Тема 4. Эластичность спроса и предложения.
Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.
1. Ценовая эластичность спроса – это понятие, характеризующее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены.
Количественно эластичность спроса оценивается коэффициентом эластичности спроса (Ed) по формуле:
(1),
где Q1, Q2 – соответственно количество спрашиваемой продукции до и после изменения цены.
Р1 и Р2 – первоначальная цена и цена после изменения.
Ed>1 – спрос эластичен
Ed=1 – единичная эластичность спроса
Ed<1 – неэластичный спрос
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки (PxQ) от продажи продукции:
– если Р и выручка (PxQ) изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен;
– если Р и выручка (PxQ) изменяются в одном направлении, спрос неэластичен;
– если при изменении Р выручка (PxQ) остается неизменной, значит, это случай единичной эластичности спроса.
Если имеем несколько изменений количества спрашиваемой продукции и несколько изменений цены, то для расчета Ed применяется модифицированная формула «центральной точки»:
(2)
График абсолютно неэластичного спроса (Ed=0) представляет собой вертикальную линию, абсолютно эластичного спроса (Ed->∞) – горизонтальную.
Факторы, влияющие на степень эластичности спроса:
– количество доступных товаров-заменителей (чем больше заменителей есть у товара, тем более эластичен спрос на него);
– удельный вес товара в доходе потребителя (чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него);
– принадлежность товара к предметам первой необходимости или к предметам роскоши (спрос на товары первой необходимости неэластичен, а на предметы роскоши – эластичен);
– время (чем больше период времени, который есть у потребителя для анализа ситуации после изменения цены, тем более эластичным становится его спрос на товар).
2. Эластичность предложения– это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товаров в соответствии с относительным изменением его цены.
Эластичность предложения не имеет качественной характеристики в соответствии с динамикой выручки (PxQ). Количественно эластичность предложения оценивается с помощью коэффициента эластичности предложения:
(3)
где Q1 и Q2 – количество предлагаемой продукции до и после изменения цены.
Основным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является время. Чем больше времени имеется в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены, тем сильнее будут соответствующие изменения в объеме производства и предложения.
В пределах кратчайшего (мгновенного) периода производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным (вертикальная линия, Es=0).
В пределах короткого (краткосрочного) периода производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования; предложение поэтому оказывается более эластичным.
На протяжении долгосрочного (длительного) периода могут быть приняты все меры (включая изменение мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся спросу. И предложение становится еще более эластичным.
Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению «нормальных» цен (цена длительного равновесия).