Система экономических и административных регуляторов нтп.

Экономическая среда, заинтересовывающая всех участников инновационной деятельности в разработке и применении новшеств, формируется за счет рациональной обеспеченности всеми видами ресурсов на основе инвестиционной, кредитной, налоговой и амортизационной политики.

Инвестиционное регулирование осуществляется посредством разнообразных финансовых рычагов и стимулов и представляет основу развития инновационной сферы.Финансирование научно-технической деятельностипроизводится за счет различных источников. Одним из основных являются средства государственного бюджета. При утверждении финансового плана страны на очередной год устанавливается нижний предел общих затрат на научно-техническую деятельность в процентах от доходной части бюджета, а также нормативы объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на НИиОКР.

Бюджетное финансирование развития науки и техники осуществляется по следующим направлениям:

· проведение фундаментальных и прикладных исследований в области технических и общественных наук;

· выполнение государственных программ и проектов;

· подготовка и повышение квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-педагогических кадров;

· развитие материально-технической базы научных коллективов и научно-технических организаций;

· предоставление беспроцентных ссуд;

· оплата процентов по банковским кредитам;

· погашение задолженности научных учреждений;

· расходы по межгосударственным соглашениям и договорам.

Важным источником финансирования развития НТП являются средства фондов специального назначения (например, фонд фундаментальных исследований, инновационный фонд и другие). Эти фонды создаются Правительством Российской Федерации за счет средств государственного бюджета, добровольных отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов. Министерствами, ведомствами Российской Федерации могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий (например, определенный процент от себестоимости товарной продукции, а также работ или услуг) и других добровольных взносов.

Кредитное регулирование является одной из первоочередных мер, обеспечивающих эффективное функционирование инновационной сферы. Осуществление кредитного регулирования возможно по ряду направлений, в числе которых наиболее важными являются следующие:

· формирование сети инновационных банков, государственное стимулирование развития акционерных коммерческих и кооперативных инновационных банков; · выдача льготных кредитов на работы, связанные с созданием, освоением и применением новой техники и технологии;

· гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;

· активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.

Льготное налогообложение для научно-технической сферы должно направляться на поддержку предприятий и организаций, деятельность которых связана с реализацией приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирование наукоемких производств, предприятий малого инновационного и венчурного предпринимательства, развитие научно-технической инфраструктуры.

Важной составной частью системы государственного стимулирования НТП является амортизационное регулирование. В первую очередь методы ускоренной амортизации апробируются в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, а также в наукоемких отраслях и отраслях с высокотехнологичной продукцией.

В ряде отраслей сферы НИиОКР и производства продукции значительный удельный вес занимает государственный сектор, в котором основой реализации научно-технических мероприятий по-прежнему остается государственный заказ.

Государственный заказ представляет собой задание по реализации федеральных научно-технических программ и особых проектов. Размещается государственный заказ на конкурсной основе.

Использование госзаказа в системе государственного регулирования НТП позволяет:

· обеспечить ключевую роль соответствующих производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов;

· инициировать крупномасштабные структурные изменения;

· стимулировать изготовление продукции, производство которой отстает от народнохозяйственных потребностей.

Организация государственного регулирования научно-технической сферы производится через систему федеральных и региональных органов государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями. К этим органам относятся: Законодательное собрание Российской Федерации в составе Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство России, федеральные министерства и ведомства, в числе которых - Государственный комитет России по науке и технологиям, Российская Академия наук; органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ.

Инвестиции - совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства. К инвестициям относятся: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Долгосрочные инвестиции связаны: с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Такие работы приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию; с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств; с приобретением земельных участков и объектов природопользования, активов нематериального характера. Инвестиции подразделяются на финансовые и реальные. Финансовые инвестиционные вложения в финансовые инструменты, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты.

Капиталовложения в социальную инфраструктуру и прочие сферы экономики, оказывают определяющее влияние на рост ВВП, занятость населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное направление регулирования. Все прочие направления так или иначе связаны с ним.

Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия инвестирования, формирует для капиталовложений благоприятный климат. Посредством денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного процента в таких пределах, в которых у частного капитала, появляются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые инвестиционные льготы общеэкономического характера, которыми могут воспользоваться все производители.

