Особенности процесса реализации

Процесс реализации продукции можно разделить на четыре пе­риода. Первый период фактически сводится к заключению дого­воров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реали­зации продукции с учетом соблюдения предприятием условий под­писанных договоров-поставок. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика.

На процесс реализации оказывают влияние многие факторы, среди которых можно назвать следующие:

• установленные сроки поставки продукции;

• увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучше­ния использования производственных мощностей и основных фондов;

• производительность труда;

• ввод в действие новых мощностей и оборудования;

• обеспечение равномерной загрузки производственных под­разделений;

• повышение серийности производства;

• количество рабочих дней в каждом квартале;

• сезонность и сменность работы;

• сезонность реализации продукции;

• возможность выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов по различным производственно-техническим или организационным причинам;

• снятие с производства устаревших, нерентабельных изде­лий, не находящих потребителей.

Подразделение по сбыту

Решение проблемы повышения надежности, стабильности и доходности производства диктует необходимость создания дейст­венного структурного подразделения предприятия по реализации продукции. Данное подразделение может быть представлено то-варопроводящей сетью, в состав которой входят магазины опто­вой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз. Предприятие может воспользоваться услугами посредников.

Торговый посредник может быть юридическим или физичес­ким лицом, который принимает на себя обязательства содействия и продавцам, и покупателям товаров в установлении договорных связей между ними. Однако посредник может осуществлять закуп­ки товаров для целей последующей их продажи на обусловленных покупателем условиях, которые могут содержать, например, размер партии, срок поставки, способ отгрузки и другие параметры.

Существует большое разнообразие торговых посредников: агенты, дилеры, дистрибьюторы, коммивояжеры. В соответствии с этим весьма разнообразны виды посреднических фирм и органи­заций. К ним можно отнести снабженческо-сбытовые, оптово-по-среднические, розничные фирмы и предприятия, розничные и оп­товые магазины, коммерческие центры, торговые дома, агентские фирмы. Классификацию посреднических фирм, организаций, предприятий можно продолжить по признаку целевых функций и характеру деятельности на рынке, исходя из этого можно выделить посредничество в товародвижении, распределении товаров, уста­новлении хозяйственных связей и заключении контрактов.

Посредничество в товародвижении, например, заключается в том, что посредник принимает участие лишь в движении* продук­ции от предприятия-изготовителя до покупателя-потребителя, осуществляя хранение и отгрузку продукции со склада или базы в соответствии с условиями, изложенными в договоре поставки.

Посредничество в распределении характеризуется тем, что торговый посредник осуществляет функции распределения в от­ношении закупленной им продукции. При этом торговый посред­ник становится собственником данной продукции. Эта услуга на­зывается продажей товара из формируемых товарных (торговых) запасов по заказам клиентов. В этом случае торговля может осу­ществляться по образцам и каталогам.

Посредничество в установлении хозяйственных связей и за­ключении контрактов предполагает участие торговых посредни­ков только на стадии сведения покупателя и изготовителя и за­ключения хозяйственных договоров. За посреднические услуги торговый посредник получает вознаграждение, но подобный ре­зультат он может получить и при трехстороннем договоре. Суть его состоит в следующем. В подобной сделке торговый посредник становится одним из ее участников, однако движение товара осу­ществляется транзитом, минуя его. В этом случае торговый по­средник становится покупателем товара для изготовителя и про­давцом для потребителя. Такого рода сделки возможны и эффек­тивны тогда, когда торговый посредник имеет деловые и долгос­рочные контракты с изготовителем продукции. Кроме того, он может взять на себя обеспечение гарантий поставок товаров по­купателям.

Хотя это и несвойственные функции торгового посредника, в жизни происходит постоянное их совмещение. Например, по­средничество в установлении хозяйственных связей и заключении договоров (контрактов) часто сочетается с посредничеством в то­вародвижении.

Спрос на посреднические операции постоянно растет, по­скольку это сказывается на снижении издержек производства. Это дает еще больший эффект, если торговый посредник возьмет на себя и финансовый риск, возникающий от колебания цен и из­менения таможенных и налоговых ставок и пошлин.


Наши рекомендации