеской разравнивающего приспособления. Число вспомогательных рабочих по обслуживанию трактора на закладке силоса должно быть в пределах безопасности обслуживающего персонала.
Особое внимание при закладке силоса необходимо уделять техническому состоянию разгрузочных (стягивающих) устройств. Они должны обеспечить стягивание массы с платформы транспортного средства за один прием, при этом длина троса от трактора к стягивающему приспособлению должна быть в пределах 3…4 м. При использовании обвязочного троса с кольями его концы должны достигать тягового крюка трактора на расстоянии 4…5 м от транспортного средства. Если для стягивания используют брус или сетку, то на концы тросов крепят крюки, которые после заполнения кузова массой должны располагаться у заднего борта и под небольшим усилием без перекоса сводиться вместе. Во избежание травмирования рук концы тросов следует тщательно заделать и на длине 0,5 м обшить плотным брезентом.
В практике сельскохозяйственного производства широкое распространение получила технология заготовки кормов – сенаж. Опыт работы показал, что при неправильной эксплуатации сенажных башен возможны случаи аварий и травматизма. Основные их причины: падение рабочих с высоты из-за отсутствия или неисправности предохранительных приспособлений, падение с высоты различных предметов, инструментов и конструкций, грубые нарушения правил безопасной эксплуатации оборудования. Кроме того, следует иметь в виду и то, что при эксплуатации сенажных башен в период ферментации выделяются вредные газы (окись углерода).
Для ремонта и обслуживания сенажной башни назначают не менее двух операторов-наладчиков. Особо сложные и ответственные работы проводят под руководством инженерно-технического работника хозяйства.
Рабочих, обслуживающих распределитель и разгрузчик, снабжают проверенными и испытанными предохранительными поясами, касками, сумками для инструмента, противогазами и страховочными канатами. Страховочные канаты могут быть стальными, из жилки, капрона и других материалов. Их проверяют через каждые 10 дней. Для испытания на прочность используют груз в 300 кг.
Во время грозы следует остановить работу на башне и отвести обслуживающий персонал на расстояние не менее 50 м.
Рабочие органы питающих механизмов (транспортеры, вальцы), способные подвергаться забиванию, снабжают устройствами автоматического отключения или предохранительными устройствами (муфтами, шпильками, штифтами и др.) и автоматической сигнализацией (звуковой и световой). Кроме ограждений и предохранительных устройств, привод питающих механизмов должен быть обеспечен реверсом.
В кормоприготовительных машинах материал должен направляться к режущим измельчающим органам только подавателями, которые обеспечивают равномерность поступления материала без дополнительного ручного разравнивания.
При эксплуатации дробилки кормов может произойти авария из-за плохой балансировки рабочего диска, ненадежного крепления ножей и молотков к диску. Статическую и динамическую балансировку барабана проводят на балансировочных станках. Для исключения залегания кормов и образования сводов в конструкции бункеров-накопителей предусматривают специальные устройства (ворошилки и др.). При обеспечении равномерной подачи зеленых и сочных кормов из бункеров-накопителей обслуживающий персонал должен находиться на вспомогательных площадках, имеющих ограждения высотой не менее 1 м.
Для предотвращения ожогов обслуживающего персонала все работы по запариванию грубых кормов, погрузке и транспортировке выполняют только в спецодежде и очках. Открытые части выкидной трубы запарника ограждают, а саму трубу отводят в безопасное место.
Для безопасного обслуживания запарочных чанов большой высоты и емкости необходимо применять лестницы с перилами и защитные ограждения люков.
С целью своевременного устранения дефектов необходимо вести постоянный надзор за всеми действующими машинами и оборудованием.