Влияние экономики на развитие сервисной деятельности
Организационные компоненты сервисной деятельности вбирают многочисленные достижения жизненного опыта, учитывая характер обновляющих потребностей, мотивацию действий, связанных с поиском справедливости и стабильности. По своей природе сервисная деятельность имеет собственное «ядро» — основу, вокруг которой группируются, взаимодействуют разного уровня социальные явления. Содержание такого «ядра» отражает специфику экономических процессов в единстве с историческим уровнем развития страны, национально-этическими нормами культуры, природно-климатическими условиями. Такое нерасторжимое единство жизнедеятельных процессов позволяет рассматривать сервисную деятельность как важнейшее условие развития жизнедеятельности, жизнестойкости.
Остановимся на роли экономического фактора, определяющего систему функций сервисной деятельности.
Экономические отношения придают сервисной деятельности предметно-вещественный фактор. Обустройство нашей жизни нельзя рассматривать вне вещей. Характер их содержания и направленности определяется способом производства. Актуальность сервисной деятельности — в том, что ее внедрение позволяет гуманизировать мир вещей, направить его на более оптимальный путь по восстановлению у людей психо-физиологических сил. Особенно это проявилось в процессе перехода от индустриального способа производства к постиндустриальному. В связи с этим сервисная деятельность обрела важнейшую социально-культурную значимость, ею стали определяться уровень качества жизни, развитие конкурентоспособности, пути модернизации производственных и управленческих процессов.
Индустриальный способ производства, основанный на переработке природных ресурсов, поставил социальную жизнь в зависимость от «силы пара и индустриальных объектов». Во всех сферах преобладающим становится производственный детерминизм.
Детерминизм — главный, определяющий фактор объективного характера.
Приоритет производства заслонил собой развитие духовно-интеллектуальных способностей отдельного человека. Укрепляя техническое могущество, индустриальный способ производства сформировал массовидное сознание, при котором роль отдельной личности теряла значимость, все определялось волей большинства. У индивида была отнята субъективность, что ставило его в зависимость от коллективистских желаний, устремлений. Люди не могли влиять в полной мере на свою судьбу. Законы производства в большей мере распространялись на жизнедеятельность людей. Человек жил, чтобы работать. Он становился средством в осуществлении производственных задач. Возникшая механистичность культивировала равенство, аскетизм, преобладание общественного над личным. Индустриальный способ производства, таким образом, снижал внимание к правам человека.
Права человека — система защитных мер в сохранении безопасности человека и условий по развитию его духовно-нравственных качеств.
Например, в российском обществе только в 90-е годы смертность от несчастных случаев на производстве составила 15 чел. на 100 тысяч работающих, а 21% рабочих оставались в неблагоприятных по санитарно-гигиеническим условиях нормам. Производство, преследуя количественные показатели, ослабляло внимание к культуре труда, что сохраняло его затратный характер. В связи с этим число жертв при добыче угля, нефти, газа не уменьшалось. Традиции затратного механизма сдерживали эффективность и конкурентоспособность, что вело к ослаблению социальной сферы и деградации людей. Тяжелый физический труд не компенсировался социальными благами. В обществе хронически не хватало жилья, каллорийного питания, средств для культуры и отдыха, учреждений здравоохранения, детских садов, яслей. Дефицит социальных объектов порождал рост бюрократии. Распределительные функции увеличивали зависимость людей от государственных структур. В связи с этим сохранялась низкая заработная плата, сокращались источники полезного созидательного времени, увеличивались миграционные процессы. В городах создавалась скученность, которая обостряла продовольственные, транспортные, жилищные проблемы. Преобладающий дефицит свободного времени сдерживал развитие научно-технического прогресса. В 80-е годы в регионах России оно колебалось от 1 до 0,7 часа, тогда как в Японии, США такого времени было в 5-6 раз больше. В этих странах плотность социального времени становилось источником сервисной деятельности, которая все больше проявлялась как отрасль по совершенствованию не только культуры производства, но и всего образа жизни,С развитием сервисной деятельности изменялся характер жизнедеятельности, она наполнялась признаками качества жизни. В этом принципе рельефнее ощущались социальный оптимизм, значимость человеческого потенциала в совершенствовании социально-экономической жизни. С потерей свободного времени Россия становилась неконкурентоспособной страной.
