Необходимый теоретический минимум.
Необходимый теоретический минимум.
Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Бизнес- план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия (описание его создания, реконструкции или функционирования), рабочий инструмент товаропроизводителя для организации своей деятельности.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. В настоящее время нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности предприятия и целью его составления. Существующие в настоящее время многочисленные рекомендации по составлению бизнес-плана включают типовую структуру, в оформлении которой имеются различия, однако они не носят принципиального характера. По экономическому содержанию можно выделить три основные части бизнес-плана:
· вводная (описательная), включающая резюме, общую характеристику предприятия и описание продукции, производимой в рамках проекта;
· основная часть, состоящая из маркетингового, производственного и финансового планов;
· заключительная, содержащая основные выводы и перечень приводимых в проекте приложений.
Рассмотрим содержание основных разделов бизнес-плана.
Резюме
В этом разделе указывают полное наименование организации, юридический адрес, почтовые и платежные реквизиты, контактный телефон. Приводится информация о результатах реализации проекта; факторах риска проекта; совокупной стоимости проекта, объеме средств, которые инициатор инвестирует в проект; о финансовом состоянии сельскохозяйственной организации за последние 3 года (сумма прибыли, убытков) и определяется группа, к которой относится эта организация на основании коэффициента финансовой устойчивости. В конце приводятся результаты расчёта экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений.
Общая характеристика предприятия.
Целью данного раздела является формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.
Данный раздел может содержать следующие данные:
· наименование предприятия, его организационно-правовую форму, юридический и почтовый адрес;
· краткая экономико-географическая и историческая справка;
· уставный капитал предприятия,
· учредители и распределение капитала между ними;
· организационная структура предприятия;
· структура активов предприятия (основной и оборотный капитал) информация об имуществе предприятия, степени его изношенности;
· описание текущего финансового состояния предприятия;
· специализация предприятия, структура товарной продукции;
· цели и задачи предпринимательской деятельности.
Описание продукции, работ и услуг, производимых в рамках проекта.
В этом разделе дается описание видов продукции и услуг, предлагаемых организацией. Здесь же следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.
Для характеристики новой продукции или расширения производства уже выпускаемой, важно обосновать её конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества могут рассматриваться в двух аспектах: снижение издержек или специализация.
План маркетинга.
В данном разделе даётся оценка рыночным возможностям предприятия, и рассматриваются предполагаемые стратегии сбыта продукции на рынке.
Раздел включает основные параметры рынка; характеристику рынка; характеристику потребителей продукции; характеристику конкурентов; разработку стратегий продвижения продукции на рынок и ценообразования.
5. Производственный план
Основная цель данного раздела – описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны.
Структура данного раздела бизнес-плана включает следующие подразделы:
1. Планирование объемов производства продукции
2. Схема технологического процесса
3. Потребность в основных фондах
4. Потребность в персонале и заработной плате
5. Потребность в ресурсах.
6. Калькуляция себестоимости продукции
7. Расчет прибыли от реализации продукции
6. Финансовый план и оценка эффективности проекта
В этом разделе бизнес-плана дается стоимостная оценка проекта на основе обобщения материалов предыдущих разделов. Оценку составляют следующие документы и расчеты:
· перечень источников и объем финансовых средств на начало
реализации проекта;
· сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовой деятельности;
· сальдо инвестиционной деятельности;
· сальдо финансовой деятельности;
· калькуляция затрат на производство продукции согласно технологической карте производства;
· показатели прибыльности проекта;
· баланс денежных расходов и поступлений.
Оценка эффективности инвестиционных проектов, как правило, проводится в два этапа.
На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, то переходят ко второму этапу оценки.
Второй этап осуществляется после определения схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяется финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них.
Система показателей оценки эффективности инвестиционного проекта представляется следующими динамическими показателями эффективности инвестиций, методика расчета которых рассмотрена в предыдущем разделе практикума:
· чистый дисконтированный доход (абсолютная величина, отражающая масштабы проекта, и размер дохода от проекта);
· внутренняя норма доходности (качественный показатель, характеризующий доходность инвестиций);
· дисконтированный срок окупаемости (показывает время возврата вложенных средств и используется в качестве показателя, характеризующего риск проекта).
Оценка риска.
