Ценовая дискриминация и ее виды

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.

Дискриминация 1-ой степени- наблюдается в том случае когда на каждую единицу блага устанавливается цена равная его цене спроса.

Дискриминация 2-ой степени-имеет место когда цены блага одинаковы для всех покупателей но различаются в зависимости от обьема покупок

Дискриминация 3-ей степени- предполагает разделение покупателей на группы или рынке где устанавливает свои цены продаж.

Допущения рынка монополистической конкуренции

Входные барьеры:

1.Наличие патента на продукцию или на технический процесс применяемый при ее изготовлении.

2. Владение и контроль поставок редкого и стратегически важного сырья.

3. Представление фирме правительственной лицензии быть исключительным производителем в данной области.

4. Наличие существенной экономии масштаба, допускающий присутствие на рынке одного продавца.

Монополистическая конкуренция в короткий период

Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru Рис. 5.3. Оптимум монополиста в коротком периоде с положительной (а), нулевой(б) и отрицательной (в) прибылью.

На рис. 5.3 общая выручка соответствует площади прямоугольника OP*AQ*, а общие затраты — площади прямоугольника OC*BQ*. (Поскольку на рис. 5.3, б А ≡В , площадь OP*AQ* характеризует как общую выручку, так и общие затраты). Разность этих площадей графически характеризует прибыль. Заштрихованный прямоугольник на рис. 5.3, а представляет положительную, а на рис. 5.3, в — отрицательную прибыль. В ситуации, показанной на рис. 5.3, б, монополия при оптимальном выпуске получает нулевую прибыль.

В условиях монополии оптимальный объем производства определяется по условиям

1)MR=MC

2) MR пересекает MC в его восхлжящей части.

Фирма-монополист получает прибыль тогда, кгда Р больше АТС мин.

20. Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Предложение ФП: земли, труда, капитала.

ФП- это экономические ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг.

Труд-использование умственных и физ. способностей людей их навыков и опыты в форме услуг необходимых для производства экономических благ. Цена, выплачиваемая за труд - З/П.

Земля-все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Цена за пользование землей - РЕНТА.

Капитал-весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления своих благ. Плата за использование чужих денег или капитал- %.

22.Цена земли. Цена за пользование землей - РЕНТА.

Земельная рента — доход, получаемый земельными собственниками в виде платы за пользование землей.

Арендная плата — самостоятельная форма платежа, учитывающая амортизацию на постройки и сооружения, находящиеся на земельном участке.

20. Показатели монопольной власти:

23. Спрос факторов производства - взаимозависимый процесс, где объем каждого производства зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ним факторы и ресурсы.

Фирме выгодно применять дополнительные факторы производства до тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издержками на факторах производства. MRP=MRC

Спрос на ФП: спрос на приобретенные товары; спрос предъявляют только предприниматели и фирмы.

24. Общественные потери, к которым может привести монополия:

Завышение уровня цен, занижение объема производства, занижение качества из-за отсутствия конкурентов, торможение НТП и тд.

Коробка Эджуорта

Коробка Эджуорта — используемая в микроэкономике графическая конструкция, состоящая из двух диаграмм с кривыми безразличия.

Коробка создаётся в результате соединения двух систем координат, каждая из которых соответствует экономическому субъекту. Расположенные друг напротив друга точки отсчёта систем координат изображают состояния, в которых один из субъектов располагает всеми единицами обоих благ, а другой не располагает ни одной. Пространство, ограниченное четырьмя осями двух систем координат, графически представляет все теоретически возможные распределения обоих благ. Длина каждой из осей измеряет количество изображаемого блага.

Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru

Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru

Множество точек взаимного касания кривых безразличия двух индивидов образует контрактную кривую СС - множество точек взаимовыгодного обмена. Это точки, в которых один участник обмена достигает самой высокой для себя кривой безразличия при заданной кривой безразличия другого участника.

 
  Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru

Точки, составляющие контрактную кривую, получили название Парето-оптималъных - из них нельзя перейти на более высокую кривую безразличия, не столкнув при этом другого участника обмена на более низкую. Отклонение от Парето-оптимальной позиции означает увеличение предпочитаемости для одного индивида и уменьшение предпочитаемости для другого.

26. Модель дуополии Курно

Дуополия – на рынке действуют 2 производителя.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru

Модель закрыта, т. е. число фирм ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения.

27. Общая характеристика олигополии и её виды

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Общая характеристика:

• Малое число фирм производителей и большое число покупателей;

• Вид продукта стандартный (уголь, нефть) и дифференцированный (автомобиль, оборудование);

• Объем выпуска каждой фирмы составляет от 25% до 50% рыночной потребности;

• Наличие препятствий входа на рынок;

• Существует возможность влиять на рыночные цены;

• Имеет место неценовая конкуренция.

Виды олигополии:

• Однородная – на рынке действует несколько предприятий, производящих однородную продукцию.

• Неоднородная – на рынке действует несколько предприятий производящих дифференцированную продукцию.

• Дуополия – на рынке действуют 2 производителя.

• Олигопсония – на рынке действует несколько потребителей и много продавцов.

28. Положительные и отрицательные внешние эффекты

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц.

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

29. Общественные блага.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства

30. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование – совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Индустриально развитые страны имеют значительный опыт антимонопольного регулирования.

Обычная экономическая мера — ограничения на рост цен для монопольных производителей. Что касается монополизма в области новых и новейших технологий, то он, как правило, преодолевается посредством конкуренции, и задача государства — поощрять ее разными способами

31. Государственное регулирование монополии.

Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru

32. Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция — это отрасль, в которой действует относительно большое количество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, между которыми существует ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru Ценовая дискриминация и ее виды - student2.ru

Наши рекомендации