Альтернативной индустриальному способу производства в 60-70-е годы становилась постиндустриальная система развития производительных сил — возникало слияние человеческих способностей с миром техники. Создавались серийные комплексы с гибкими технологиями, использующие автоматизацию, электронику, телекоммуникации, компьютеры и многочисленные артефакты.
Артефакты — искусственные технические, культурные, научные изобретения.
Мир производства наполнялся технологическими процессами, при которых знания превращались в реальные объекты, источник модернизации. Начался переход от вещественно-товарного производства к развитию системы обслуживания, где приоритетным стали технологии по развитию способностей людей. Богатство начало определяться миром информации, культурой мышления. При такой ситуации сервисная деятельность заняла важнейшее место в социально-экономическом процессе. Она начала определять престиж страны, обеспечивая конкурентоспособность на мировом рынке. Сервисная деятельность изменила на мировом уровне торговлю, в ней сократилась численность сырья, увеличилось устремление к технологиями, к качественному приборостроению.
Вещизм обретает новую отличительную характеристику: он становится средством в развитии новых знаний, раскрывает интеллектуальный потенциал нации. Вектор знаний повернулся к способностям, возможностям человека. Работающих людей стали характеризовать быстрая адаптация к новейшим технологиям, участие в модернизации и организации труда (самоэксплуатация), во внедрении самоуправления (соединение производственной и внепроизводственной сферы жизнедеятельности), в распределении результатов труда.
Постиндустриальная система производства предусматривает численный рост специалистов, связанных с электронно-вычислительной техникой, и людей обслуживающего труда, который вносит новые элементы в организацию общественной жизни. Так, для устранения монополий создается регулируемая экономика (ордолиберализм).Сфера обслуживания перерастает в социальный институт сервиса, при котором человекосберегающие технологии становятся определяющими. Их использование увеличивает внерабочее время как важнейшее условие и воспроизводство культурно-творческого потенциала нации. Создаваемая сервисная деятельность превращается в импульс качества жизни. Она изменяет параметры прожиточного минимума. При сервисной деятельности рынок насыщается клиентурным порядком, при которой люди «тратят деньги с улыбкой».
Сервисная деятельность через модернизацию производства расширяет внедрение интенсивного метода труда, увеличивает число рабочих мест в системе организации социально-культурной сферы, решает проблему занятости населения при увеличении платежеспособности.
Сервисная деятельность коренным образом влияет на историческую судьбу народа. В ней отражены взаимоотношения людей с обществом, государством. Она закладывает систему автономии личности, устраняя давление массовидного сознания. Сервисные структуры становяться гарантом прав и свобод, соблюдением конституционных норм. Возрастающее качество жизни людей увеличивает престиж страны на мировом уровне. Такая тенденция ослабляет возможность экспансии извне. Творчество, самореализация среди людей развивают суверенитет и конкурентоспособность, что реализует национальную идею как богатство страны с растущим научно-техническим потенциалом.
Развитие института сервиса в условиях постиндустриального способа производства меняет ориентиры человеческой судьбы. Развитие сервисной деятельности высвобождает людей от узкой профессиональной специализации, расширяя их потребности в саморазвитии и самостоятельности. С возрастанием роли образования, науки, культуры расширяется демонополизация, активизируется мелкий бизнес, который становится важнейшим условием при государственном регулировании, гарантией социального оптимизма.