Поскольку современная рыночная ситуация является достаточно нестабильной, при разработке бизнес-плана важно провести оценкуриска инвестирования. Проблема соотношения риска и доходов в производственной и финансовой деятельности предприятия является одной из наиболее важных. Для предприятия риск означает наступление неблагоприятного события, способного привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности. Поэтому при разработке бизнес-плана необходимо учесть возможные изменения рыночной ситуации, указать состав возможных рисков и какие потери при их наступлении могут произойти, по каким видам рисков и на какую сумму следует застраховать соответствующие риски и имущество предприятия.
Количественный анализ предполагает определение размера риска. Его можно провести, используя различные методы, основными из которых являются:
· статистический;
· анализ целесообразности затрат;
· метод экспертных оценок;
· метод использования аналогов;
· аналитические методы.
Одним из аналитических методов является анализ чувствительности модели.
Метод анализа чувствительности модели – методика анализа риска, исследующая ситуации, в которых изменяются ключевые переменные (количество проданной продукции, цена реализации, издержки), и в результате изменяются финансовые показатели деятельности организации. Анализ производится в несколько этапов:
· Выбор основного ключевого показателя или параметра, относительно которого производится оценка чувствительности, расчет его при наиболее вероятном варианте осуществления проекта. Таким показателем может быть один из интегрированных показателей эффективности проекта: внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход, индекс доходности дисконтированных инвестиций.
· Выбор факторов, изменение которых повлечет изменение ключевого показателя (объем и цена реализации, постоянные и переменные издержки, цена капитала (ставка дисконтирования) и т.д.);
· Расчет значений ключевого показателя на различных этапах осуществления проекта.
Анализ чувствительности позволяет учесть риск и неопределенность. Например, если цена продукции оказалась критическим фактором, то можно усилить программу маркетинга или снизить стоимость проекта. Если проект окажется чувствительным к изменению объема производства продукции, то следует уделить больше внимания программе обучения персонала, менеджменту и другим мерам по повышению производительности.
Выводы
В данном разделе даётся заключение о возможности и выгодности реализации проекта.
Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.
Задание.
Разработать основную часть бизнес-плана по производству подсолнечного масла на сельскохозяйственном предприятии.
Примечание:
Расчеты выполнить в соответствии с номером своего варианта. Вариант определяется по порядковому номеру студента в списочной численности. Символ «´´» в таблицах соответствует номеру варианта.
Последовательность выполнения задания.
Основная часть бизнес-плана состоит из маркетингового, производственного и финансового планов, а также оценки рисков.
1. Разработка плана маркетинга.
В этом разделе необходимо определить систему мероприятий по активному воздействию на потребительский спрос в целях завоевания рынка и расширения сбыта продукции. В данном разделе необходимо определить конкурентов – производителей аналогичной продукции. Желательно охарактеризовать уровень цен, провести SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Результаты SWOT-анализа представить в виде матрицы решения (табл. 12).
Таблица 12 - Матрица решений как результат SWOT-анализа
Параметры | Возможности организации | |
Сильные стороны | 1. Рост объемов потребления подсолнечного масла | 2. Количество конкурентов на местном рынке |
1. Качество семенного материала | ||
2. Финансовая устойчивость предприятия | ||
Слабые стороны | 1. Рост объемов потребления подсолнечного масла | 2. Количество конкурентов на местном рынке |
1. Наличие конкурентов на региональном рынке | ||
2. Отсутствие маркетинговой службы на предприятии | ||
Сильные стороны | Рыночные угрозы | |
1. Неблагоприятные погодно-климатические условия | 2. Количество конкурентов на региональном рынке | |
1. Качество семенного материала | ||
2. Финансовая устойчивость предприятия | ||
Слабые стороны | 1. Неблагоприятные погодно-климатические условия | 2. Количество конкурентов на региональном рынке |
1. Наличие конкурентов на региональном рынке | ||
2. Отсутствие маркетинговой службы на предприятии |
2. Разработка производственного плана.
Данный раздел включает:
Планирование объемов производства
Объемы переработки сырья и выхода готовой продукции планируют на основе потенциальных возможностей предприятия. В рамках данного инвестиционного проекта сырьем для производства подсолнечного масла являются семена подсолнечника собственного производства.