Инвестиционные льготы - льготы, предоставляемые преимущественно в виде субсидий, снижения и отсрочки уплаты налогов инвесторам в случае соответствия их капиталовложений целям и условиям государственных экономических программ

Реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагается налогами, либо облагается по льготной (пониженной) ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в конечном счете, используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.

Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является предоставляемое предприятиям различных организационно-правовых форм право на ускоренное амортизационное списание основного капитала. Вещественные элементы основного капитала в процессе их эксплуатации подвергаются физическому износу и постепенно теряют свою первоначальную стоимость. Однако амортизация не исчезает бесследно, а переносится на создаваемый продукт, после реализации которого она по частям в денежной форме возвращается к изготовителю. Последний накапливает эти средства в амортизационном фонде, служащем в первую очередь для восстановления выбывающих вследствие износа элементов основного капитала.

Сущность ускоренной амортизации состоит в том, что государство разрешает предпринимателям списывать в амортизационный фонд денежные суммы не по мере фактического износа элементов основного капитала, а в большей мере. При этом в амортизационный фонд включается часть прибыли, которая таким путем освобождается от налогов, ибо амортизационный фонд в принципе не подлежит налогообложению по законодательству. Законодательство в странах Запада предполагает составление предприятиями долгосрочного амортизационного плана, включающего в том числе выбор одного или нескольких из предусматриваемых хозяйственным правом методов амортизационного списания. К таким методам, наряду с линейным, относятся методы ускоренного списания - по остаточной стоимости, по сумме чисел лет полезного использования и др. Изменения в амортизационном плане допускаются лишь в исключительных случаях, при обосновании фирмой аудитору их вынужденной необходимости, т.к. такие изменения глубоко затрагивают всю систему ведения счетов и бухгалтерского учета фирмы, расчета издержек, прибыли и налоговой базы.

Фактическое завышение объема амортизационного фонда позволят использовать его не только по сущностной принадлежности, т.е. для замены изношенных, выбывающих элементов основного капитала, но и для расширения последнего. В результате стимулируется весь инвестиционный процесс, а следовательно, рост ВВП.

Наряду с общеэкономическим осуществляется целенаправленное регулирование инвестиций в рамках структурной политики.

Структурная политика - система мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЧ НТП.

Зарубежная и отечественная практика уже давно доказала, что предприятия, особенно крупные и средние, не могут рассчиты­вать на успех без систематического прогнозирования и планирования НТП. В целом прогнозирование представляет собой науч­но обоснованное предвидение развития социально-экономичес­ких и научно-технических тенденций.

Научно-технический прогноз — обоснованная вероятностная оценка перспектив развития определенных областей науки, тех­ники и технологии, а также требуемых для этого ресурсов и орга­низационных мер. Прогнозирование НТП на предприятии - это, по сути, нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области.

Объектом прогнозирования могут быть техника, технология и их параметры, организация производства и труда, управление предприятием, новая продукция, требуемые финансы, НИР, подготовка научных кадров и др. По содержанию различают прогнозы:

•появления принципиально новых открытий и изобретений;

•областей использования уже сделанных открытий;

•появления новых конструкций, машин, оборудования, техно­логий и их распространения в производстве.

Прогнозы могут быть краткосрочные (до 2—3 лет), среднес­рочные (до 5—7 лет), долгосрочные (до 15—20 лет).Важно, чтобы на предприятии достигалась непрерывность прогнозирования, т. е. наличие всех временных прогнозов, кото­рые периодически должны пересматриваться, уточняться и прод­леваться.

Отечественная и зарубежная практика насчитывает около 150 различных методов разработки прогноза, но на практике наи­большее распространение получили следующие методы:

•методы экстраполяции;

•методы экспертных оценок;

•методы моделирования.

Метод экстраполяции состоит в распространении закономер­ностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный пери­од, на будущее. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает многих факторов, которые могут по­явиться в прогнозируемом периоде и в значительной мере изме­нить сложившуюся предпрогнозную закономерность (тенден­цию), что может существенно повлиять на точность прогноза.

Методы экстраполяции наиболее целесообразно применять для прогнозирования направлений науки и техники, изменяю­щихся во времени эволюционным путем, в том числе для прогно­зирования процессов, развивающихся экстенсивным путем. При прогнозировании новых направлений развития науки и техники более эффективны методы, учитывающие опережающую инфор­мацию о новых технических идеях и принципах. Одним из этих методов может быть метод экспертных оценок.

Методы экспертных оценок базируются на статистической об­работке прогнозных оценок, полученных путем опроса высокок­валифицированных специалистов в соответствующих областях.

Различают несколько методов экспертных оценок. Индиви­дуальный анкетный опрос позволяет выяснить независимое мнение экспертов. Метод «дельфи» предполагает проведение вторичного опроса после того, как эксперты ознакомятся с пер­воначальными оценками своих коллег. При достаточно близком совпадении мнений «образ» проблемы выражается с помощью средних оценок. Групповой метод прогнозирования основан на предварительном обсуждении «дерева целей» и выработке кол­лективных оценок соответствующими комиссиями.

Предварительный обмен мнениями повышает обоснован­ность оценок, но создает возможность для подчинения отдель­ных экспертов влиянию наиболее авторитетных членов группы. В связи с этим может быть использован метод коллективной генерации идей – «мозговая атака», при которой каждый участник группы из 10-15 человек высказывает независимо друг от друга оригинальные идеи и предложения. Их критическая оценка про­изводится лишь после окончания совещания.

Разнообразны и методы прогнозов на основе моделирования: логические, информационные и математико-статистические. Данные методы прогнозирования на предприятиях не получили широкого распространения, в основном из-за их сложности и от­сутствия необходимой информации.

В целом прогнозирование НТП включает:

•установление объекта прогноза;

•выбор метода прогнозирования;

•разработку самого прогноза и его верификацию (вероятност­ную оценку).

После прогнозирования идет процесс планирования НТП на предприятии. При его разработке необходимо придерживаться следующих принципов:

- приоритетность. В план необходимо включать самые важные и перспективные направления НТП, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечит предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу. Соблюдение принципа приоритетности вытекает из ограниченности ресурсов на пред­приятии;

- непрерывность планирования. На предприятии должны разра­батываться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные пла­ны НТП, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит ре­ализацию данного принципа;

- сквозное планирование. Планироваться должны все составляю­щие цикла «наука–производство», а не отдельные его составляю­щие. Как известно, цикл «наука–производство» состоит из следу­ющих элементов: фундаментальные исследования; поисковые исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские разработки; создание опытного образца; технологи­ческая подготовка производства; выпуск новой продукции и ее тиражирование. В полном объеме данный принцип может быть осуществлен только на крупных предприятиях, где есть возмож­ность осуществления всего цикла «наука–производство»;

- комплексность планирования. План НТП должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социально­го развития предприятия - производственной программой, пла­ном капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом. При этом сначала разрабатывается план НТП, а затем остальные разделы плана экономического и социального развития предприятия;

- экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами. В план НТП должны включаться только экономически обоснованные мероприятия (т. е. выгодные для предприятия) и обеспе­ченные необходимыми ресурсами. Довольно часто этот принцип планирования НТП не соблюдается, а отсюда его слабая реали­зуемость.

Для экономического обоснования внедрения новой техники и технологии, выпуска новой продукции на предприятии должен разрабатываться бизнес-план. Он нужен не только для того, что­бы работники предприятия убедились в выгодности того или иного проекта, но и для привлечения инвесторов, особенно иностранных, если на предприятии нет или недостаточно собственных средств для реализации выгодного проекта.

К основному методу планирования НТП на предприятии от­носится программно-целевой метод.

Разделы плана НТП зависят от сложившейся ситуации на предприятии, конкретных потребностей прогнозных оценок и наличия собственных и заемных ресурсов.

План НТП на предприятии может состоять из следующих разделов:

1.Реализация научно-технических программ.

2.Внедрение новой техники и технологии.

3.Внедрение ЭВМ.

4.Совершенствование организации производства и труда.

5.Продажа и закупка патентов, лицензий, ноу-хау.

6.План по стандартизации и метрологическому обеспечению.

7.План научной организации труда (НОТ).

8.Улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции.

9.Выполнение научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ.

10.Экономическое обоснование плана НТП.

Наши рекомендации