С развитием социального детерминизма в судьбе сервиса немалое значение приобретает автономия личности. Личностная автономия как компонент социального процесса возникла в результате преодоления иррациональных традиций и охлократического сознания. Оба явления отражают монолитное состояние общества на основе неразвитых интересов. Социальная дифференциация, начавшаяся в условиях высокого экономического роста, когда его темпы стали достигать от 1 до 3% при широком использовании научно-технического процесса, привела к поискам ресурсов конкурентоспособности. Совместная работа экономистов, психологов, социологов определила, что эффекта от гибких технологий можно достичь лишь в условиях развивающегося интеллекта. Новое направление, возникшие в 70-80 годы, было нацелено прежде всего против догматизма «чванливого технократизма». Реализуемая модель социального новаторства предполагала отход от узкого меркантилизма в сфере производства, активизацию элементов «этики благородства» на основе инновационных действий. Внесение изменений в привычные черты образа жизни и образа мысли были связаны с совершенствованием гибкости экономического порядка, реализацией права на риск, на ошибку с целью развития личностной инициативы, смелости в эксперименте и новаторстве. Формирование многообразия инновационных действий рассматривалось во влиянии на жизненный уровень населения через повышение его профессионализма. Однако создание инновационных технологий с развитием интеллекта производителя пришло в противоречие с массовидным, охлократическим сознанием. Выход из возникших трудностей был найден на основе совершенствования способностей с развитием института сервиса. Инновационность действий, обусловленных уровнем интеллекта, стимулировала автономию личности. Интеллектуальный потенциал мог раскрываться более успешно лишь в качественном видоизменении сервисных технологий. Становление автономии личности осуществляется в неустанной внутренней ее мобильности при целенаправленных действиях. Ее мотивация становится многообразной в увлечениях и деятельности, а оценочные действия совпадают с личностными возможностями и интересами других.
Мотивация автономной личности исключает иждивенчество, в ее действиях преобладает ответственность и самоконтроль, устремленность к функциональности института сервиса. Это определяется несколькими причинами. Одна из них связана с тем, что автономия личности достигает некоторой неординарности, так как она ощущает себя в единичном, неповторимом состоянии. Личностная неординарность как условие развития становится необходимостью для анализа собственной деятельности и средством моделировании жизненной стратегии. Без соприкосновением с сервисом это трудно ощутить и выполнить. Другая причина — в том, что осознание себя, собственного «Я» как объекта познания при определенных социальных стимулах может быть достигнуто за счет объектов сервисного института. Следует отметить, что спортивные сооружения открывают в людях спортивно-физкультурные способности, увлечения, пробуждают потребность в физической закалке, коммуникативности, страсть к спортивной состязательности. Широкие возможности библиотек позволяют личности усвоить оперативную информацию, стимулируя ею реформирование профессиональной деятельности. Личность под влиянием сервисной деятельности совершенствует собственный аналитический опыт и наблюдательность. Складывающаяся устремленность к обновлению желания активизирует их концентрацию в интерес как личности, так и социальной группы, порождая новые социальные направления в сервисе (туризм, творческое объединение, изобретательство и т.д.). Известно, что желание к независимости привело многих молодых людей к индивидуальной коммерческой деятельности. Формирующаяся автономия личности через интенсивность взаимосвязи оказывает влияние на характер сервисных отношений. Ее природные задатки в единстве с развивающимся интеллектом предъявляют разнообразные требования к сфере сервиса. Развитие личностных устремлений придает сервису масштабность, преодолевая в нем элитарную узость. Активизируется становление ценностных качеств в клиентурных отношениях.
Сервисные структуры, выполняя личностные потребности, прибегают и к наукоемким технологиям, к электронно-вычислительным методикам, к оперативным средствам связи, автоматике и электронике. Внерабочее время людей заставляет сервисные структуры отыскивать способы массового воздействия, наполняя эффектом праздничности, яркости и удивления. С этим связано оборудование зон отдыха, где применяются не только механические средства, но и многие образно-зрительные, эмоциональные виды воздействия. Комбинирование изобретательных средств обогащает зону отдыха «поляной сказок», игровыми автоматами, световыми фонтанами. Средством влияния автономии личности на сервисные структуры становится скоростной транспорт, качество печатных изданий, объемность электронных средств связи, музыкально-художественное воспитание. Названные элементы создают приоритет социального интереса над прагматизмом.
Однако автономия личности как компонент сервиса обнаруживает многие проблемы сервиса, его нераскрытые возможности, малую эффективность. Так, в современных условиях России влияние автономии личности получило пока противоречивое, эпизодическое проявление. Дефицит, рожденный индустриальным способом производства, уходя из сферы потребления, продолжает существовать в условиях реформирования экономики. Спад платежеспособности тормозит развитие сферы услуг. Устремленность к рыночным отношениям без соответствующей подготовки разрушила баланс спроса и предложения. Либерализация цен при беспредельном монополизме создала невостребованные услуги туризма, санаторно-оздоровительных комплексов, научного исследования. Следует заметить, что число санаторно-оздоровительных и туристических учреждений в связи с бедностью государственного бюджета и низкой платежеспособностью населения постоянно сокращается.
Устранением подобных явлений становится клиентурный порядок, раскрытый в конвенции 1981 г. «О безопасности, гигиене труда в производственной сфере». Важнейшие принципы социального устройства предусматривают развитие социального партнерства; регулирование заработной платы как меры по предотвращению социальной напряженности; устранение разрыва между максимальным и минимальным заработком, подвижное изменение соотношения заработной платы рабочих к специалистам и административным служащим. Конвенция определяет становление клиентурных связей как установление социально-правовых стандартов, развитие и поддержание витальности трудовой части для устранения деструктивных процессов. Клиентурность в системе производства рассматривается как средство ухода от крайности.
Другим компонентом, влияющим на эффективность института сервиса в развитии клиентурнсти, является диалектика интереса личности. Интерес людей — это интегральное понятие, так как предполагает сознание общности групп с формированием необходимого целеполагания, структура которого пронизана анализом социальной среды, личностными целями, средствами достижения целей, соизмерением индивидуального с групповыми возможностями, где обосновывается перечень защитных действий, смысл их организации и проведения.
Социальная значимость интереса заключается в том, что она отражает состояние людей в разнообразных жизненных ситуациях, степень их мобильности и готовности к изменению возникающих трудностей, чтобы реализовать жизненные планы, связанные с формированием судьбы, счастья.
Личностный интерес особое место занимает в системе института сервиса. Уровень сервисных отношений, если он соответствует норме социального состояния, может ослабить маргинальность, снизить тенденцию роста девиантного (изменчивого, переменчивого) поведения как отрицательную реакцию на неудовлетворительную социальную среду.
(МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц . marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. )
Так, по данным социологических исследований, в 80-е годы самоубийств и разводов в США было больше, чем в Японии. Подобное сопоставление показывает степень нереализованных личностных интересов, ослабление человекосберегающих технологий. Причины угасания личностных интересов, ослабление в них жизнедеятельных устремлений тесным образом переплетаются со спецификой национальной жизни как одного из аспектов сервисной деятельности. Япония обеспечивала свой социально-экономический прогресс во многом через реализацию национального фактора в личностном интересе, доказав его неисчерпаемость. В систему функциональной ценности интереса положен образовательный принцип как гарантия в достижении счастья, социального благополучия и удачной судьбы. Образовательные навыки вбирали в себя развития положительного отношения к напряженной работе, дисциплине, внимание к мелочам в организации жизненно-трудового процесса, уважительное отношение к любому труду. Качество выполненной работы рассматривалось с позиции национального архетипа как проявление добродетельности. Возникшее единство закрепило и усовершенствовало систему бихевиоризма (философия стимулирующего поведения). Избранная модель становилась духовно-нравственной основой развития социальной жизни. Как известно, в Японии много лет устойчиво поддерживается престиж учительского труда, его оплата включена в число 25% высокооплачиваемых работников.
Средняя заработная плата учителя в 80-е годы в 2,5 раза превышала среднюю заработную плату по стране. Учитель в первый год своей работы получал больше, чем начинающий инженер, бизнесмен, фармацевт. Учитель своим престижным положением создал импульсы к дополнительному образованию, где осуществлялась цель: на основе хорошего достигать неустанно отличного. Возникшая система бихевиоризма, учитывая престижность образования, сформировала устремленность к мастерству, повышению качества изготовляемой продукции. У японцев стабильно сохраняется, как это отмечают иностранные наблюдатели, страсть к учебе. В социальной жизни явление страсти рассматривается как фрустрация - уровень психического состояния, выражающийся в характерных переживаниях и поведении, вызванных желанием преодолеть объективные трудности в достижении цели. Фрустрация — состояние многих интеллектуалов, которые могут быть лидерами, реформаторами, неустрашимыми оппозиционерами. В связи с этим многие японские предприятия допускают избыточное число инженерных кадров, совершенствуя стимулирование их «вхождения» в актив компании.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ . behaviour, bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.
ФРУСТРАЦИЯ (от лат . frustratio - обман, неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т. п.