В результате выполнения технологического процесса, кроме основной продукции, получают побочную. Побочной продукцией при производстве масла подсолнечного является жмых, используемый на корм скоту и подлежащий реализации, и лузга, используемая в качестве кормовой добавки в животноводстве, а также при выращивании грибов.
Планируемый объем продаж основной и побочной продукции определяют исходя из объема семян подсолнечника, отпускаемого на переработку, и процента выхода подсолнечного масла и побочной продукции, в том числе и неиспользуемых (мертвых) отходов.
С учетом изложенного объемы основной и побочной продукции могут быть определены из следующих выражений: (19) (20) (21) (22)где Qсемян, Qмасло, Qжмых, Qлузга, Qотходы - соответственно объемы производства семян подсолнечника, масла, жмыха, лузги, мертвых отходов, т; % масло, %жмых, %лузга, %отходы – соответственно процент выхода из семян подсолнечника масла, жмыха, лузги, мертвых отходов, %.Полученное подсолнечное масло разливают в пластиковые бутылки емкостью 1, 1,5 и 5 литров, закупаемые у поставщиков этой тары, из расчета 30, 30 и 40% от общего объема соответственно. Выход готовой продукции (фасованного подсолнечного масла разной емкости) определяют путем деления объема подсолнечного масла с учетом его плотности (0,94 кг/л) на объем фасовочной емкости: (23)где N бут - количество бутылок разной емкости с подсолнечным маслом, шт.; ρмасло - плотность подсолнечного масла, кг/л; Vбут – емкость бутылок, л.Полученный в результате отжима жмых реализуют на сторону по рыночным ценам. Лузга может быть использована как кормовая добавка в животноводстве. В рамках данного инвестиционного проекта данный вид побочной продукции не используется по своему назначению и подлежит утилизации.С учетом изложенного, рассчитайте объемы производства подсолнечного масла и побочной продукции. Результаты расчетов представить в виде таблицы 16.
Таблица 16 – Расчет объемов производства основной и побочной продукции переработки семян подсолнечника
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя |
Объем семян подсолнечника, отпускаемого на переработку | т | 12ХХ |
Выход основной и побочной продукции: | ||
масло подсолнечное | % | |
жмых | % | |
лузга | % | |
мертвые отходы | % | |
Выход готовой продукции: | ||
масло подсолнечное | т | |
л | ||
жмых | т | |
лузга | т | |
мертвые отходы | т | |
Планируемый объем продаж масла подсолнечного, разлитого в пластиковые бутылки емкостью: | ||
1 л (30% общего объема масла) | тыс. шт. | |
1,5 л (30% общего объема масла) | тыс. шт. | |
5 л (40% общего объема масла) | тыс. шт. | |
Рыночная цена реализации продукции: | ||
масла подсолнечного | руб./л | |
жмыха | руб./т | |
Выручка от реализации продукции, всего | ||
в т.ч. масла подсолнечного | тыс. руб. | |
жмыха | тыс. руб. |
Необходимый теоретический минимум.
Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Бизнес- план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия (описание его создания, реконструкции или функционирования), рабочий инструмент товаропроизводителя для организации своей деятельности.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. В настоящее время нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности предприятия и целью его составления. Существующие в настоящее время многочисленные рекомендации по составлению бизнес-плана включают типовую структуру, в оформлении которой имеются различия, однако они не носят принципиального характера. По экономическому содержанию можно выделить три основные части бизнес-плана:
· вводная (описательная), включающая резюме, общую характеристику предприятия и описание продукции, производимой в рамках проекта;
· основная часть, состоящая из маркетингового, производственного и финансового планов;
· заключительная, содержащая основные выводы и перечень приводимых в проекте приложений.
Рассмотрим содержание основных разделов бизнес-плана.
Резюме
В этом разделе указывают полное наименование организации, юридический адрес, почтовые и платежные реквизиты, контактный телефон. Приводится информация о результатах реализации проекта; факторах риска проекта; совокупной стоимости проекта, объеме средств, которые инициатор инвестирует в проект; о финансовом состоянии сельскохозяйственной организации за последние 3 года (сумма прибыли, убытков) и определяется группа, к которой относится эта организация на основании коэффициента финансовой устойчивости. В конце приводятся результаты расчёта экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений.