Предмет и метод экономической теории.

Предмет и метод экономической теории.

Экономика – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

При анализе экономических процессов экономисты используют общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п.

Метод научной абстракции. Его суть – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции – категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов.

В экономике широко используется функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых.

Экономическое моделирование. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие анализ тех или иных взаимозависимостей, позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Экономические эксперименты – это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне.

Сущность и структура общественного производства. Производительные силы и производительные отношения.

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

Производство- это процесс создания материальных и нематериальных благ и услуг.

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предмета труда и средств труда. Труд — это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг.

Предмет труда — это то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания готового продукта. Средства труда — это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Предметы и средства труда, необходимые для создания какого-либо товара, образуют средства производства.

Производительные силы — это средства производства и рабочая сила в тесном взаимодействии.

Производственные отношения — это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Производственные отношения-это отношения, в которую вступают люди в процессе производства. По структуре экономические отношения подразделяются на организационно-экономические и социально-экономические. Организационно-экономические отношения складываются по поводу того, как организованы производство, распределение и обмен произведенного продукта. Формами организации являются: разделение труда, кооперация труда, концентрация производства, его централизация и др. Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства. Результатом хозяйственной деятельности людей в течение года является общественный продукт. В своем движении он проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.Производство есть процесс создания полезного продукта. Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном продукте.Обмен — это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Потреблениепредставляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление является заключительной фазой использования продукта.

Лекция

Монополия и ее виды.

Монополия(греч. монос — один, полео — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Цель монополии — получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной. Естественные монополии.Ею обладают собственники, имеющие редкие и свободно непроизводимые элементы производства. Еще к ней относят крупномасштабные производства, которые обеспечивают большую эффективность и наименьшие затраты(железные дороги, водопроводы). Исскуств-е монополии –означает сосредоточение в чьих-то руках( только рынка) того и иного продукта ради получения прибыли.Формы исскусв-ых монополий: Картель — соглашение о квоте (количество) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта(кофе, бананы). Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукциии. Трест - монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм. Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией. Конгломерат — объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы. Холдинг- головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому, влияющая на их деятельность. Различают 3 вида монопольных цен: 1) монопольно-высокие цены-цены, по которым они продают свою продукцию с целем получения прибыли.2) монопольно низкие цены-цены, по которым они закупают товары у поставщиков. 3) Дискриминационные цены-это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям.

Государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний. В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако закон несовершенен, и используется он недостаточно.

Стр 187.

Основные причины инфляции

  • Повышение номинальной заработной платы (например, под давлением профсоюзов, когда ее увеличение не обусловлено повышением производительности труда)
  • Увеличение цен на сырье и энергию (вследствие чего нарушается механизм предложения)
  • Увеличение налогов

Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вслед­ствие роста заработ­ной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокраще­нию производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейше­му сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Стагфляция — инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.

Виды инфляции:

По характеру протекания:

  • открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
  • скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.

В зависимости от темпа роста цен:

  • умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и посте­пенно (до 10% в год);
  • галопирующая – быстрый рост цен (при­мерно 100—150% в год);
  • гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

По степени расхождения роста цен по различным товарным группам:

  • сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
  • несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.

Последствия инфляции:

Для сферы производства:

  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
  • обесценение всего фонда накопления;
  • обесценение кредитов;
  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

  • перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);
  • отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;
  • обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;
  • определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;
  • снижение покупательной способности денежной единицы.

Для экономических отношений:

  • владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;
  • потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;
  • поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;
  • кредиторы избегают давать в долг.

Для денежной массы:деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.

НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:

Предмет и метод экономической теории. - student2.ru

где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. (экономика 23-44, 34).

Кривая Лаффера

Предмет и метод экономической теории. - student2.ru

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Предмет и метод экономической теории.

Экономика – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

При анализе экономических процессов экономисты используют общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п.

Метод научной абстракции. Его суть – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции – категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов.

В экономике широко используется функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых.

Экономическое моделирование. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие анализ тех или иных взаимозависимостей, позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Экономические эксперименты – это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне.

Наши рекомендации